Основное назначение устной речи - коммуникация. Все родители глухих детей мечтают о том, чтобы их ребёнок мог общаться с ними и окружающими людьми. Они с нетерпением ждут, когда ребёнок скажет первое слово, и искренне радуются каждому новому слову и предложению. Научить ребёнка с нарушением слуха слушать и говорить очень трудная задача. Многое зависит от окружающих его людей. Ведь семья изначально является речевой средой для маленького ребёнка, в которой его любят и постоянно поощряют к речевому общению.
Аудиовизуальный курс содержит в себе все теоретические положения лингвистики речи, понимания языка и коммуникации и является составной частью верботонального метода.
«Аудиовизуальный» — само название указывает на наличие слухового и зрительного восприятия. Речь воспринимается с помощью слуха, зрения и движения.
Слуховое восприятие играет важную роль в становлении и развитии речи. Слуховой и звуковой образ связывается со значением — картинкой. Картинка соотносится с ситуацией — реальностью. Когда ребёнок изучает родной язык, он воспринимает реальность вокруг себя, акустическая часть дополняет, объясняет понимание. На картинке изображаются не только предметы, люди, но и конкретные ситуации из повседневной жизни.
Разговорная речь включает прежде всего акустическую и артикуляционную сторону языка, т.е. все просодические (интонация, ритм, пауза, темп, интенсивность, ударение) и фонематические элементы языка. Речевая ситуация является основной формой, через которую передаётся язык. Своим содержанием, эмоциональностью и жизненностью она даёт возможность обучаться языку без непосредственного изучения грамматических правил. Необходимо соблюдать дидактические принципы постепенности подачи языкового материала. Роль речевой ситуации особенно важна на начальных этапах обучения,когда вербальные возможности ребёнка небольшие, но зато он может полнее выражаться невербально, т.е. при помощи интонации, ритма, эмоциональности выражения и природного жеста, так как речевая ситуация является контекстом, в котором эти элементы приобретают полный вес. На этом этапе ситуация является главным носителем значения. Речевые ситуации должны быть жизненными, близкими возрасту ребёнка.
Основной языковой формой речевой ситуации является диалог. Поэтому весь лексический и грамматический материал ребёнок получает в форме диалогов, на которых построен весь курс.
Ребёнок, имеющий тяжёлое нарушение слуха, плохо концентрируется и запоминает, в связи с этим важно постепенно включать его в работу и добиваться усвоения данного материала до конца. Детям, имеющим сложную структуру дефекта, материал занятий даётся очень конкретно, через многократное повторение одних и тех же фонетических форм, соответствующих названиям предметов, движениям, ритмам, определённым аффективным ситуациям, выражению лица или жесту.
Занятия с детьми, имеющими нарушение слуха, всегда проводятся с использованием наглядности. Постепенно заменяем игрушку или предмет картинкой, показываем её при усвоении определённой фонетической структуры:
· соотносим её с конкретной игрушкой, действием или ритмическим движением;
· используем картинку при аффективной ситуации и учим реагировать на неё;
· заменяем картинкой некоторые игрушки, предметы и людей.
Таким образом, каждый раз активизируя восприятие, постепенно продвигаемся дальше, опираясь на слуховую и кинестетическую память, учим говорить и слушать, используя все виды восприятия: зрительное, тактильное, основанное на определённой догадке, слухозрительное, слуховое.
Картинка является нашим помощником в усвоении звуков и начале формирования произношения. В дальнейшей работе картинка убирается, т.е. звуковой сигнал уже принят и усвоен с её помощью, он будет понятен и без картинки.
Каково же значение картинки?
Она даёт возможность понимания обыкновенных символов в языке.
Связывает выражения с конкретной ситуацией. Помогает звуковому запоминанию.
Существуют определённые требования к изображению на картинке различных действий:
• у лица, который говорит, рот открыт;
• содержание его высказывания схематически передаётся в облачке;
• вопрос обозначается вопросительным знаком;
• отрицание обозначается перечеркиванием того, что отрицается;
• то, о чём идёт речь, но что не включено непосредственно в действие на картинке, изображается в облачке.
