рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные концепции происхождения славян и археология

Основные концепции происхождения славян и археология - раздел Педагогика, Предмет, источники, задачи археологии Вот Повесть Минувших Лет, Откуда Пошла Русская Земля, Кто В Киеве Стал Первым...

Вот повесть минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля

Так начнём повесть сию.

По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия...

Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия...

Иафету же достались страны запада и север:..

Так начинается "Повесть временных лет" - самый древний труд по русской истории, дошедший до нас. Он был создан монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1110 года. До нас дошли поздние списки (не ранее 1377 года - Лаврентьевская летопись) её редакций, выполненных другими авторами в 1116 (редакция игумена киевского Выдубецкого монастыря Сильвестра) и 1118 годах (третья редакция), но редактирование в основном касалось текущей политики и в меньшей степени затрагивало исторические данные.

У Нестора были предшественники. К ним относятся автор «Сказания о первоначальном распространении христианства» - чисто житийного произведения, созданного около 1037-1039 гг. и монах Киево-Печерского монастыря Никон, составивший в 1093 году Начальный летописный свод. Он ввёл уже погодную запись событий. (Общепринятые результаты исследований А.А.Шахматова и др.)

Но именно Нестора с полным правом можно назвать не писателем или летописцем, а именно учёным-историком. Нестор создал труд, смысл которого - постижение истории, а методы, использованные Нестором: сравнительный анализ различных сообщений об одном и том же событии, сопоставление сообщений о событиях с памятниками материальной культуры, интерес к причинно-следственным связям, специальные разыскания для выяснения недостающих фактов и т.д. - это вполне научные методы не свойственные ни тем, кто пишет хронику событий, ни тем более житийным писателям.

ПВЛ состоит из погодных записей, рассказывающих о событиях того или иного года. Их предваряет некоторое введение, где Нестор даёт ответы на вопросы: о происхождении славян в связи с происхождением всех известных народов, о происхождении тех славян, которые населяют Русскую землю, и о происхождении самой Русской Земли, как государственного образования, т.е. о начале исторического времени для восточных славян.

Первый вопрос - откуда пошли славяне вообще, Нестор разрешает в библейской традиции, определяя славян наравне с другими народами запада и севера как потомков сыновей Иафета, а их язык как результат вавилонского смешения языков. По разрушении же столпа [Вавилонского] и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же семидесяти двух язык произошёл и народ славянский от племени Иафета - так называемые норики, которые есть славяне. Т.е. первые славяне были норики. Среди известных народов под нориками можно понимать жителей царства, а затем римской провинции Норик, расположенной на левобережье Дуная на территории современных Австрии, Венгрии, Словении.

Следующий этап - разделение славян на разные племена. Нестор посчитал прародиной славян Дунайские низменности. Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке по имени Морава и прозвались морава, а другие прозвались чехи. А вот ещё славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.

Второй вопрос - как славяне расселились по Русской равнине, Нестор связывает с первичным расселением славян из Придунавья. Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами. Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, прозывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошёлся народ, а по имени его и грамота назвалась "славянская".

Ещё дважды возвращается Нестор к расселению восточных славян.

Поляне же живущие сами по себе, как мы уже говорили, были из словенского рода и только после назвались полянами, древляне произошли от тех же славян и так же не сразу назвались древлянами, радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой Вятко; и пришли и сели; Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим на Оке, от него получили своё название вятичи. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество: сидели они прежде по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; вот почему греки называли их "Великая Скифь". Здесь Нестор дал объяснение эпитету "великая", а не основному названию - Скифь. Ещё во времена императора Диоклетиана (284-305 гг.) территория по побережью Чёрного моря от Дуная до Днестра была выделена в римскую провинцию Малая Скифия и под этим же названием эта провинция была в составе Византии до завоевания её болгарами. Под Великой Скифией греки понимали всю Восточно-европейскую равнину.

Продолжившие Несторово начинание летописцы продолжали его только в одном направлении - делали погодные записи. Следующего историка России пришлось ждать до XVIII века, до петровских времён. Тогда были не только собраны и прочитаны светскими деятелями русские летописи, чем занимался в частности В.Н.Татищев, собрание которого сгорело в московском пожаре 1812 года, но прочтены и труды античных авторов: Геродота, Тацита, Плиния Младшего, Страбона и др. Версия Нестора о нориках и дунайском происхождении славян поддержки не нашла. Первославянами с этих пор стали считать венедов. Ещё у М.В.Ломоносова в работе "Древняя российская история", написанной в 1754-1758 годах, можно прочитать: "Древнейшее всех переселение славян, по известиям старинных писателей, почитать должно из Азии в Европу. Что оное двумя путями происходило усмотреть нетрудно. Ибо венеды от Трои с Антенором плыли Архипелагом [острова Эгейского моря], Посрединным и Адриатическим морем".

