рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сарматская археология

Сарматская археология - раздел Педагогика, Предмет, источники, задачи археологии К Востоку От Земель, Занятых Скифами, За Доном, Жили Родственные Им По Языку ...

К востоку от земель, занятых скифами, за Доном, жили родственные им по языку и культуре скотоводческие племена сарматов, или савроматов, как они названы в ранних источниках. Территория их расселения охватывала степи Заволжья и Южного Приуралья.

Происхождение сарматских племен восходит к столь же глубокой древности, как и скифов, и генетически связано с жившими на этой территории людьми срубной и андроновской культур.

Некоторые различия между ранними и более поздними сарматскими археологическими памятниками позволили ряду исследователей считать сарматов и савроматов двумя различными народами. Однако дальнейшие исследования в Поволжье и Приуралье показали полную преемственность между савроматами и более поздними сарматами. Можно выделить два больших периода в развитии культуры: ранний — савроматский, VIII—IV вв. до н. э., и поздний — сарматский (прохоровская культура) III в. до н. э. — IV в.

Основными памятниками савроматского периода являются погребения. Известны также поселения и кратковременные стоянки. На берегах волжских притоков и по р. Манычу. Большинство савроматских памятников открыто советскими археологами и исследовано в послевоенные годы благодаря интенсивным работам в Поволжье, в зоне строительства гидроэнергетических сооружений. Савроматские курганы различны по размерам. Кроме земляных курганов савроматской культуры встречаются курганы, сложенные из камня, так называемые царские могильники. Все савроматские курганы являются большими родовыми усыпальницами; они расположены группами, иногда до сотни и более курганов вместе. Под их насыпями расположены узкие прямоугольные могильные ямы. В таких ямах хоронили рядовых савроматов.

Встречаются и другие типы могил, как, например, обширные квадратные камеры, которые были связаны либо с территориальными либо с социальными различиями людей.

Вырытые в грунте ямы были специально оборудованы: на дне клали подстилку, а стены укрепляли деревом. Обычным для савроматов является вытянутое трупоположение, чаще всего головой на запад.

В большинстве савроматских могил находятся кости животных, среди них больше всего костей овец, лошадей и значительно меньше костей крупного рогатого скота.

Самым массовым археологическим материалом савроматской культуры является керамика. Керамика разнообразна и несколько отличается на различных территориях. Например, на Дону была распространена лощеная посуда, в то время как в Заволжье ее почти совсем нет. Выделяется несколько основных форм глиняной посуды. Наиболее распространенными были баночные сосуд! с прямыми или выпуклыми боками, широко известные на этой территории еще в эпоху бронзы. Наряду с этим существовали горшки (т. е. сосуды с шейкой и венчиком) различной формы. Многие сосуды были снабжены носиками-сливами и ручками. В Приуралье, наряду с описанными сосудами, широко применялись плоскодонные с шаровидным туловом и узким цилиндрическим горлом.

У савроматов были известны длинные мечи как основной тип наступательного оружия. Это одна из принципиальных особенностей культуры савроматов. Установлено, что древнейшими являются мечи с навершием в виде прямых овальных или угловатых брусков и бабочковидным (в виде крыльев бабочки) перекрестием. Археологические данные свидетельствуют о привилегированном положении женшин у сарматов: погребения жриц, женские погребения с оружием и богатыми украшениями.

В начале IV в. до н. э. савроматы стали проникать из района своего первоначального заселения на правый берег Дона, в земли, заселенные скифами и местами. Эти события привели к тому, что уже к концу IV столетия до н. э. отношения между сарматами и скифами становятся открыто враждебными, а в дальнейшем, во II в. до н. э., почти все степи Причерноморья, занятые ранее скифами, были завоеваны сарматами. Начинается новый этап истории сарматов, характеризующийся тем, что этот народ выходит на широкую историческую арену. В это время складываются военно-племенные союзы у сарматов, наиболее значительными среди них были объединения ягызов, аорсов и сираков.

