Отличительные признаки текста

 

По мнению Л.М. Майдановой, в определение понятия «текст» входят три отличительных признака текста:

- целостность;

- связность;

- отраженность в нем определенных черт акта коммуникации.

 

Первая черта текста – целостность, создается она наличием авторского замысла. Смысловое единство текста, то есть его целостность выявляется путем вычленения его основной мысли, путем сжатия его за счет устранения второстепенных предикатов.

«Если исходить из того положения, что субъектом высказывания является реальный предмет действительности, еще неизвестный в каких-то качествах слушающему (читающему), то всякая речь может быть сведена к системе предикатов, которые, последовательно дополняя друг друга, раскрывают состав и соотношение признаков неизвестного ранее предмета действительности. Так обстоит дело в речи, утверждающей или отрицающей что-либо. Эти предикаты не нанизываются друг за другом в однородную цепь, но некоторые из них являются главными, другие дополнительными, а третьи дополнительными к этим вторым и т.д., то есть устанавливается некоторая иерархия предикатов» (Н.И. Жинкин).

Представление о тексте как иерархии предикатов, позднее доказанное экспериментально в работах В.Д. Тункель и Т.М. Дридзе, продиктовало следующее изображение смысловой структуры текста:

Главная мысль (цель сообщения).

Элементы общего содержания:

а) основные элементы:

основной констатирующий тезис;

разъяснение основного тезиса;

аналитическая оценка ситуации;

б) второстепенные элементы:

иллюстрации к тезисам;

общий фон к цели сообщения.

При этом основной тезис развивает предикат главной мысли, разъясняющий тезис развивает предикат основного тезиса, аналитическая оценка раскрывает значение или следствие ситуации, рассмотренной в тексте. Фон подводит к теме и часто заканчивается прямой формулировкой задачи выступления.

Итак, исходя из данной схемы, можно сказать, что в смысловой структуре текста реализуется авторский замысел. В текстах творческого характера замысел понимается как:

требующая реализации в знаковой, удобной для передачи форме научная идея;

идеальная художественная модель (С.Х. Раппопорт), художественная концепция мира (М.Я. Поляков);

журналистская гипотеза (В.М. Горохов), возникающая в результате творческого акта.

Подчиненность всех компонентов текста авторскому замыслу создает, таким образом, особое его качество –целостность.

Л. М. Майданова доработала предложенную Т. М. Дридзе схему и представила ее следующим образом:

-главная мысль (предмет речи + основной признак, ему приписываемый);

-общее содержание текста (см. таблицу 1):