С этой же версией, хотя и не в столь экзотической форме, как у М.В.Ломоносова, согласились, впрочем, не придавая проблеме этногенеза большого значения, авторы классических трудов по истории России, С.М.Соловьёв, первый том его "Истории России с древнейших времён" вышел в 1851 году, и В.О.Ключевский, первый том "Курса русской истории" - 1904 г. Время начала истории восточных славян и истории русской государственности эти авторы согласуют с данными "Повести временных лет".

Евразийство, антинорманизм.

В XIX веке в связи со спорами "западников" и "славянофилов" появилось и другое направление, в поэтической форме определённое Блоком: "Да, скифы мы, да, азиаты". Авторы этого направления определяющим в ранней истории славян считали влияние кочевых народов Причерноморья или в более широком смысле всей Великой Степи, вплоть до отождествления славян с этими кочевниками, как, например, Д.И.Илловайский отождествил со славянами гуннов. Это направление, впоследствии оформившееся как евразийство, тем не менее, отнесём к разряду антизападничества, т.к. противостояние Западу и союз с Востоком были его идеологической основой. Противостояние двух исторических направлений было определено в терминах "норманизм" - "антинорманизм". Причём претензии к норманистам, западникам конца XIX - начала ХХ века, предъявлялись такие, как будто бы они и есть те полумифические учёные-немцы елизаветинской поры, пишущие историю России, как порождение германского духа.

А вся-то вина приехавших в Россию и положивших начало российской исторической науке в её европейском, т.е. общепринятом, виде господ Г.З.Байера и Г.Ф.Миллера, по остроумному замечанию М.Войлошникова, та, что они летописный текст переписали языком науки, чем и вызвали на себя гнев известного борца с засильем немцев М.В.Ломоносова.

Эта же восточная, антинорманистская, традиция была продолжена и в XX веке, в том числе такими разными учёными, как один из главных иерархов советской академической истории Б.А.Рыбаков, виднейший представитель эмиграции Г.В.Вернадский и Л.Н.Гумилёв.

Норики и венеды.

Родство между племенами и народами, т.е. принадлежность их к одной этнической системе, определяется языком этих народов. Сходства образа жизни и исторические лишь могут указать с той или иной степенью вероятности на возможное родство, но сами по себе это родство не подтверждают, так как в большей степени определяются единством природного и политического окружения, чем единством происхождения. Несколько лучше о родстве могут свидетельствовать сходства культурные, особенно для народов, чья культура не подверглась влиянию государственных институтов.

О нориках, упомянутых в ПВЛ как первых славянах, в настоящее время известно достаточно много, чтобы полностью опровергнуть эту версию. Ни их язык, ни культура не дают каких-либо оснований связывать их со славянами.

В I веке до н.э. в альпийских землях образовалось царство Норик, как оно именуется латинскими авторами. Иллирийское племя нориков объединило под своей властью несколько кельтских, иллирийских племён и племя венетов. Последние жили между Альпами и северной оконечностью Адриатического моря и дали своё имя Венеции. Царство Норик достигло большого хозяйственного подъёма. Норик чеканил собственную золотую монету. Употреблялось венетское и иллирийское алфавитное письмо.

В 16 г. до н.э. Норик был преобразован в одноимённую римскую провинцию и в таком качестве просуществовал вплоть до распада Западной Римской империи. Имя нориков есть ещё в одном древнерусском источнике, связанном с ПВЛ - Толковой Палее. В ней даются комментарии всем 72 народам, перечисленным в ПВЛ как потомки сыновей Ноя: норицы, иже суть словени. Соотнесение нориков и славян у средневекового историка могло возникнуть вследствие того, что Норик был первой из провинций Рима, заселённый славянами уже в VI веке, и за этим новым населением какое-то время сохранялось имя жителей провинции.

Этноним "венеды" впервые появляется у Тацита в работе "О происхождении германцев и местоположении Германии", написанной в 98 г. н.э. В последней главе написано:

Здесь конец Свебии. Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам, право не знаю, хотя певкины, которых некоторые называют бастарнами, речью, образом жизни, оседлостью повторяют германцев. Неопрятность у всех, праздность и косность у знати. Из-за смешанных браков их облик становиться всё безобразнее, и они приобретают черты сарматов. Венеды переняли многие из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими; всё это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне.

Как видим, в тексте Тацита нет указаний на язык венедов. Какие же основания считать венедов славянами?

Можно выделить два явных признака схожести венедов и славян.

а) Венеды на рубеже I и II веков н.э. занимали территорию, на которой с VII века мы видим действительных славян - первоначально различные племена, консолидировавшиеся в современную польскую нацию.

б) Имена "венеды" и "славяне", "словене" содержат созвучные "вен" и "вян".

Достаточно ли этих признаков для признания венедов славянами?

Во-первых, множество территорий, где с VII века живут славяне, в I веке были заселены совсем другими народами. Например, Болгария - фракийцами, Словения - иллирийцами, Польское поморье, Чехия, Моравия - германцами, в частности на территории Чехии обитали племена макроманов, по имени которых получили название Макроманские войны (167-181 гг.) и т.д.