Дети легко и быстро усваивают эти условности изображения. Уже в самом начале работы с ребёнком, имеющим нарушение слуха, вводятся первые аудиовизуальные курсы. Даже дети, имеющие ограниченный словарь, уже могут оречевлять определённые речевые ситуации. Затем с детьми проводится игра с использованием данной ситуации. При демонстрации детям картинок педагог должен очень эмоционально передавать их содержание, меняя мимику лица и модуляцию голоса.
АВК-1
Постепенно появляются первые предложения. Увеличивается количество картинок в аудиовизуальном курсе. Усложняются ситуации. Ребёнок уже способен сам расположить картинки в логической последовательности.
В школе АВК состоят уже из 25 картинок и более. Дети свободно запоминают их. Это развивает зрительную, речевую и слуховую память, мышление. Большинство аудиовизуальных курсов вызывают интерес у детей. Учащиеся очень любят эти уроки.
Аудиовизуальный курс «Шарик» (АВК-3)
Петя: Смотри, Тома, у меня есть собака.
Тома: Ой, у тебя собака? Кто тебе её подарил?
Петя: Дедушка.
Тома: Вова, у Пети есть собака.
Вова: Как её зовут?
Петя: Её зовут Шарик.
Вова: Мама, смотри у Пети щенок.
Мама: Кто ему подарил щенка?
Вова: Дедушка.
Мама: Петя, вымой щенка. Он же грязный. Петя: Нет, он чистый. Он просто чёрный.
Тома: Шарик, Шарик, тут сахар для тебя.
Материал данного аудиовизуального курса отрабатывается, а затем переносится в другую ситуацию и закрепляется в аудиовизуальном курсе «Мурка».
Аудиовизуальный курс «Мурка» (АВК-4)
Петя: Смотри, Вова, у меня есть собака.
Вова: Смотри, Петя, у меня есть кошка. Её зовут Мурка.
Петя: Тебе подарил её дедушка?
Вова: Нет, бабушка.
Петя: У тебя — кошка.
У меня собака.
Их лапы - грязные.
Их глаза - круглые. Мурка: Мяу, мяу. Вова: Мурка голодная. Тома: Мурка, вот тебе молоко. Вова: Щенок чёрный, а кошка белая.
Осторожно, Мурка, молоко горячее.
Приведенные выше аудиовизуальные курсы направлены на усвоение вопросительных и утвердительных предложении, а также темы «Домашние животные». К данным аудиовизуальным курсам могут быть даны упражнения, направленные на закрепление грамматической формы «У меня есть...». Например АВК-5:
Дима: Петя, у тебя есть яблоко?
Петя: Да, у меня есть яблоко.
Дима: У тебя есть собака?
Петя: Да, у меня есть собака.
Дима: Ау кого есть кошка?
Петя: У Вовы есть кошка.
Дима: У тебя собака, а у Вовы кошка.
Язык функционирует в структурах, которые формируются в процессе коммуникации. Грамматику тоже можно изучать в структуре, где она усваивается спонтанно. Ученик слушает и усваивает грамматические структуры через картинку-контекст. Это даёт возможность легче и быстрее развивать разговорную речь. Диалогическая форма речи, которая используется при аудиовизуальном курсе, естественна, это ежедневная форма коммуникации.
На основе верботонального метода выработаны дидактические приёмы и практические виды работ, которые подразумевают использование картинки как зрительной помощи. Картинки должны быть связаны между собой, чтобы воспринимались как целая законченная ситуация. Ученики не заучивают наизусть отдельные слова и предложения, грамматические правила. Они сначала усваивают готовые языковые структуры, которые воспринимаются глобально, а затем анализируются. Это естественный путь изучения речи. Таким образом, сразу получаем речевую базу, которая даёт возможность ежедневного самостоятельного восприятия простых выражений на слуховой и слухозрительной основе. Занятия на основе АВК всегда направлены на развитие диалогической речи с использованием ситуаций из повседневной жизни детей.
Аудиовизуальный курс не учит грамматике отдельно, он учит речи, а грамматика «спрятана» в грамматических структурах текста.