В III в. до н. э. резко меняется вооружение сарматов: увеличивается роль длинного меча и копья, заметно сокращается количество стрел. Это связано с изменением боевой тактики сарматов, начинающих прибегать к конному бою с мечом и копьем в руках. Стрельба из лука отходит на второй план. С новым, более эффективным в бою железным оружием сарматы и выступили на завоевание новых территорий.

Сарматская культура периода завоеваний несколько меняет свой облик. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, значительно изменился уклад жизни. Во-вторых, сарматы подчинили своему влиянию ряд народов, культура и хозяйство которых оказали на них влияние. Сарматские погребения конца III и II вв. до н. э. широко известны между Доном и Днепром. В это время сарматы проникают и на Северный Кавказ. В этой сложной обстановке хозяйство сарматов перестает быть однородным: значительная часть населения сохраняет кочевой быт, однако под влиянием местных народов образуется значительное земледельческое население, в степных районах Подонья и Прикубанья возникают постоянные ремесленно-земледельческие поселения. Такие поселения часто образовывались возле греческих колоний. Несколько таких поселений известно, например, на Дону около Танаиса. Сарматские поселения имели оборонительные сооружения из нескольких линий рвов, валов и крепостной стены. Люди жили в глинобитных домах. На полях вокруг таких поселков выращивали пшеницу и просо. Для хранения запасов зерна устраивались большие конусообразные ямы. Значительное место в хозяйстве по-прежнему занимало скотоводство. В это время сарматы вступили в тесные торговые связи с греческими городами, особенно с городами Боспора, откуда они, по словам Страбона, получали вино, одежду, посуду и предметы роскоши. Курганы сарматской знати этого времени поражают своей роскошью и дают яркий пример развитого имущественного неравенства. Например, в кургане Хохлач около Новочеркасска находилось погребение знатной сарматской женщины. Покрывало и одежду ее украшали 700 золотых бляшек; Рядом лежали сарматские и импортные предметы из серебра и золота: ожерелья, браслеты, флаконы для душистых масел и благовоний, великолепная золотая диадема, по верхнему краю которой прикреплены фигурки козлов, оленей и изображения деревьев. Диадема украшена гранатами, жемчугом, цветным стеклом и портретным барельефом, изображающим женскую головку. Центром этой великолепной композиции является священное дерево, оли­цетворяющее «великую мать» — богиню плодородия. Очевидно, это погребение знатной жрицы плодородия. На высокое положение ее указывает поставленный в могилу трон, от которого сохранились остатки деревянной основы и серебряные обкладки ножек. В погребениях того времени часто встречаются изображения знатных сарматов, по которым мы узнаем, что они носили короткую рубашку, пояс, длинный плащ, мягкие сапоги. Вооружением у них служили длинное копье, меч и лук, а защищали воина кольчуга, кожаный панцирь, железный или бронзовый шлем.

Расселившись на огромной территории, сарматские племена оказались втянутыми в активную политическую жизнь древнего мира. Начиная с середины I в., они неоднократно вторгались в пределы Римской империи. Сарматское господство продолжалось в Причерноморье до IV в. н. э. Оно прекратилось с затуханием экономической и политической роли античных причерноморских городов, с продвижением на эти территории новых народов, в частности гуннов.

В археологии с именем сарматов связывают Сарматскую культуру, представленную преимущественно погребальными курганами. В её рамках выделяют несколько отдельных хронологически последовательных культур: раннесарматскую (прохоровскую), среднесарматскую (сусловскую), позднесарматскую.

