Структура полит.психологии

Полит. психология обладает разнообразной и разветвленной структурой.

Один структурный срез полит.психологии составляют индивидуальные и групповые формы сознания. К индивидуальным психологическим образованиям относятся: персональный опыт, специфич. эмоциональные реакции на внешние вызовы среды, определенная способность к самоанализу, особенности индивидуальной воли и памяти.

В рамках групповой психологии обычно выделяют психический склад определенней группы (здравый смысл и групповое мышление, смелость, решительность, цельность), привычные для большинства психические реакции на полит.явления (устойчивые нравы, привычки, вкусы, настроения), а также внутригрупповые явления (служи, страхи, паника). Принято учитывать специфику больших групп, к которым можно отнести классы, слои, территориальные образования, нации, а также малых групп, типа микросоциальных объединений людей, неформальных образований и проч.

Функции политической психологии:

1). Гносиологическая (связана с эмоционально-чувственным отображением интересов общества).

2). Функция адаптации населения (самая главная).

3). Функция мотивации (важен тип ориентации).

Типы ориентации:- кооперативный (заинтересованность субъекта в интересах своего партнёра) - индивидуалистическая конкуренция (только о себе) - конкурентная ориентация (весь политический контекст рассматривается с точки зрения выигрыша или проигрыша).

54. Массовые настроения.

Полит. психология – это совокупность по преимуществу эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о полит. явлениях, складывающихся в процессе их (людей) полит.поведения и непосредственного взаимодействия с институтами.

Признание такого духовного образования ориентирует ученых на переход от рассмотрения человека как носителя определенных полит.функций, статусов и прав к анализу конкретных чувств и психологических механизмов, которые управляют поведением индивидов, групп и массовых общностей.

О принципиальном значении чувств и эмоций в политике говорили многие ученые. В том числе многие ученые были уверены в существовании «души народа» (В.Вунд, Г.Лебон), описывали «психические эпидемии», приступы народного самосуда, опьянения людей свободой и жаждой мести, массовые психозы и проч.

Таким образом, важнейшей особенностью полит.психологии является ее способность формировать различные полит.субъекты, прежде всего «массы» и «толпы», осуществляющие такие акции, как бунты, революции, митинги, шествия, восстания и т.д. Так, известный ученый Э.Кеннети связывает возникновение массы с растущими у людей чувствами солидарности и страха, «втягивающими в себя вся и всех». Сугубо психическими основами обладает и толпа, в которую превращается группа людей в силу совместно испытываемого ими эмоционального фактора. И это внутреннее единство толпы, которое Г.Тард назвал самой «старинной» соц.группой после семьи, постоянно укрепляется за счет многократного взаимного усиления коллективных чувств.

Толпы импульсивны, изменчивы и раздражительны, нетерпимы к сторонним воззрениям, управляются бессознательным началом, податливы внушению и легковерны, склонны к преувеличению оценок событий. Мышление и действия толпы одномерны. В толпе люди не воспринимают иных позиций или точек зрения, демонстрируя иной волевой настрой.

Толпа не терпит ни размышлений, ни возражений. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, – ярость. Лебон в «Психологии народов и масс» писал, что толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения. В то же время тот или иной фактор способе изменить состояние толпы новым внушением, заразить ее свежими эмоциями, вновь придающими ей горячность и импульсивность. Предоставляемая же самой себе, она быстро утомляется, сникает и стремится к подчинению любым призывам.

Мощное доминирование коллективных чувств и настроений приводит индивидов к потере критичности полит.воззрений и утрате контроля за своими поступками. Заразительность массовых настроений заставляет людей испытывать сильную потребность в подчинении, поступаться личными интересами и оценками. В толпе человек понимает лишь «волевой язык коллективно воли». Индивид приобретает сознание неопределенной силы.

Эволюция толпы имеет двоякий характер: она осуществляется через развитие духовых связей между людьми и путем возникновения внутренних структур на основе иерархичности. Наполнение человеческих отношений в толпе различными идеями делает ее то «выжидающей, внимающей, «манифестующей», то «действующей» (Тард), то агрессивной, то «танцующей» (превращающейся в бесцельное создание) (Г.Блумер). В то же время организация и иерархиизация толпы, выстраивание в ней определенных внутренних связей превращает ее в разновидность корпорации.

55. Политическое поведение.

Полит.поведение– важнейшая форма выражения пол-кой психологии.

В виду значения этой категории, полит.поведение подвергается различным интерпретациям. Так, есть несколько точек зрения на его природу и сущность.

1) Полит.поведение – это совокупность действий, осуществляемых в поли. сфере и различающихся по степени влияния на власть.

