Речевые игры максимально приближены к естественной речи и являются важнейшей составляющей частью в работе над развитием речи детей с нарушенным слухом. В этих играх ритм берёт своё начало в природных, естественных детских вокализациях (крик, гуление, лепет). Очень важны ритмические игры для выработки самоконтроля и управления моторикой тела. Возможность ритмического самоконтроля и контроля за напряжённостью и расслаблением приводит к облегчению овладением многосложными словами, правильным ударением и, на более поздних этапах обучения, к воспроизведению длинных предложений. К тому же этими играми мы готовим мозг ребёнка к целостному восприятию 2-х, 3-х и 4-сложных структур. А как мы знаем, глухие дети склонны к дроблению слов, смещению ударения и им трудно даётся слитность речи.
В младшем возрасте ритмические структуры носят спонтанно-игровой характер, где обязательно сохраняются главные характеристики выбранного звука, но нет фиксированной формы.
Например:
па па па па па па па ПА;
ТА ТА ТА ТА;
та та ТО та та ТО.
Все ритмические структуры обязательно обыгрываются с использованием игрушек или игровых движений тела самих детей. В раннем возрасте этот вид занятий проводится часто с использованием вибрационной доски. С увеличением возраста и улучшением запоминания, ритмические структуры приобретают более оформленный вид.
Например:
ТА та та ТА ТА
ТА та та ТА
та та та та ТА ТА
та та та та ТА
Особое значение имеет отрабатывание трёхдольных ритмов. В русском языке большое количество трёхсложных слов, а дети с нарушенным слухом очень тяжело их воспринимают и воспроизводят как целую структуру. Очень часто отделяют первые два слога от третьего и наоборот.
Основные задачи ритмических игр:
1) Выяснить через ритмические игры фонетические, ритмические и двигательные возможности детей.
2) На основе этих возможностей работать с определёнными (фиксированными) музыкальными ритмическими структурами.
3) Формировать у детей чувство ритма и богатство звука.
4) Добиваться достижения спонтанного ритмического выражения детьми.
Пение, развитие голоса.
Одной из важнейших задач музыкальной стимуляции является развитие голоса, максимально приближённого к естественному. Первым направлением, помогающим решить данную задачу, является вокализация гласных. Работу над вокализацией важно начинать как можно раньше. У маленьких детей (около 3лет) распевание гласных, развитие голоса является основной задачей. Работа проходит в игровой форме, часто с использованием вибрационной доски.
Чем раньше мы добьёмся подвижности (модуляции по высоте) голоса ребёнка и его самоконтроля, тем легче будет овладение в последствии всем богатством интонации.
Музыкальные интервалы, включённые в вокализации, зависят от возраста ребёнка и от используемых гласных. Например, при работе в оптимальном режиме — «И» всегда должен располагаться выше, чем «А», а «О» и «У» ниже, чем «А».
Вторым направлением в работе является мелодия основных считалок. У детей с нарушением слуха в начале реабилитации нет голосовых возможностей воспроизводить все музыкальные интервалы. Поэтому наша звуковысотная форма в основных считалках находится в пределах пентатоники. Также всегда учитывается характеристика звука для определения общей высоты мелодии.
Это удивительно, но глухие дети очень любят петь. Учащиеся нашего учреждения часто выступают перед зрителями. Даже дети ещё плохо говорящие, с огромным желанием учатся петь и достигают в мелодике хороших результатов. Занятия по музыкальной стимуляции включают:
1. Работу над голосом - распевание гласных.
2. Пересчитывание детей основной, иррациональной считалкой.
3. Полуиррациональную считалку, в которую вводятся слова из рациональной считалки.
4. Рациональную считалку. Работу над словом, предложением, интонацией.
5. Восприятие материала на слух.
Таким образом, музыкальная стимуляция является важной составной частью в реабилитации слуха и речи детей. Она способствует формированию нормальной речи, развитию голоса и улучшает слушание у детей с нарушенным слухом.