Первая в череде сарматских культур датируется IV—I вв. до н. э., другое её название «прохоровская культура». Это название она получила в связи с раскопками крестьянами курганов у села Прохоровка в Оренбургской области в 1911 году, а затем доследованными С. И. Руденко в 1916 году. М. И. Ростовцев, опубликовавший материал раскопок у села Прохоровка, впервые отождествил памятники этого типа с историческими сарматами, датировав их III—II вв. до н. э. Классическое понятие «прохоровская культура» в хронологических рамках IV—II вв. до н. э. было введено Б. Н. Граковым для аналогичных памятников на территории Поволжья и Приуралья. В настоящее время наиболее поздние памятники, относимые к раннесарматской культуре, датируются рубежом эр.

Среднесарматская культура была выделена П. Д. Рау в 1927 году. В его периодизации подобные памятники составили ступень A (Stuffe A) и относились к раннесарматскому времени. Он датировал эти памятники, большая часть которых происходила из Сусловского курганного могильника, концом I в. до н. э. — концом II в. до н. э. В периодизации Б. Н. Гракова аналогичные комплексы получили название сарматской или «сусловской» культуры. И далее, в работах К. Ф. Смирнова, за ними утвердилось современное название «среднесарматская культура». В археологии с именем сарматов связывают Сарматскую культуру, представленную преимущественно погребальными курганами. В её рамках выделяют несколько отдельных хронологически последовательных культур: раннесарматскую (прохоровскую), среднесарматскую (сусловскую), позднесарматскую.

Первая в череде сарматских культур датируется IV—I вв. до н. э., другое её название «прохоровская культура». Это название она получила в связи с раскопками крестьянами курганов у села Прохоровка в Оренбургской области в 1911 году, а затем доследованными С. И. Руденко в 1916 году. М. И. Ростовцев, опубликовавший материал раскопок у села Прохоровка, впервые отождествил памятники этого типа с историческими сарматами, датировав их III—II вв. до н. э. Классическое понятие «прохоровская культура» в хронологических рамках IV—II вв. до н. э. было введено Б. Н. Граковым для аналогичных памятников на территории Поволжья и Приуралья. В настоящее время наиболее поздние памятники, относимые к раннесарматской культуре, датируются рубежом эр.

Среднесарматская культура была выделена П. Д. Рау в 1927 году. В его периодизации подобные памятники составили ступень A (Stuffe A) и относились к раннесарматскому времени. Он датировал эти памятники, большая часть которых происходила из Сусловского курганного могильника, концом I в. до н. э. — концом II в. до н. э. В периодизации Б. Н. Гракова аналогичные комплексы получили название сарматской или «сусловской» культуры. И далее, в работах К. Ф. Смирнова, за ними утвердилось современное название «среднесарматская культура».

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет, источники, задачи археологии

Археологические источники весьма разнообразны Основу их составляют многочисленные орудия труда предметы быта остатки строений и оружие а также... Таким образом в археологии древняя вешь является основным средством познания... Надежным хранилищем археологических источников является земля Количество добытых из земли предметов ежегодно...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сарматская археология

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет, источники, задачи археологии
Археология изучает в большинстве своем вещественные источники, т. е. предметы и сооружения, сделанные руками людей. Иногда археологам приходится иметь дело с письменными источниками и памятниками,

Археологическая культура. Археологическая стратиграфия и планиграфия
Археолог ведет исследование поселения, изучая состав и после­довательность залегания культурных слоев и сооружений, их соот­ношение. Такое изучение слоев на местности называется страти­графией (опи

Методы полевой археологии. Археологическая периодизация
Работа археолога складывается, как правило, из трех больших этапов. Началом археологического исследования является разведка и раскопки археологических памятников, результатом которой является сбор

Дендрохронологический и стратиграфический методы датировки
В последние годы успешно разрабатывается дендрохронологический метод. Изучив влияние погодных условий на прирост годичных колец на древесине, биологи выяснили, что чередование колец низкого и высок

Радиоуглеродный, геомагнитный и калий-аргоновый методы датировки
Радиоуглеро́дный ана́лиз — физический метод датирования биологических останков, предметов и материалов биологического происхождения путём измерения содержания в материале радиоактивного и