2) Ситуационная трактовка – внимание сосредоточено на внешних по отношению к человеку факторах, влияющих на содержание его действий. Мертон ставит вопрос о различных способах адаптации к внешней среде:

- конформизме, означающем принятие человеком сложившегося порядка вещей;

- инновации, предполагающей сохранение активности и самостоятельности позиции человека по отношению к окружающей среде;

- ритуале, выражающем символическую и некритическую позицию человека по отношению к внешним условиям деятельности.

3) Полит. поведение – субъективные намерения человека, проявляющиеся в его действиях. Вебер выделял в связи с этим целе-рациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные действия, имеющие место в полит.сфере.

Указанные подходы дают возможность определить полит.поведение как всю совокупность субъективно мотивированных действий разнообразных субъектов, реализующих свои статусные позиции и внутренние установки.

Полит.поведение актуализирует различные формы осознания людьми своих потребностей и интересов (Фрейд – секс, Адорно – могущество, Миллер – фрустрации).

Маслоу сформулировал классический перечень иерархиизированных потребностей человека: физиологические, в безопасности, в любви, в признании и самоутверждении, в самореализации. Сторонники конфликтной теории считают, что полит.поведение человека формируется на основании трех типов мотивации: кооперативной, индивидуалистической и конкурентной. Представители системного анализа полагают главным мотивационным фактором полит.поведения человека расположенность к авторитетным лидерам, копирование их наклонностей и стиля. А.Горц, О. Дербаль и другие ученые, разделяющие принципы идеи «автономного человека»,утверждающей неуклонное нарастание индивидуализации соц.поведения и исключительную сложность мотивов, которыми руководствуются граждане, полагают, что анализировать субъективные мотивации практически невозможно.

Теоретические разногласицы относительно полит.поведения демонстрируют очень сложный его характер, его многогранность и даже известную неопределенность.

Типы полит.поведения:

1) автономное, отражающее относительно свободный выбор людьми полит. целей и средств их достижений;

2) мобилизованный, характеризующий вынужденность совершаемых человеком действий под давлением внешних обстоятельств;

3) традиционный;

4) инновационный;

5) нормативный, соответствующий общепринятым в полит.системе ценностям;

6) девиантный, отклоняющийся от общепринятых норм и ценностей.

Особое внимание уделяется девиантному полит.поведению и его причинам. Точки зрения на его причины:

- А. де Токвиль: противоречие между интенсивным ростом ожиданий и притязаний и суженностью путей их реализации;

- Р. Мертон: разрыв между целями и возможными в социуме средствами их достижения;

- понимание конфликта как главного стимулятора всех возможных отклонений;

- частные случаи: наследственная дегенерация граждан, распространение пороков…

56. Политическая культура.

Полит.культура –это совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества.

Теорию полит.культуры создал Габриель Алмонд в конце 50-х годов. Он выделил 2 направления анализа политической системы:

1). Сугубо институциональный, характеризовавший институты и их функции, механизмы и нормы формирования политики.

2). Ориентационный, выражающий основные формы ориентации человека на полит.объекты.

Эти ориентации включали в себя «познавательные» (знания о полит.система), «эмоциональные» (чувства к тем, кто обеспечивает формирование и олицетворяет власть), «оценочные» (суждения, опирающиеся на ценностные критерии) аспекты. В совокупности эти ориентации, по мнению Алмонда, и характеризуют полит.культуру.

В настоящее время в политологии сложилось 3 основных подхода к полит. культуре.

1) Алмонд, Верба и проч: содержание политики субъективно, а полит.культура – совокупность духовных явлений, т.е. полит.культура относится кобластисознания, не выходит в область практики.

2) Вайт, Плейно: в полит.культуре проявляются нормативные требования или совокупность типичных образцов поведения человека, сложившихся в той или иной группе.

3). Шапиро, Шаран, Розенбаум: полит. культура – способ, стиль полит.деятельности человека, предполагающий воплощение его ценностных ориентаций в практической деятельности, ее нельзя инсценировать.

Политическая культура формируется на основе нескольких процессов. У человека существует ценностный тип мотивацииособый тип жизненной мотивации. Человек предаёт положительное или отрицательное отношение чему-то. Эти ценности обязательно проявляются у человека в его поведении. Все эти ценности – ориентационные механизмы формируются на основе внутреннего присвоения индивидом тех или иных форм прошлого коллективного опыта. Человек одновременно содержит в себе всю гамму знаний. Кризис сознания – переиерархиизация ценностей. Человек формирует ценности на основе искреннего присвоения. Главное противоречие, которое движет культуру, между тем, что человек искренне освоил, и тем, что ещё не освоил. Зрелость политической культуры определяется по мере выделения человеком политических ролей, осуществления этих ролей, умения контролировать деятельность элиты, умения заявить свою политическую позицию и обнаружить умения находить каналы влияния на власть.