Вопросы

1. В чем состояла цель работы классного руководителя Ири-
ны Михайловны Силантьевой, определившая план ее действий как
воспитателя учащейся молодежи?

2. Расскажите, какие, по вашему мнению, характерологические

1 Катькалов В. Ориентир — гражданственность: Забота классного руково-
дителя//Уч.итбльокая газета.—1980.^29 апр,

24»


особенности личности учителя (темперамент, волевые качества,
эмоциональность и т. д.), а также аспекты его жизненного опыта
(опыт педагогической деятельности, опыт общения с конкретным
коллективом учащихся, с конкретными школьниками, стиль руко-
водства деятельностью классного коллектива и т. д.) в наибольшей
мере способствовали проявлению у учащихся общественной актив-
ности.

3. Докажите, что для успешного выполнения функций класс-
ного руководителя решающее значение имеют его установка по
отношению к учащимся, знания социально-психологического ме-
ханизма детского коллектива и осознание своей социальной роли
как учителя-воспитателя учащейся молодежи.

Задача 10

Психологической наукой установлено, что для каждого возраст-
ного периода психического развития ребенка характерны свои осо-
бенности. Эти возрастные особенности детской психики являются
субъективными факторами психического развития ребенка, его осо-
бенностей. Бережное отношение к закреплению и сохранению ут-
верждавшихся позитивных черт его личности — важнейшая задача
учителя-воспитателя подрастающего поколения. Для успешной
реализации этой задачи каждый учитель должен овладеть навыка-
ми управления процессом воспитания детей разных возрастов.

Прочитайте высказывание доцента педагогического институ-
та и учителя школы № 10 г. Новосибирска Э. Горюхиной и дайте
ответы на вопросы.

«Детство—это особый мир, причем в известной мере обособ-
ленный от мира взрослых. Наиболее характерной формой отноше-
ния «взрослые—дети» стала форма: дети для нас объект забот,
. внимания, тревог. Однонаправленность таких отношений заведо-
мо ставит ребенка в позицию потребителя.

Часто взрослые жалуются на инфантилизм детей, на их пас-
сивность. Что ж, мы пожинаем плоды этой самой однонаправлен-
ной установки. Но не проигрываем ли мы все—дети и взрослые—
от возрастной изоляции, которую сами и создаем. Посмотрите на
взрослеющих детей: они теряют интерес к малышам потому, что
им не о чем разговаривать с этими «тараканами», как называет
Дюшку Тягунова старшеклассник Левка Гайзер из книжки
В. Тендрякова «Весенние перевертыши».

Однако нельзя ли в реальной жизни нарушить возрастные гра-
ницы, накладываемые особенностями нашей жизни? Нельзя ли
специально организовать контакты между людьми разных возрас-
тов?

Наш Новосибирский педагогический институт совместно с За-
падно-Сибирским межобластным отделением бюро пропаганды
советского киноискусства вот уже шестой год ведет клуб межвоз-
растных контактов. Его мы и назвали «Диалоги».

История его такова. В киноклубе показывали фильм «Мимо
окон идут поезда». Начали спорить о поступках подростков. И

вдруг пришла мысль: интересно, а как объясняют их ровесники
героев фильма?

И вот я привезла из 10-й школы знакомых мне пятиклассников,
которые теперь уже в Х классе. Они посмотрели вместе с нами
фильм, а затем отвечали на вопросы студентов. То, что мы услы-
шали и увидели, превзошло все ожидания. Оказалось, что слож-
ные психологические узелки фильма, которые распутывал пяти-
классник, «провоцировали» его на рассказ о самом себе. Стремясь
объяснить нам, взрослым, поведение своих сверстников, их отно-
шение к старшим, ребенок фактически рассказывал о себе самом.

Более яркой, более правдивой и, если хотите, исповедальной
формы разговора о тревогах и радостях своего возраста найти
трудно. В то же время установка на рассказ о другом надежно
страхует его собственный внутренний мир от внешних посяга-
тельств.

После просмотра фильма «Весенние перевертыши» решили:

пусть сначала поговорят «дюшки тягуновы» из школы № 10, за-
тем десятиклассники, а потом обобщение сделают студенты. Когда
дело дошло до десятиклассников, Сережа Павленко, ныне студент
Новосибирского университета, с присущей ему точностью сфор-
мулировал идею, лежащую в основе нашего клуба: «Смешно, но
мне добавить нечего. Все уже сказано. И сейчас я подумал не о
фильме, а о нашем отношении к малышам. Бегают они по школе,
мы досадливо перешагиваем через них. А вот здорово, наверное,
было бы поймать такого «таракана», сесть с ним в сторонке да и
поговорить о жизни».