Ранний палеолит. Олдувай
Ранний палеоли́т — период в истории человечества, начавшийся с конца эпохи плиоцена, в котором началось первое использование каменных орудий предками современного человека Homo habilis. Это бы

Ашельская эпоха
Ашёльская культура (1,76 млн— 150(-120) тыс. лет назад) — культура раннего палеолита. Возникла на основе шелльской, либо (если шелльскую рассматривать как ранний период ашёльской) олдувайской культ

Мустьерская эпоха
Мустьерская культура, мустьерская эпоха — культурно-технологический комплекс, ассоциируемый с поздними неандертальцами, и соответствующая ему доисторическая эпоха. Соответствует среднему палеолиту.

Религия и культ предков неандертальцев по археологическим данным
Впервые наличие подобных обрядов обнаруживается у Homo sapiens neandertalis (Человек разумный неандертальский), которого в обыденной речи часто называют просто неандертальцем. Этот подвид человечес

Поздний палеолит
35 — 12 тыс. лет назад — наиболее суровая фаза последнего вюрмского оледенения, когда современные люди расселились по всей Земле. После появления первых современных людей в Европе (кроманьонцев) пр

Палеолитическое искусство
Ученые, рассматривая расположение наскальных рисунков, отмечают, что они чаще всего находятся из высоте 1,5—2 метра в доступных местах. Реже можно встретить рисунки в труднодоступных местах, где ху

Костенковские стоянки
Костёнки признаются богатейшим в России местом сосредоточения стоянок эпохи верхнего палеолита — людей современного типа. Здесь на территории около 10 км², открыто свыше 60 стоянок (на ряде по

Мезолит. Основные черты эпохи по данным археологии
Завершение эры плейстоцена и переход к неотермальному, или современному, периоду поставили древних обитателей многих регионов ойкумены перед необходимостью по-новому строить свои отношения с окружа

Зачатки производящей экономики в мезолите. Микролиты и макролиты
Люди добывали пищу не только на охоте. Исчезновение или сокращение численности крупных животных заставило все чаще употреблять в пищу рыбу и моллюсков. Рыболовство велось при помощи гарпунов, остро

Мезолитические культуры (культурные зоны) на территории Восточной Европы
Северная, Южная, Лесостепная. Южная зона- Крым, Кавказ, Южный Урал. Здесь микролиты и орудия на пластинах. На Урале стоянки 7-6 тыс. до н. э. У Нижнегго Тагила-мастерская орудий. На Уральс

Неолит. Основные черты эпохи
Неоли́т) — новокаменный век, последняя стадия каменного века. Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9500 лет до н. э.[1] Вступ

Неолит лесной и степной полосы Восточной Европы
Лесной неолит — локальная разновидность неолита, характерная для лесной зоны Восточной Европы. Отличается консерватизмом, сохранением «пережиточных» черт мезолита[1] и отсутствием «бурных» форм нео

Днепро-донецкая культура
Дне́про-доне́цкая культу́ра — восточноевропейская субнеолитическая археологическая культура V—III тыс. до н. э., переходная к земледелию. Название предложено В. Н. Даниленко в 1956 г

Буго-днестровская культура
Буго-днестровская культура - с.VI-V тыс. до н.э.- названа по территории распространения на Южном Буге и Днестре, относится к неолиту. Поселения Буго-днестровской археологической культуры н

Льяловская и волосовская культуры
ЛЬЯЛОВСКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура эпохи неолита, распространенная в средней полосе России, в междуречье Оки и Волги. Памятники льяловской культуры датируются 4 — серединой 2 тыс. до н.

