Реферат Курсовая Конспект
Вопросы и ответы - раздел Педагогика, Урок № 1. Предмет науки каббала Вопрос: Постижение Совершается ...
|
Вопрос: Постижение совершается чувственно или разумом?
Нельзя отделить одно от другого, вот почему мы говорим «ор АБ-САГ» – свет хохмы и бины вместе. Дело в том, что мы сами – это желание наслаждаться, желание, ощущающее либо наслаждение, либо его отсутствие, страдание. Чтобы достичь наслаждения в состоянии страдания, желание создает наряду с собой разум, который, перерабатывая информацию, становится вспомогательным органом, необходимым для достижения желаемого.
Если в каждый момент времени мое желание совпадает с возможностями, мне не нужен разум. Зачем он мне? Если хочешь, чтобы человек развивался, создай ему сопротивление, дай ему трудности, ставь перед ним задачи, не давай ему наполнения – он будет его искать и таким образом разовьет в себе разум. Поэтому, чем выше желания в каком-то объекте мироздания, тем более развитым должен быть его разум – иначе невозможно реализовать желание.
Хочешь, чтобы ребенок развивался – ограничивай его, не давай ему всего, что он хочет. Пусть сам найдет, сам достанет. Все детские игры построены на этом. Мы каждый раз ставим перед ним задачу, чтобы он захотел достичь цели, но чтобы это было для него достаточно сложно, чтобы развивало разум. Разум является вспомогательной, второстепенной частью по сравнению с желанием.
Творцом создано желание. Когда оно стало ощущать отсутствие наполнения, оно устремилось на поиски этого наполнения. Система, развившаяся вследствие этого поиска, называется разумом.
Ощущение наполнения достигается исключительно в желании. Можно спросить: «А как наслаждается ученый? Он наслаждается в разуме или в сердце?» Только в сердце. Говорится: «сердце понимает». Даже желание заниматься науками, стремление к постижению рационального и, казалось бы, внечувственного, все равно ощущается в сердце. Почему же о нем говорится как об абстрактном, а не как о чувственном? Потому, что оно слишком оторвано от животных желаний, и мы ощущаем его не в потребностях организма, а в потребностях интеллекта. Но это все равно не разум, это желание.
Разум – это исполнительный механизм, настроенный лишь на то, чтобы достичь желаемого. На самом деле разум – абсолютно мертвая машина, но он всегда действует ради желания, и поэтому мы его одухотворяем.
Вопрос: По поводу каббалистического языка: химик, объясняя, что это за чувство – «любовь», говорит, что в мозгу вырабатывается гормон, отвечающий за это ощущение. Он говорит об этом очень сухим языком. Почему каббала, тоже говоря об ощущениях, сухо описывает их на языке парцуфим и сфирот?
Химик утверждает, что если мне впрыснут какое-то вещество или подключат электрод в мозг, я буду чувствовать любовь или ненависть и ощущать, что нахожусь в каком-то воображаемом мире. Химия говорит о причинах человеческих ощущений, однако рассуждает о них на другом уровне, чем тот, на котором их ощущает человек.
Есть отношение к миру, присущее ученому-химику, а есть отношение к миру, свойственное обычному человеку, над которым проводится химический опыт. Однако и сам ученый-химик во время проведения опыта и до него, и после находится в том же самом мире, тех же самых действиях. То, как человек выражает мир, в котором находится, зависит от того, как он его воспринимает. И хотя он пытается относиться к опыту в объективной, научной форме, это все равно невозможно, поскольку он сам вовлечен в обычный опыт.
В чем отличие каббалы от химии, и почему наука каббала оперирует таким сухим языком? Каббала говорит не на языке ощущения, а о причинах ощущений. Если мы хотим произвести определенные действия над собой, мы переходим с уровня опыта на уровень следствий из него – на уровень ощущения. Если я этого хочу, то вызываю их в себе, копирую их, выполняю их на себе. И тогда я ощущаю и само действие, и его результат. Я поднимаюсь с уровня действия и начинаю жить ощущениями, желаниями, а не самими действиями.
Когда наука каббала говорит о каких-то действиях, это не сухие действия. От тебя зависит, внесешь ты в это действие чувство или нет. Мы читаем в книге Бааль Сулама «Учение Десяти Сфирот» о первой, второй, третьей и четвертой ступенях развития желания, о масахе, светах, решимот, и это подобно примеру с музыкантом, читающим партитуру. Когда я смотрю на ноты, на все эти точки и крючки, я не понимаю, что он с ними будет делать. А он может смотреть на них и плакать. Музыкант смотрит на ноты и чувствует эту музыку, он по одним нотам может ее пропеть. А я смотрю и ничего не ощущаю.