Во-вторых, переход от слова "венеды" к слову "славяне" требует добротного лингвистического обоснования. Вариант, предложенный Б.А.Рыбаковым, который представляет слово "славяне" как составное: "слы" + "вене" (послы от венедов), с привлечением эстонского слова vana, означающего русских, сомнителен, и не может быть предпочтён общепринятому: славяне от "слава" или "слово". Люди одного корня, одного рода-племени, в отличие от говорящих иначе, непонятно. К тому же эстонцы впервые столкнулись со славянами в VIII веке, когда последние уже под своим современным самоназванием - словене (новгородские или ильменские) заселили пограничные с эстами (чудью заозёрной) территории восточнее Чудского озера. Так что наименование vana у них никак не может быть именем, воспринятым от непосредственного общения с соседями-славянами.

Продолжительные попытки связать какие-либо археологические культуры начала н.э. со славянами так же не привели к положительным результатам.

Например, созвучие латинских sclavus (славянин) – slav (раб) подвигло некоторых историков на население окрестностей Римской империи таким количеством славян, и наделение римских граждан таким количеством рабов-славян, что само имя "славянин" стало нарицательным. Или обратное - славяне с благодарностью переняли для самоназвания латинское слово "раб". С тем же успехом можно строить всякие теории на основе созвучия русских слов "раб" и "араб". Цензоры времён всесильного Главлита таких построений старались не пропускать, не по научным, а по очевидным даже для них, но совершенно не ощущаемым авторами Великой Истории Великого Народа, идеологическим противоречиям - что прямое, что обратное построение совершенно не вписываются в такую концепцию.

И ведь что интересно, отцы-основатели подобных версий чаще всего – средневековые авторы, чей уровень восприятия и анализа исторической действительности намного више. Версию о рабстве высказал ещё еврейский автор IX-X века Вениамин Тудельский, в поисках места славян в рамках библейской традиции о происхождении всех народов от сыновей Ноя, не прибегая, впрочем, к услугам указанного созвучия. Он относит славян к потомкам Ханаана, т.к. представители славянских племён часто попадали на рынки рабов; в Библии сказано, что Ханаан проклят: «раб рабов будет он у братьев своих». Целью Вениамина не было опорочить славян, как целью его "приемников" является их возвеличивание. "Соотнесение реальных знаний с традицией, тем более с сакральной традицией – не только метод, но и цель работы средневековых книжников." Вениамин, так же как и позднее Нестор ищет место славян среди библейского списка народов, где их, естественно, нет и в помине.

Германцы и гунны

В немецком языке за славянами закрепилось два названия: позднее и более общее - slavic, slavonic, и более ранее venden, относящееся к собственно непосредственным восточным соседям германцев - племенам лужицких сербов или, как они сами себя называют, сорбов. В более позднее время, в XI веке, первое государственное образование западных (полабских славян) с князем-христианином во главе получило у немцев название Вендская держава. У самих славян никогда не было самоназвания - венеды, венды. Не исчезло и имя лугиев, которое унаследовали западнославянские племена лужицких сербов.

Предпочтение отдаётся гипотезе о позднем выделении славян из предшествующего однородного балтославянского массива, в отличие от другой концепции, порождающей славян не позднее рубежа II-I тысячелетий до н.э., когда они выделились как самостоятельная языковая группа непосредственно из индоевропейского языкового единства. Эта последняя концепция привела к появлению нескольких взаимоисключающих «прародин» славян, например, на Висле или на Среднем и Нижнем Днепре, каждая из которых в равной степени не имеет археологических связей с доподлинно славянской археологией «исторического» времени.

Но начало процесса этногенетического разделения должно было быть чем-то вызвано. Прежде чем разделиться этнически, балты и славяне должны были размежеваться территориально. И содействие в этом им оказали германские племена. Их движение инициировало процесс разделения балто-славянского массива на южную и северную части. В конце II века н.э. от германского побережья Балтики началось движение на юг готов. От переселения готов принято считать эпоху "великого переселения народов".

Склавины и анты (Иордан, Прокопий)

И только в середине VI века сразу два автора достоверно фиксируют появление славян на исторической арене под их собственным именем. Это Иордан, писавший на латыни. И Прокопий Кесарийский - византиец, начальник канцелярии Велизария, полководца императора Юстиниана, писавший на греческом языке. В книгах Прокопия, прежде всего в "Войне с готами" (555 г.) и "Гетике" Иордана (551 г.), упоминаются задунайские народы - склавины (Sclaveni - Иордан) и родственные им анты.

Для этого же времени в Южной Польше и Северо-западной Украине обнаруживается культура пражского типа - совершенно определённо относимая к славянской. «Культура Прага-Корчак считается самой ранней достоверно славянской не только по тому, что её дата VI-VII вв. (а по некоторым данным с V века) – «совпадает» с первыми письменными известиями о славянах, а потому, что археологически прослеживается её связь с последующими достоверно славянскими «историческими» культурами Средней и Восточной Европы, чего нельзя сказать о предшествующих ей культурах (черняховской и др.). То же отсутствие связей со славянскими древностями относится и к одновременной пражской пеньковской культуре Северного Причерноморья.»

Приведём сразу два наиболее полных и определённых свидетельства указанных авторов.

Иордан. Между этими реками лежит Дакия, которую, наподобие короны, ограждают Альпы [горы вообще, здесь Карпаты и с севера Трансильванские Альпы]. У левого [западного] их склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы [Висла], на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами.

Склавены живут от города Новиетуна [в Словении] и озера именуемого Мурсианским до Данастра и на север до Висклы [то же, что Вистула]; вместо городов у них болота и леса. Анты же – сильнейшее из обоих [племён] – распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов.

Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, - именно при перечислении племён, - происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинялись власти Германариха.

Прокопий. Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. По внешнему виду они не отличаются друг от друга. Очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них белый или золотистый и не совсем чёрный, но все они темно-красные. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. В древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну "спораден", "рассеяно", отдельными посёлками. Поэтому-то им и земли надо много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе.

Как видно, сведений не так уж и много. У Иордана это практически все сведения. У Прокопия рассказано ещё о нескольких нападениях славян на Византию. Но эти рассказы лишь фон, наряду с землетрясением в Греции и наводнением в Египте, на котором развивается основное действие – война за Италию между Византией и Готской державой.

Совершенно очевидно, что начинающееся нашествие славян не представляется политическим писателям столь же эффектным как готское или гуннское. Самое интересное, что оно не представлялось интересным не только авторам, заставшим момент его зарождения, но и более поздним писателям жившим в эпоху его наивысшего развития. Писатели VII века уже как данность воспринимают славянское население Балкан и совершенно не задаются вопросом, откуда же они здесь взялись. Первым историком, задавшимся этим вопросом, оказался ни кто иной, как Нестор.

Оба описания сходятся в названиях двух родственных племён склавинов и антов и расходятся в определении их предков и мест обитания.

Сначала о предках. У Иордана – это венеды, У Прокопия – споры. Т.е. эти два автора совершенно расходятся во мнениях о предках славян. Никто больше из современников славянизации Балкан мнения по этому вопросу не высказывает. Никто из современных историков не пытался отождествлять венедов со спорами, наоборот их разводили географически венеды – на Висле, а споров искали в Причерноморье. Иордан последний из историков Римско-Византийского периода, кто упоминает висленских венедов. Прокопий упоминает - но только венецианских венетов. Германское именование сорбов вендами – это не книжное порождение, а народный перенос имени с прежних соседей на незаметно сменивших их новых.

Римский историк Иордан живёт в Равенне - столице Готской державы. Центром этой державы является Норик и венецианская область - земля венетов, не столько завоёванных, сколько инкорпорированных Римом. О задунайских племенах Иордан знает весьма мало и то, что знает, знает понаслышке, хотя и родился на Нижнем Дунае.

Выше говорилось, что Нестор как первых славян назвал нориков. Предположение, что отождествление нориков и славян у Нестора возникло вследствие самого раннего появления славян именно на границах этой провинции, а возможно и заселения ими оставленного римлянами Норика, находит подтверждение у Иордана, впервые в середине VI века фиксирующего появление славян на границах римского мира именно на границах Норика. Иордан по римской традиции переносит на новый народ имя территории, названной в своё время по имени другого народа. Его склавины принадлежат к большей общности, названной венедами по старой памяти. Расселение Иорданом славян-венедов на север до Вислы вполне можно принять как в силу соответствия археологическим данным.

Есть ещё один древний текст, в котором имена Sclavus и Nara стоят рядом. В эпитафии Мартину (ум.524 г.) говорится, что он привлёк к Христу разные свирепые племена и далее даётся список, в котором упомянуты, впрочем, практически все известные варвары. Так вот упоминание славян и нориков в этом списке следует друг за другом. По мнению Е.Ч.Скржинской, это вкупе со свидетельством ПВЛ достаточное основание для того, чтобы считать, что в VI веке часть славян называли нориками.

На этом закончим с венетами, упомянув лишь, что Прокопий знает под этим именем венецианских венетов, упоминая их при перечислении народов, населяющих Италию и окрестности Адриатического моря.

Часто ведутся споры, которые отождествляют со спалеями Плиния, обитающими по Танаису (Дону) и с ещё большим усердием со спалами Иордана, теми, которых на левобережье Днепра победили готы. Прокопий говорит только о территории на север от Истра и никак не упоминает в контексте рассказа о склавинах, антах и их общих предках спалах Северное Причерноморье. Но, плохо зная те места, не стал более точно указывать их местоприбывания. Есть ещё одно упоминания этнонима анты, касающегося совсем другого региона. Завершая описание народов, населяющих побережье Понта Эвксинского и северные склоны Кавказского хребта, Прокопий пишет.

За сагинами осели многие племена гуннов. Народы, которые тут живут, в древности назывались киммерийцами, теперь же зовутся утигурами. Дальше, на север от них занимают земли бесчисленные племена антов.