Общая характеристика энеолитической эпохи. Основные центры энеолита на территории бывшего СССР
эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (каменного века) к бронзовому веку. Термин предложил в 1876 г. на международном археологическом конгрессе венгерский археолог Ф. Пульский

Культуры воронковидных кубков и шаровидных амфор
Культура воронковидных кубков, КВК — мегалитическая культура (4000 — 2700 гг. до н. э.) эпохи позднего неолита. Культуру воронковидных кубков (КВК) характеризуют укрепленные поселения до 2

Трипольская культура
энеолитическая археологическая культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э. На смену

Сущность цветной металлургии и общеисторическое значение ее открытия
Появление металла предопределило крупные хозяйственные и социальные перемены, повлиявшие на всю историю человечества. Одни учёные считают, что производство металла изначально в Анатолии (с

Срубная культура
археологическая культура развитого бронзового века (2-я половина 2-го — начало 1-го тыс. до н. э.), распространенная в степной и лесостепной зонах Европейской части СССР. Представлена поселениями,

Катакомбная культура
(итал. catacomba, от лат. catacumba - подземная гробница) - археол. культура эпохи раннего бронз. века. Впервые выделена В. А. Городцовым в нач. 20 в. в басс. р. Сев. Донец, где были обнаружены сво

Среднеднепровская культура
Среднеднепро́вская культу́ра (3200—2300 до н. э.) — археологическая культура бронзового века в Среднем Поднепровье (нынешние юго-восток Белоруссии, юго-запад европейской России и север Ук

Фатьяновская культура
Фатья́новская культу́ра — археологическая культура 2 пол. III — сер. II тысячелетия до н. э. (бронзовый век) на территории центральной России. Представляет собой локальный вариант культур

Общая характеристика железного века. Значение открытия черного металла
Желе́зный век — эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Представление о трёх

Гальштат
Гальшта́тская культу́ра — археологическая культура железного века, которая господствовала в течение 500 лет (примерно с 900 до 400 до н. э.) в Центральной Европе и на Балканах. Названа по

Археология государства Урарту
В начале I тысячелетия до н. э. образовалось рабовладельческое государство Урарту, которое на протяжении всего тысячелетия занимало главенствующее положение среди других государств Передней Азии. П

Археология скифов
Население Каменского городища оставило немало разных предметов ремесла и домашнего хозяйства. Городище было по преимуществу населено металлургами, вырабатывающими металл из криворожской руды. Это п

Античная археология Северного Причерноморья
Античная или классическая археология – археология греко-римского мира от Испании до Средней Азии и Индии, от Северной Африки до Скифии и Сарматии. Значение термина «археология» – Платон, Диодор Сиц

Археология Ольвии
В начале VI в. до н. э. на правом берегу Бугского лимана выходцами из Милета был основан город Ольвия. Сейчас на этом месте расположено с. Парутино. Город был удачно расположен на берегу Буга и нед

Дьяковская культура
Дьяковская культура — археологическая культура раннего железного века, существовавшая в VII до н. э. — V веках на территории Московской, Тверской[1], Вологодской[2], Владимирской, Ярославской и Смо

Милоградская культура
В раннем железном веке на территории Беларуси находилось несколько больших групп племен со своими отличительными приметами материальной культуры и ритуалом погребения. Милоградская культур

Зарубинецкая культура
Зарубинецкая культура — археологическая культура эпохи раннего железного века (III / II в. до н. э. — II в. н. э.), распространённая в Верхнем и Среднем Поднепровье от Тясмина на юге до Березины на

Киевская (позднезарубинецкая) культура
Археологические памятники второй четверти 1 тысячелетия н.э. выделяются в отдельную куль-турную группу. Впервые они широко изучались на Киевщине и получили название киевской культуры. В Беларуси си

Культуры раннего железного века лесной полосы Восточной Европы
В лесной зоне Восточной Европы технология получения железа и производства из него железных орудий распространяется значительно медленнее, чем в степной. Поэтому наряду с изделиями из железа местное

Пшеворская и черняховская культуры
Пшеворская культура — археологическая культура железного века (II века до н. э. - IV век), распространенная на территории южной и центральной Польши. Была названа по польскому городу Пшеворску (Под