Все дело в понимании языка. Если ты воспринимаешь каббалистическую книгу как скучную и сухую, не говори, что каббалист написал ее в сухой форме. Это говорит лишь о твоем отношении. Каббалисты воспринимают ее совершенно иначе. Иногда я задавал своему Учителю вопрос, который казался мне весьма сухим и формальным, а он вдруг приходил от него в такое воодушевление, что, казалось, надо привязать его к стулу – не то он сейчас взлетит. Для меня это была своего рода «сухая химия», а он все воспринимал на уровне ощущения. Это совершенно разные вещи. Чувства, не направленные на самого себя, а касающиеся связи с Творцом, имеют неизмеримую силу.
Вопрос: Вы говорили, что встреча двух противоположных принципов, двух противоположных свойств рисует перед нами картину мира. Как может получаться, что с уровня «свойств» вдруг возникает такая конкретная картина?
Возможно, данный материал воспринимается как некие абстракции, но посмотрите, например, на экран телевизора. У вас ведь не возникает вопроса, как помещаются в этой коробке несколько человек, как они туда попали, что заставляет их двигаться? Мы видим, что это воображаемая, нереальная картина. Разве они присутствуют тут в действительности? Нам посылают какой-то сигнал, и мы видим кого-то на экране.
Все мы действуем и всецело находимся под управлением сил, влияющих на нас и строящих в нас картину этого мира. Тебя можно поместить, например, в запертую комнату, в некую сферу, которая изнутри будет сплошным телевизионным экраном, и проигрывать перед тобой на экране жизнь. Если ты никогда не знал ничего другого и всегда был только в этой комнате, ты будешь этим жить и считать, что не существует никакой другой жизни. И только потом ты скажешь, что тебя разыграли!
Картина этой жизни может быть построена из сил – точно так же, как на экране из различных векторов строится изображение. Что это за силы? Может быть, эта картина будет построена из отношений между нами, а может быть, по какой-то другой формуле. В зависимости от этого, она может меняться во всех измерениях. Это определяет различие между ступенями в мирах, которые мы проходим.
Точнее это пока невозможно объяснить, попробуйте сами пофантазировать, ищите свое собственное понимание. Главное, поймите, что миры – это весьма относительное понятие. Они не существуют сами по себе. Миры существуют лишь внутри человека, как некое установление отношений между человеком и Творцом, действительное на настоящий момент, в данное время.
Мир – это не нечто независимо существующее, а мера моей связи с Творцом, предстающая предо мной в таком виде. Сейчас я вижу в мире множество людей, семь миллиардов, вокруг меня все время кто-то вертится, определенным образом действует по отношению ко мне. Я говорю: нет, это все Творец, который так нарисовал предо мной реальность, и эта реальность в таком виде воздействует на меня. На самом деле, здесь нет никаких семи миллиардов, и нет этого мира, и ничего нет: это мое отношение к Творцу выражается в такой форме.
Если мое отношение к Творцу изменится, то изменится и эта форма. Вместо всего этого многообразия я начну ощущать одну силу и исходящее от нее ко мне неизменное отношение. Уйдет ощущение того, что один меня сейчас любит, другой надо мной смеется, один желает мне добра, другой зла, и я сам тоже по-разному отношусь к людям. Я объединю их в своем отношении, а они объединятся в отношении ко мне.
Картина строится из наложения различных векторов, и мы можем построить ее так, а можем и иначе, словно кадр на экране телевизора.
В экономике принято строить диаграммы. Допустим, я хочу сейчас увидеть наше состояние в мире в форме графика, представляющего зависимость от какого-то показателя. Увидеть распределение среди всего человечества, между странами, как идет это распределение по конкретным продуктам и пр. Таким образом, относительно одного и того же состояния ты получаешь совершенно разные картины, каждый раз выбирая разный вектор, относительно которого ты измеряешь нечто существующее в мире.
Так и наша картина мира является следствием нашего отношения к Творцу. Если наше отношение к Нему изменяется, меняется и мир. Это называется подняться от мира Асия к мирам Ецира, Брия, Ацилут.
Вопрос: Картина, воспринимаемая нами в наших органах чувств, тоже изменится или останется прежней?
Есть чувственная картина моих отношений с Творцом, и есть картина, воспринимаемая моими пятью органами чувств, физическим телом. Эта картина временно служит основанием, связывающим меня с другими людьми, поскольку я ощущаю ее в своих органах чувств так же, как и все остальные.
То, что происходит, когда мы поднимаемся выше этого состояния, ощущая связь с Творцом, на данном этапе невозможно выразить словами.
Вопрос: Если эта физическая картина мира нужна мне только для того, чтобы связать меня общими ощущениями с другими людьми, то зачем мне сохранять ее, когда я установлю свои отношения с Творцом?
Ты не один на этом свете, ты принадлежишь единой системе, и твоя жизнь никогда не бывает только твоей личной жизнью. Это относится к любому человеку – как к самому большому, самому уникальному, так и к самому обычному. В любом случае, оценивается только удельный вес, вклад человека относительно всей системы. Сам по себе он не представляет никакой важности.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Курс Суть науки каббала...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопросы и ответы
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов