Свт. Тихон Задонский и его учение об истинном христианстве.

Начало 17-ого века это начало петровских реформ против церковного прихода протестантского образца, учреждение Синода. Это время «Духовного регламента», который претендовал на то, что бы исправить и улучшить все формы церковной жизни. Это век, когда как никогда верили в силу письменного бюрократического слова.

Книга святителя Тихона Задонского «О должностях христианских» в оригинале называется «Инструкция о должностях христианских».

Святитель Тихон происходит из самого низа, почти то самое, из мучеников, о которых говорит святитель Димитрий в своих словах так часто. Правда, он из духовного сословия, но это бедный дьячок из села. С трудом поступает в семинарию, там преуспевает, товарищи смеются над его усердием и кадят старыми лаптями. Церк. карьеру делает очень быстро до еп. Новгородского, Господь его ведет. Екатерина настаивает на его назнач. в Воронеж. Налаживал жизнь в епархии: открывал школы, налагал штрафы за провинности. Отменил праздник «ярила»: приехал на него и проповедью привёл народ к покаянию. По болезни уходит на покой – затвор в Богородский Задонский м-рь. Творения: «Об истинном христианстве», «От сокровищ мира собираемое», «Письма келейные». Пользовался книгой лютеранина Йоганна Арнта «Об истинном христианстве»(разрушение протестансткого стереотипа о спасении через веру). Универсальное пастырство: каждый христианин должен заботиться о спасении ему подчинённых. Были явления БМ: смотрел на звёзды и небо отверзлосью

 

27. Свт. Филарет Московский: богословие и архипастырские труды.

Из простой священнической семьи. Учился в Московской Семинарии при митр. Платоне (Левшине). Для свт. Филарета Платон ввёл спец. должность – лаврский проповедник. В Петербурге делает быструю карьеру. В 1817 г. – епископ викарный, потом Тверской, потом Ярославский, потом Московский.

Был епископом 50 лет. Являл собой центр церковной жизни, все важные дела-через него. Составил текст Манифеста о освобождении крестьян. Поддерживал старцев Оптиной. Усмирял смуту в Дивеево. Большая работа по переводу Библии на русс. язык. Финелон, его аскетизм: полное и страдательное предание себя в волю Божью, следовать за Христом через своё умаление. Филарет рекомендовал прочитать Финелона будущим пастырям. Филарет пытался найти у зап. авторов ответы на духовную жизнь.

Труды: «Толкование на книгу Бытия» - первая научная русская экзегеза. 500 проповедей, слов, речей. Богословие: 1. Учение о Слове: иерархия – Слово творческое(«Им же вся быша») – словесность человека как образ Божий – сила слова благословляющего. 2. Слово Божие в истории: история Израиля содержит в себе и наши современные события (некая параллель). 3. Тема Богородицы: Её путь – путь страданий, тайной духовной жизни, путь смирения. Для Филарета БМ – образец христианской жизни.