Основные концепции происхождения славян и археология
Вот повесть минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля Так начнём повесть сию. По потопе трое сыновей Ноя разделили зем

Пражская культура
Пражская культура — археологическая культура древних славян (V—VII вв.), в Центральной и Восточной Европе (от Эльбы до Дуная и среднего Днепра). Названа по характерной лепной керамике, впервые обна

Пеньковская культура
славянская раннесредневековая археологическая культура VI — начала VIII века, распространённая на территории Молдавии и Украины от бассейна реки Прут до Полтавской области, где она вытесняется салт

Колочинская культура
Восточными и северными соседями носителей пражской культуры были племена колочинской и банцеровской культур, родственных между собой и примыкавшими к ним племенами тушемлинской культуры. Многие исс

Культура длинных курганов
Культура псковских длинных курганов — раннесредневековая археологическая культура, существовавшая в V—XI веках на территории Северо-запада России. Название получила по своему самому яркому отличите

Лука-Райковецкая, роменско-боршевская культуры
Лука-райковецкая культура — славянская раннесредневековая рхеологическая культура, существовавшая на территории верховьев Западного Буга и правобережья Днепра в VII—X веках. Сформировалась на основ

Становление и развитие восточнославянской государственности по археологическим данным
К IX в. у восточных славян началось формирование государства. Это можно связать с двумя следующими моментами: появлением пути «Из варяг в греки» и сменой власти. Так, временем, с которого

Дружинные курганы. Гнездово
Мечи в гнёздовских курганах и во всех остальных русских дружинных курганах IX-X вв. принадлежат к типу, во всей Европе характерному для IX-XI вв. Набалдашник такого меча обычно полукруглый, крестов

Восточнославянское село в IX-XIII вв.
56. Археология восточнославянских летописных «племен», Этноопределяющие элементы в материальной культуре Летописные славяне на землях Восточной ЕвропыВ начале 7 в. летопис

Материальная культура восточнославянского феодального города IX-XIII вв.
Русские ремесленники X-XIII веков сделали свой большой вклад в развитие культуры древней Руси. В тысячах кузниц по Днепру и по ильменю, по Волге и Оке ковали плуги для вспашки полей, сотни оружейни

Топография, планировка, застройка, фортификация городов Древней Руси
Из века в век число городов на Руси (по сведениям летописей и других документов) росло, наглядно демонстрируя успехи процесса градообразования: в IX—X вв. — появилось 25 городов; в XI в. — 64; в XI

Археология Киева
Произведения искусства древнего Киева в течение последнего десятилетия археологи начали обнаруживать все больше и больше. Самым щедрым на открытия стал сезон 1998 года, принесший несколько примечат

Археология Новгорода Великого
Ещё в 15 век возводятся невысокие курганные насыпи, основание которых обложено крупными камнями. Их называют жальниками. Жальники обычно содержат по нескольку разновременных погребений и, вероятно,

Грамотность и развитие письменности в Древней Руси по данным археологии
Письмо прошло длинный путь развития, который охватывает период в несколько тысяч лет. Представляя собой дополнительно к звуковому языку средство общения людей, возникающее на базе языка и служащее

Археология Смоленска
Гнёздовский археологический комплекс — археологический заповедник, комплекс древнерусских памятников, курганных могильников и городища, расположенный около посёлка Гнёздово, на берегу Днепра, в 12

Археология Рязани
Ста́рая Ряза́нь — один из крупнейших древнерусских городов XII-XIII веков, столица Рязанского княжества. Впервые упоминается в летописи под 1096. Город расположен в 60 км от современной Р

Археология Москвы
Задолго до начала археологических исследований в Москве люди находили в черте города подвески, шейные обручи-гривны, древние деньги, стеклянные браслеты и другие вещи, свидетель­ствующие о древност

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги