Обучающие игры на уроках грамоты

Начало школьного обучения в любом возрасте, а особенно в шестилетнем, остро ставит проблему перехода от игровой к учебной деятельности, от наглядно-образного мышления дошкольников к словесно-логическому мышлению школьников. Разницу между дошкольным и школьным отношением ребенка к себе, к учителю, к ситуации обучения, к предмету обучения невозможно преодолеть без особого типа игр.

Игры, которые в настоящее время применяются на уроках, преследуют в основном физиологические цели: снять напряжение, переключить внимание детей с одного задания на другое. Игры, служащие для развлечения, оживления урока, полезны, приятны, но нестрого обязательны. Они вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный эмоциональный оттенок, но все эти эффекты могут быть получены и другими средствами (неигровыми). Физкультминутки, музыкальные паузы, смена разнообразных форм работы, просто шутка — все эти формы отдыха, переключения внимания, разрядки позволяют учителю обходиться и без игр-развлечений, которые применяются главным образом на этапе отработки навыков.

Однако, если обучение шестилеток направлено на развитие понятийного теоретического мышления, совершенно невозможно обойтись без игр иного типа, прямо обслуживающих центральный и наиболее сложный этап обучения: этап введения теоретических понятий. Игра может внести в эти понятия то образно-чувственное содержание, которого лишены и словесные определения нового абстрактного знания, и даже его наглядные схемы и модели. Только такую игру, в результате которой у детей формируются понятия нового типа, перестраивается представление о слове, можно назвать обучающей в строгом 'смысле этого слова.

Как строится обучающая игра? Образец нового учеб-

 

ного действия (выделение звуков в слове, различение гласных и согласных звуков и т. д.) первоначально задается детям в воображаемой игровой ситуации. Мы вводим условные персонажи, которые персонифицируют вводимые понятия. Незнайка, Буратино, Карлсон не могут олицетворять содержание лингвистических понятий. Зато Тим и Том прекрасно воплощают различение мягкости и твердости согласных (и ничего другого не делают!). Единственное жизненное предназначение Ама — охотиться за гласными звуками. Смысл жизни Звуковичков — забота о звуках и звуковое строительство. Действия со словами или их звуковыми схемами совершаются учителем и детьми от имени этих условных лингвистических персонажей. Возникающие в игре отношения персонажей соответствуют изучаемым лингвистическим отношениям. Каждому персонажу соответствует определенный знак — принятое в Букваре условное обозначение той звуковой характеристики, которую он воплощает. Например, Аму соответствует значок красного цвета, Тиму соответствует зеленый значок. Так в соединении игровой и учебной форм действия с условными значками подготавливается будущее учебное действие моделирования.

Конкретное наполнение образов учебных игр — дело вкуса и фантазии учителя. Те же понятия могут быть введены по-другому, лишь бы было сохранено общее строение обучающей игры, которое является одним из решающих условий неформального усвоения соответствующих знаний. Обучающих игр немного, так как совсем немного понятий, составляющих основу азбучных знаний. По той же причине немного и игровых персонажей, воплощающих эти понятия, и нет необходимости наводнять уроки чтения феями и гномами, имеющими весьма косвенное отношение к содержанию урока. Поэтому, если учитель не имеет склонности к игровым занятиям, все игры-развлечения, которыми снабжены методические рекомендации к Букварю, могут быть заменены тренировочными упражнениями без ущерба для развития детей.