Такова по Прокопию этническая география Северного Причерноморья. Расстояние между антами-славянами на Дунае и антами на Дону – более 1000 километров. И все эти километры заселены различными другими племенами. Несмотря на очевидную трудность преодоления этого огромного расстояния, авторы Истории Великой Оченьдревней Руси трудностей не убоялись и смело объединили эти два региона в единый древнерусский массив.

Самые решительные, (Г.В.Вернадский) русов расселяли почти до предгорьев Кавказа. Более осторожные, ограничивались правобережьем нижнего Днепра (Б.А.Рыбаков и советская школа антинорманизма). При этом, как обычно, если исходный текст не соответствует концепции, то нам предлагается "правильный вариант" этого текста. В случае с Прокопием, Е.Ч.Скржинская, стараясь сохранить максимальную корректность, тем не менее, предполагает, что Прокопий не продолжил здесь "ту же строгую последовательность в описании "окружности" Понта Эвксинского, которая соблюдалась им до сих пор". Проще говоря, утратил логику и запутался в собственном незнании тех мест и, указывая на север от Танаиса, текущего в нижнем течении почти строго в направлении восток-запад, имел в виду направление на северо-запад от Таманского полуострова, т.е. через Азов к району Мариуполя и далее к Среднему Днепру.

Византийский канцелярист дал вполне наивное объяснение названию славян и антов в древности "споры" - рассеянные, по значению созвучного греческого слова. Подобного рода этимологию принято называть "народной этимологией" и не предавать ей большого значения, что и делает, например, Е.Ч.Скржинская, указывающая ещё на ряд таких же этимологий Иордана. Она пишет, что это был весьма распространённый в средние века приём. Но оказывается, что ни одно благое начинание средневековых учёных не остаётся без последователей и продолжателей среди наших современников. Спалеи (II в., дельта Дуная) - споры (VI в., левобережье Нижнего Днепра) - поляне (VIII в., Средний Днепр) - поляница (женщина-богатырь) – вот какой изумительный в своей "строгой научной логике" ряд предлагают, заочно согласившись друг с другом, Г.В.Вернадский и Б.А.Рыбаков.

Выше уже говорилось, что Прокопий и Иордан говорят о разных предках славян и антов: венеды у Иордана, споры у Прокопия. Естественно никакой народ не может появиться ни от куда и произойти ни от кого, прародину и предков иметь обязан.

Вопрос только кто и когда породил славян?

"Кто", в языковом смысле, решается достаточно надёжно: ближайшие родственники славянских языков - это языки балтов (литовский, латышский и др.) Протославянский язык происходит от окраинных диалектов древнебалтийских языков, занимавших на рубеже н.э. огромную территорию от Прибалтики до Верхнего Дона. "Наиболее древние черты в равной мере объединяют как праславянский, так и балтийские языки с азиатскими индоевропейскими языками, с балканскими (фракийским и иллирийским), исчезнувшими в начале новой эры (из этих языков в горах на побережье Адриатического моря сохранился лишь албанский язык), а так же с германскими языками. Вместе с тем праславянский язык характеризуется значительным комплексом особенностей, сближающих его с западноиранскими языками, к которым, как принято считать, относился язык скифов; эти особенности балтийским языкам неизвестны. На основании этих свидетельств высказано предположение, что протославянский языковой союз, со временем оформившийся в праславянский язык, по преимуществу состоял из диалектов, часть которых сохранилась на прибалтийской окраине когда-то обширного района их распространения. Окончательный отрыв праславянского языка от древнебалтийских диалектов произошёл после сближения с западноиранской речью скифов.

"Когда" тоже пытаются решить, опираясь на данные лингвистики. В соответствии с методом глотохронологии язык в процессе своей жизнедеятельности за каждое тысячелетие обновляет ~15% корней из так называемого диагностического списка в 100 слов. Расчёт, проводимый для славянских языков, относит время их появления на конец II - начало I тысячелетия до н.э. Но метод глотохронологии – это статистический метод, и как всякий статистический метод применим к линейным процессам. Т.е. он применим к уже существующим живым не законсервированным языкам (Например, исландский язык, законсервированный письменной культурой, за тысячу лет практически не изменился, исландцы говорят на том же языке, на котором писали тысячу лет назад.) Процессы рождения – процессы заведомо нелинейные и к ним не применимы методы линейных оценок. Время, требующееся на образование нового языка, и словарный запас, заимствуемый из языков-родителей, определяются не статистическими законами, а конкретными историческими условиями.

В культурно-археологическом смысле славяне ранее V века не просматриваются, и первоначальное ядро славянских древностей - культура пражского типа, занимает довольно узкий пояс на юго-западе первичного балто-славянского массива.

Поэтому остаётся только с большой долей уверенности сказать, что раз славяне не вырезали всё прежнее население от Балтики до Эгейского моря, а их в этом никто не обвинял, значит, они его ассимилировали - сделали славянами по языку и культуре. В течение V и первой половины VI века, т.е. всего за 6-8 поколений славяне, выйдя из лесов севернее Карпат, пришли в долину Дуная и начали переселение на Балканы, славянизируя все встречаемые на своём пути народы.