Какие же удивительные беседы возникают в нашем клубе! Ка-
кие неожиданные повороты обретают вечные темы, как только
прикасаются к ним люди разных возрастов. Первый урок, кото-
рый мы извлекаем из этих встреч, — необходимость тренировать в
себе способность смотреть на вещи глазами детей. Как это труд-
но, но как это необходимо. Необходимо, потому что отсутствие
такой способности часто порождает педагогическое (родительское)
невежество.

Как часто мы, взрослые, думаем о детях: «недопонял», «не до-
гадался», «не осознал», и нет числа этим «недо». А ведь каж-
дый возраст имеет свое качественное своеобразие, не воспроиз-
водимое ни на каком другом этапе жизни. Понять эту возраст-
ную логику, отличную от нашей,—единственный путь быть поня-
тым нашими же детьми <.. .>

Размышления над возможностями контактов людей разного
возраста в нашем клубе убеждают в том, что в конечном итоге
мы научаемся самому главному, — навыкам подлинного общения.
И тут нам всем совершенно ясно, что роль учителя в важной сфе-
ре нашего бытия—общения—принадлежит и киноискусству. Дети
с радостью вступают в диалог с героями кино, с автором фильма,
побуждаемые эмоциональностью, образностью киноискусства.
Фильм задает нам уровень общения.

Трудно переоценить роль киноискусства в воспитании ценней-


шего человеческого дара—умения понять другого, способност
встроиться в чужой ход мыслей. Дети любят повторять вслед за
героями фильма «Доживем до понедельника» формулу: «Счастье—-
это когда тебя понимают». Очень важно, чтобы и дети и взрос-
лые поняли захватывающую силу счастья, когда: я понял дру-
гого.

Сухомлинский настойчиво подчеркивал мысль об «эмоциональ-
ном пробуждении разума». Он считал, что оно возникает от сов-
местного переживания красоты, совместного стремления понять
что-то. Совместного — вот в чем суть! Совместного со взрослым.
Мы учим наших маленьких детей и учимся сами слышать голос
автора, обращенный к нам с экрана. Межвозрастные беседы есть
механизм подключения к чужим радостям, к чужим страданиям
и бедам, о которых говорит экран. Так рождается творческое от-
ношение к кино, так рождается нравственное и эстетическое уси-
ление, психологическая предуготованность к восприятию, без ко-
торой нет подлинного общения с искусством.

Ну, а дети? Поначалу нам казалось, что в выигрыше только
взрослые. Но постепенно, присматриваясь, прислушиваясь к ма-
леньким товарищам, мы с радостью обнаружили, что дети меня-
ются от встречи к встрече. Дети становятся другими, потому что
диалог со взрослыми неожиданным образом меняет их привычную
жизненную позицию. В самом деле, жизнь ребенка устроена так,
что спрашивает только он, а взрослый ему отвечает, словно
последнему известна истина в конечной инстанции. И вдруг—
этот же взрослый спрашивает у ребенка. Взрослый советуется,
хочет понять, стремится узнать другой взгляд на вещи, мир, лю-
дей.

Такая позиция благодарно воспринимается ребенком, и со всей
мерой ответственности, на которую способен первоклассник, он
рассказывает нам о своем житье-бытье. И скорее, чем в ^пропо-
ведях и назиданиях, научается тем взглядам и нормам поведения,
которых ждут от него взрослые. Он сам идет навстречу этим
требованиям, ибо это исходит из его новой позиции. Позиции
диалога. Позиции на равных. Это очень существенный момент в
жизни нашего клуба. Она нередко есть оборотная сторона наше-
го безразличия к детям, душевной лени, нежелания нести ответ-
ственность за судьбу ребенка...

Средства массовой информации, ворвавшись в жизнь наших де-
тей, даже самых маленьких, уже давно спутали правила привыч-
ного педагогического и родительского пасьянса. Они стали тем ка-
налом, через который дети устремляются в мир взрослых. Сами.
Часто одни. Никем не направляемые и ничем не управляемые. Да-
же нашей беседой, нашим диалогом.

Пора бы уже это нам всем понять и сделать так, чтобы чудо-
кино было бы во благо детям. Надо идти навстречу проблеме
«кино и дети», не огибая острых углов, включая фильм в обще-

пие с детьми, в общение с нами, как надежную гарантию воспи-
тания мудрости, гражданственности и красоты. В детях. И в нас

самих»'