Культурные темы в русской культуре и языке

<…> в наиболее полной мере особенности русского на­ционального характера раскрываются и отражаются в трех уникальных понятиях русской культуры. Я имею в виду та­кие понятия, как душа, судьба и тоска, которые постоянно возникают в повседневном речевом общении и к которым неоднократно возвращается русская литература (как «высо­кая», так и народная). <…> Здесь я хотела бы остановиться лишь на нескольких очень важных семантических характеристиках, образующих смыс­ловой универсум русского языка. Речь пойдет о тех семанти­ческих свойствах, которые становятся в особенности заметны при анализе слов душа, судьба и тоска; впрочем, проявляют­ся они и в огромном числе других случаев. Я имею в виду следующие связанные друг с другом признаки:

(1) эмоциональность — ярко выраженный акцент на чувствах и на их свободном изъявлении, высокий эмоциональный накал русской речи, богатство языковых средств для выражения эмоций и эмоциональных оттенков;

(2) «иррациональность» (или «нерациональность») — в противоположность так называемому научному мнению, которое официально распространялось советским режимом; подчеркивание ограниченности логического мышления, че­ловеческого знания и понимания, непостижимости и непред­сказуемости жизни;

(3) неагентивность — ощущение того, что людям непод­властна их собственная жизнь, что их способность контро­лировать жизненные события ограничена; склонность рус­ского человека к фатализму, смирению и покорности; недо­статочная выделенность индивида как автономного агента, как лица, стремящегося к своей цели и пытающегося ее до­стичь, как контролера событий;

(4) любовь к морали — абсолютизация моральных изме­рений человеческой жизни, акцент на борьбе добра и зла (и в других и в себе), любовь к крайним и категоричным мораль­ным суждениям.

Все эти признаки отчетливо выступают как в русском са­мосознании — в том виде, в каком оно представлено в рус­ской литературе и русской философской мысли, — так и в записках людей, оценивающих русскую культуру извне, с позиции внешнего наблюдателя, — ученых, путешественни­ков и др.

<…>