47. Расселение славян в середине – второй половине I тыс. н. э.

В I тыс. н. э. Восточная Европа была ареной многократных передвижений (Великое переселение народов) различных племен и народов. Между этими разноязычными племенами, которые в первой половине I тыс. н. э. переживали период "военной демократии", порою происходило острое соперничество за области обитания или верховенство в племенных союзах.

В середине I тыс. н. э. в эти миграционные процессы были вовлечены славяне. С середины I тыс. н. э. славяне широко расселились по Центральной и Южной Европе. Образовалось три ветви славян - южные, западные и восточные. Каждая из этих ветвей имеют свою историческую судьбу. Восточные славяне освоили земли вдоль Днепра и Верхней Волги. К IX в. в Восточной Европе образовалось несколько крупных восточнославянских племенных союзов: ильменских словен, кривичей, древлян, северян, дреговичей, полян, радимичей, вятичей, тиверцев, белых хорватов.

Восточные славяне были земледельцами. Это определяло образ жизни и условия их существования. До последних веков I тыс. основным типом поселения у славян были селища. Позднее, когда наряду с неукрепленными поселениями стали строиться городища и города, основная масса населения по-прежнему была сосредоточена на селищах. В VI - VIII вв. в северной полосе Восточной Европы у славян преобладали небольшие, порой недолговременные селения, что обусловлено еще заметной ролью подсечного земледелия. Основным типом жилища в это время были землянки и полуземлянки. Развитие пашенного земледелия с использованием лошади привело к укрупнению деревень. Сельские поселения насчитывали 7 - 10 дворов.

Славянские городища в северной части Восточной Европы появились в VIII столетии и представляли собой укрепленные торгово-ремесленные поселения: - Изборское, Старо-Ладожское, Псковское и др. В первую очередь городища были местом поселения ремесленников, а также выполняли оборонительные функции. Живописный принцип планировки соответствовал укладу древнерусской жизни и эстетическим принципам (органическая слитность с природой) древних русичей. В застройке отсутствовали монотонность и скученность, и этим древнерусские города отличались от средневековых городов Византии и Европы.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет, источники, задачи археологии

Археологические источники весьма разнообразны основу их составляют многочисленные орудия труда предметы быта остатки строений и оружие а также.. таким образом в археологии древняя вешь является основным средством познания.. надежным хранилищем археологических источников является земля количество добытых из земли предметов ежегодно..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные концепции происхождения славян и археология

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет, источники, задачи археологии
Археология изучает в большинстве своем вещественные источники, т. е. предметы и сооружения, сделанные руками людей. Иногда археологам приходится иметь дело с письменными источниками и памятниками,

Археологическая культура. Археологическая стратиграфия и планиграфия
Археолог ведет исследование поселения, изучая состав и после­довательность залегания культурных слоев и сооружений, их соот­ношение. Такое изучение слоев на местности называется страти­графией (опи

Методы полевой археологии. Археологическая периодизация
Работа археолога складывается, как правило, из трех больших этапов. Началом археологического исследования является разведка и раскопки археологических памятников, результатом которой является сбор

Дендрохронологический и стратиграфический методы датировки
В последние годы успешно разрабатывается дендрохронологический метод. Изучив влияние погодных условий на прирост годичных колец на древесине, биологи выяснили, что чередование колец низкого и высок

Радиоуглеродный, геомагнитный и калий-аргоновый методы датировки
Радиоуглеро́дный ана́лиз — физический метод датирования биологических останков, предметов и материалов биологического происхождения путём измерения содержания в материале радиоактивного и

Ранний палеолит. Олдувай
Ранний палеоли́т — период в истории человечества, начавшийся с конца эпохи плиоцена, в котором началось первое использование каменных орудий предками современного человека Homo habilis. Это бы

Ашельская эпоха
Ашёльская культура (1,76 млн— 150(-120) тыс. лет назад) — культура раннего палеолита. Возникла на основе шелльской, либо (если шелльскую рассматривать как ранний период ашёльской) олдувайской культ

Мустьерская эпоха
Мустьерская культура, мустьерская эпоха — культурно-технологический комплекс, ассоциируемый с поздними неандертальцами, и соответствующая ему доисторическая эпоха. Соответствует среднему палеолиту.

Религия и культ предков неандертальцев по археологическим данным
Впервые наличие подобных обрядов обнаруживается у Homo sapiens neandertalis (Человек разумный неандертальский), которого в обыденной речи часто называют просто неандертальцем. Этот подвид человечес

Поздний палеолит
35 — 12 тыс. лет назад — наиболее суровая фаза последнего вюрмского оледенения, когда современные люди расселились по всей Земле. После появления первых современных людей в Европе (кроманьонцев) пр

Палеолитическое искусство
Ученые, рассматривая расположение наскальных рисунков, отмечают, что они чаще всего находятся из высоте 1,5—2 метра в доступных местах. Реже можно встретить рисунки в труднодоступных местах, где ху

Костенковские стоянки
Костёнки признаются богатейшим в России местом сосредоточения стоянок эпохи верхнего палеолита — людей современного типа. Здесь на территории около 10 км², открыто свыше 60 стоянок (на ряде по

Мезолит. Основные черты эпохи по данным археологии
Завершение эры плейстоцена и переход к неотермальному, или современному, периоду поставили древних обитателей многих регионов ойкумены перед необходимостью по-новому строить свои отношения с окружа

Зачатки производящей экономики в мезолите. Микролиты и макролиты
Люди добывали пищу не только на охоте. Исчезновение или сокращение численности крупных животных заставило все чаще употреблять в пищу рыбу и моллюсков. Рыболовство велось при помощи гарпунов, остро

Мезолитические культуры (культурные зоны) на территории Восточной Европы
Северная, Южная, Лесостепная. Южная зона- Крым, Кавказ, Южный Урал. Здесь микролиты и орудия на пластинах. На Урале стоянки 7-6 тыс. до н. э. У Нижнегго Тагила-мастерская орудий. На Уральс

Неолит. Основные черты эпохи
Неоли́т) — новокаменный век, последняя стадия каменного века. Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9500 лет до н. э.[1] Вступ

Неолит лесной и степной полосы Восточной Европы
Лесной неолит — локальная разновидность неолита, характерная для лесной зоны Восточной Европы. Отличается консерватизмом, сохранением «пережиточных» черт мезолита[1] и отсутствием «бурных» форм нео

Днепро-донецкая культура
Дне́про-доне́цкая культу́ра — восточноевропейская субнеолитическая археологическая культура V—III тыс. до н. э., переходная к земледелию. Название предложено В. Н. Даниленко в 1956 г

Буго-днестровская культура
Буго-днестровская культура - с.VI-V тыс. до н.э.- названа по территории распространения на Южном Буге и Днестре, относится к неолиту. Поселения Буго-днестровской археологической культуры н

Льяловская и волосовская культуры
ЛЬЯЛОВСКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура эпохи неолита, распространенная в средней полосе России, в междуречье Оки и Волги. Памятники льяловской культуры датируются 4 — серединой 2 тыс. до н.

Общая характеристика энеолитической эпохи. Основные центры энеолита на территории бывшего СССР
эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (каменного века) к бронзовому веку. Термин предложил в 1876 г. на международном археологическом конгрессе венгерский археолог Ф. Пульский

Культуры воронковидных кубков и шаровидных амфор
Культура воронковидных кубков, КВК — мегалитическая культура (4000 — 2700 гг. до н. э.) эпохи позднего неолита. Культуру воронковидных кубков (КВК) характеризуют укрепленные поселения до 2

Трипольская культура
энеолитическая археологическая культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э. На смену

Сущность цветной металлургии и общеисторическое значение ее открытия
Появление металла предопределило крупные хозяйственные и социальные перемены, повлиявшие на всю историю человечества. Одни учёные считают, что производство металла изначально в Анатолии (с

Срубная культура
археологическая культура развитого бронзового века (2-я половина 2-го — начало 1-го тыс. до н. э.), распространенная в степной и лесостепной зонах Европейской части СССР. Представлена поселениями,

Катакомбная культура
(итал. catacomba, от лат. catacumba - подземная гробница) - археол. культура эпохи раннего бронз. века. Впервые выделена В. А. Городцовым в нач. 20 в. в басс. р. Сев. Донец, где были обнаружены сво

Среднеднепровская культура
Среднеднепро́вская культу́ра (3200—2300 до н. э.) — археологическая культура бронзового века в Среднем Поднепровье (нынешние юго-восток Белоруссии, юго-запад европейской России и север Ук

Фатьяновская культура
Фатья́новская культу́ра — археологическая культура 2 пол. III — сер. II тысячелетия до н. э. (бронзовый век) на территории центральной России. Представляет собой локальный вариант культур

Общая характеристика железного века. Значение открытия черного металла
Желе́зный век — эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Представление о трёх

Гальштат
Гальшта́тская культу́ра — археологическая культура железного века, которая господствовала в течение 500 лет (примерно с 900 до 400 до н. э.) в Центральной Европе и на Балканах. Названа по

Археология государства Урарту
В начале I тысячелетия до н. э. образовалось рабовладельческое государство Урарту, которое на протяжении всего тысячелетия занимало главенствующее положение среди других государств Передней Азии. П

Археология скифов
Население Каменского городища оставило немало разных предметов ремесла и домашнего хозяйства. Городище было по преимуществу населено металлургами, вырабатывающими металл из криворожской руды. Это п

Сарматская археология
К востоку от земель, занятых скифами, за Доном, жили родственные им по языку и культуре скотоводческие племена сарматов, или савроматов, как они названы в ранних источниках. Территория их расселени

Античная археология Северного Причерноморья
Античная или классическая археология – археология греко-римского мира от Испании до Средней Азии и Индии, от Северной Африки до Скифии и Сарматии. Значение термина «археология» – Платон, Диодор Сиц

Археология Ольвии
В начале VI в. до н. э. на правом берегу Бугского лимана выходцами из Милета был основан город Ольвия. Сейчас на этом месте расположено с. Парутино. Город был удачно расположен на берегу Буга и нед