Методика проведения АВК включает в себя несколько этапов:
а) первичное восприятие картинок;
б) уточнение понимания ситуации;
в) работа над содержанием;
г) восприятие на слух;
д) драматизация;
е) перенос в другую ситуацию;
ж) грамматические упражнения. Остановимся подробнее на каждом этапе АВК.
На первом уроке учитель представляет учащимся весь аудиовизуальный курс. Это могут быть картинки, слайды или диафильм. Дети сначала молча рассматривают все картинки, глобально воспринимая ситуацию. Затем учитель слухо-зрительно «оречевляет» каждую картинку. Дети внимательно слушают и соотносят каждую фразу с картинкой. Учитель может задать уточняющие вопросы, чтобы выяснить, правильно ли дети поняли ситуацию. Затем учащиеся проговаривают весь аудиовизуальный курс вместе с учителем.
На втором уроке учащиеся пробуют восстановить логическую последовательность картинок на доске. По цепочке проговаривают речевой материал, при затруднении учитель помогает им. Идёт работа над восприятием речевого материала на слух.
На третьем и четвёртом уроках идёт закрепление аудиовизуального курса. Виды работ могут быть очень разнообразные, в зависимости от творчества учителя:
• Учитель может перепутать последовательность картинок и попросить детей найти ошибки.
• Поиграть в «экзамен». Учитель предлагает детям перевёрнутые картинки (они вытаскивают их как «билеты» на экзамене, проговаривают фразу и располагают в нужной последовательности на доске).
• Учитель может пропустить несколько картинок, а учащиеся должны их вставить.
• Учитель может выставить картинки с началом (или концом) АВК, а ученики должны его дополнить.
Затем вновь проговариваются все фразы АВК хором или по цепочке. После этого проводится работа по восприятию на слух фраз АВК. Здесь также могут быть самые разнообразные виды работы:
• Учитель может переворачивать те картинки, фразы к которым дети восприняли на слух.
• Педагог может последовательно произнести несколько фраз на слух, а дети определить, на какой из фраз он остановился.
• Учитель может отдать ребёнку картинку, фразу к которой он услышал.
• Дети слушают с перевёрнутыми картинками (без зрительной опоры). Это более сложный вид работы для восприятия на слух и он показывает, достаточно ли усвоен детьми материал или нужен ещё урок.
На пятом уроке идёт закрепление на слух материала и драматизация ситуации. Драматизация проходит без опора на картинки и со слуховыми аппаратами.
На шестом уроке возможен перенос речевого материала АВК в другую ситуацию. Например, если был АВК «В магазине», то можно вместо продуктового магазина создать ситуацию в промтоварном магазине или на рынке. Если в АВК «У врача» у мальчика болело горло, то теперь может болеть голова или что-то ещё.
После драматизации учащимся могут быть предложены грамматические задания или слухозрительный диктант. Грамматические упражнения — это тоже речевая ситуация в форме диалога, которая составлена из уже известных лексико-грамматических элементов и целью которой является автоматизация грамматического и лексического материала. Грамматические ситуации состоят из нескольких реплик, насыщенных определённым грамматическим материалом. Это небольшие ситуации, цель которых — дальнейшая автоматизация этого материала.
В уроки по изучению аудиовизуального курса могут быть включены: восприятие на слух неречевых звуков (звонок в дверь, звонок будильника, пение птиц, голоса животных, музыка и т.д.). На уроках могут использоваться считалки и стихи, песни. Они передают ритм и интонацию языка.
Важным является закрепление фраз в повседневной жизни ребёнка. Здесь большую роль играет его окружение: родители, родственники и воспитатели в детском саду и в школе. Они всегда должны знать, какой аудиовизуальный курс сейчас проходится, какие фразы должен использовать ребёнок, помогать ему закрепить эти фразы в быту, создавая искусственные ситуации и используя естественные.
Экспериментальная работа, проводимая в нашем учреждении, показала, что глухие дети используют 63% фраз, а слабослышащие почти 90% из пройденных ранее аудиовизуальных курсов.