Методологические основы педагогической этики. Авторитарная и гуманистическая модели педагогической этики

 

Изучение истории этики позволяет выделить две основные поведенческие модели – авторитарную и гуманистическую этику.

1) Авторитарная этикаа) Авторство и исполнение. «Автором» данной этики выступает некий авторитет, который определяет, в чем благо человека и устанавливает законы и нормы поведения. Люди их только исполняют. Базируется на иррациональном авторитете; его источником служит власть над людьми; строится на неравенстве. Не только не нуждается в критике, но и запрещает ее. б) Цели и средства. Высшей ценностью и целью является нечто внешнее по отношению к человеку (интересы государства, корпорации, идеи и др.). Человек рассматривается лишь как средство достижения цели, поэтому формируется под некий «социальный заказ». в) Методы регуляции. Основным методом выступает внешнее принуждение, которое осуществляется через механизм подчинения. Опирается на страх, зависимость и насилие (физическое или психологическое). Желаемые качества – исполнительность и послушание. Приветствует унификацию личностных качеств, взглядов и интересов («быть как все»).

2) Гуманистическая этикаа) Авторство и исполнение. Человек сам творец и исполнитель моральных норм. Соотносится с рациональным авторитетом, который основывается на этической компетентности. Предполагает равенство между авторитетом и субъектом, которые различаются только уровнем знаний, опыта, умений. Не только допускает, но и требует анализа и критики.б) Цели и средства. Высшая ценность и цель – человек, его жизнь, свобода и собственность. Поэтому все, что служит самореализации человеческой сущности (от материальных ценностей и социальных достижений до моральных ценностей и человеческих качеств), признается средством и гарантом достижения цели.в) Методы регуляции. Основным методом признается свободный сознательный выбор человеком собственной линии поведения на основе личных интересов, способности предвидеть последствия своих действий и нести за них ответственность. Желаемые моральные качества – инициативность и предприимчивость. Приветствуется «инаковость» и уникальность человека.Взаимосвязь этики гуманистической и авторитарной выражается в следующем:1В одну и ту же эпоху они могут сосуществовать и одновременно действовать в качестве социокультурных регуляторов поведения.2В поведении одного и того же человека могут проявляться одновременно или последовательно и гуманистические, и авторитарные наклонности. 3Возможны ситуации, когда при доминировании гуманистической модели более эффективным будет авторитарный способ морального регулирования (напр., экстремальная ситуация).

 

10 Понятие «ценность». Моральные ценности и их отражение в категориях этики

 

Ценность– это устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека, группы, общества. Ценность – это всегда отношение человека, в котором проявляется признание чего-то как важного, значимого. Ценность – это то, что не безразлично для человека, что ему дорого, что представляет для него определенный смысл. Изучением ценностей занимается аксиологияОсобую группу ценностей представляют моральные ценности. Моральные ценности – это то, что представляет значимость в сфере человеческого общения, сфере межличностных взаимодействий и выражает сущность морали: во-первых, это – ценности благаиндивида и заботы о нем;во-вторых, ценности солидарности и единства между индивидами как субъектами интересов и носителями (порой потенциальными) блага;в-третьих, ценности, отражающие соответствие индивида этим требованиям, а именно добродетели как качества характера (т.е. способности содействовать благу других, быть солидарным, под­держивать единство с ближними); в-четвертых, ценности личного совершенства как показатели качества и результативности усилий, предпринимаемых в соответствии с названными требованиями Специфика этих ценностей состоит в том, что они репрезенти­руют благо индивида как такового (т.е. независимо от его общественного статуса или профессиональной, этнической, конфессиональной принадлежности). Выражаются они как в отвлеченной, нейтральной, категориальной форме, так и в определеннойимперативной форме: "Не вреди", "Уважай других", "Помогай другим», "Относись к другим дружественно и заботливо (любовно)". Эти требования перечислены в порядке нарастания положительного морального содержания: забота и дружественность – это высшие проявления гуманности. Роль моральных ценностей в системе регуляции поведения определяется тем, что они:

1. служат формой моральной ориентации человека в мире;

2. позволяют обосновать нормативныетребования к человеку;

3. выступают в качестве цели деятельности;

4. определяют мотивы поступков человека;

5. определяют средства достижения цели в деятельности;

6. содержат оценку явлений действительности с точки зрения их моральной значимости;

Для фиксации ценностей как универсалий культуры используется особый категориальный лексикон. Категории –этонаиболее общие понятия, которые отражают сущность морали как совокупности ценностей. Категории первой группы – добро, зло, свобода, справедливость, смысл жизни, счастье– отражают те «точки отсчета» для ценностной ориентации педагогов, те критерии морального поведения, которые общество выработало в совместной деятельности. Категории второй группы – долг, ответственность, совесть, достоинство, честь– отражают совокупность побуждений, входящих в моральную установку специалиста. Этот внутренний инструментарий сформировался у человека в пору становления социума и воспроизводится в индивиде каждого нового поколения. В третью группу входят категории идеал, добродетель, порок,которые отражают представления о диапазоне морального развития личности педагога и тем самым образуют шкалу оценок этого развития на основании проявлений в поведении человека тех или иных нравственных качеств.