Дьяковская культура
Дьяковская культура — археологическая культура раннего железного века, существовавшая в VII до н. э. — V веках на территории Московской, Тверской[1], Вологодской[2], Владимирской, Ярославской и Смо

Милоградская культура
В раннем железном веке на территории Беларуси находилось несколько больших групп племен со своими отличительными приметами материальной культуры и ритуалом погребения. Милоградская культур

Зарубинецкая культура
Зарубинецкая культура — археологическая культура эпохи раннего железного века (III / II в. до н. э. — II в. н. э.), распространённая в Верхнем и Среднем Поднепровье от Тясмина на юге до Березины на

Киевская (позднезарубинецкая) культура
Археологические памятники второй четверти 1 тысячелетия н.э. выделяются в отдельную куль-турную группу. Впервые они широко изучались на Киевщине и получили название киевской культуры. В Беларуси си

Культуры раннего железного века лесной полосы Восточной Европы
В лесной зоне Восточной Европы технология получения железа и производства из него железных орудий распространяется значительно медленнее, чем в степной. Поэтому наряду с изделиями из железа местное

Пшеворская и черняховская культуры
Пшеворская культура — археологическая культура железного века (II века до н. э. - IV век), распространенная на территории южной и центральной Польши. Была названа по польскому городу Пшеворску (Под

Пражская культура
Пражская культура — археологическая культура древних славян (V—VII вв.), в Центральной и Восточной Европе (от Эльбы до Дуная и среднего Днепра). Названа по характерной лепной керамике, впервые обна

Пеньковская культура
славянская раннесредневековая археологическая культура VI — начала VIII века, распространённая на территории Молдавии и Украины от бассейна реки Прут до Полтавской области, где она вытесняется салт

Колочинская культура
Восточными и северными соседями носителей пражской культуры были племена колочинской и банцеровской культур, родственных между собой и примыкавшими к ним племенами тушемлинской культуры. Многие исс

Культура длинных курганов
Культура псковских длинных курганов — раннесредневековая археологическая культура, существовавшая в V—XI веках на территории Северо-запада России. Название получила по своему самому яркому отличите

Лука-Райковецкая, роменско-боршевская культуры
Лука-райковецкая культура — славянская раннесредневековая рхеологическая культура, существовавшая на территории верховьев Западного Буга и правобережья Днепра в VII—X веках. Сформировалась на основ

Становление и развитие восточнославянской государственности по археологическим данным
К IX в. у восточных славян началось формирование государства. Это можно связать с двумя следующими моментами: появлением пути «Из варяг в греки» и сменой власти. Так, временем, с которого

Дружинные курганы. Гнездово
Мечи в гнёздовских курганах и во всех остальных русских дружинных курганах IX-X вв. принадлежат к типу, во всей Европе характерному для IX-XI вв. Набалдашник такого меча обычно полукруглый, крестов

Восточнославянское село в IX-XIII вв
56. Археология восточнославянских летописных «племен», Этноопределяющие элементы в материальной культуре Летописные славяне на землях Восточной ЕвропыВ начале 7 в. летопис

Материальная культура восточнославянского феодального города IX-XIII вв
Русские ремесленники X-XIII веков сделали свой большой вклад в развитие культуры древней Руси. В тысячах кузниц по Днепру и по ильменю, по Волге и Оке ковали плуги для вспашки полей, сотни оружейни

Топография, планировка, застройка, фортификация городов Древней Руси
Из века в век число городов на Руси (по сведениям летописей и других документов) росло, наглядно демонстрируя успехи процесса градообразования: в IX—X вв. — появилось 25 городов; в XI в. — 64; в XI

Археология Киева
Произведения искусства древнего Киева в течение последнего десятилетия археологи начали обнаруживать все больше и больше. Самым щедрым на открытия стал сезон 1998 года, принесший несколько примечат

Археология Новгорода Великого
Ещё в 15 век возводятся невысокие курганные насыпи, основание которых обложено крупными камнями. Их называют жальниками. Жальники обычно содержат по нескольку разновременных погребений и, вероятно,

Грамотность и развитие письменности в Древней Руси по данным археологии
Письмо прошло длинный путь развития, который охватывает период в несколько тысяч лет. Представляя собой дополнительно к звуковому языку средство общения людей, возникающее на базе языка и служащее

Археология Смоленска
Гнёздовский археологический комплекс — археологический заповедник, комплекс древнерусских памятников, курганных могильников и городища, расположенный около посёлка Гнёздово, на берегу Днепра, в 12

Археология Рязани
Ста́рая Ряза́нь — один из крупнейших древнерусских городов XII-XIII веков, столица Рязанского княжества. Впервые упоминается в летописи под 1096. Город расположен в 60 км от современной Р

Археология Москвы
Задолго до начала археологических исследований в Москве люди находили в черте города подвески, шейные обручи-гривны, древние деньги, стеклянные браслеты и другие вещи, свидетель­ствующие о древност

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги