Аскетика и святоотеческая антропология.

Чтобы вступить на аскетический подвиг нужно иметь:

-самопротивление, т.е. противление старым своим привычкам, потребностям и страстям,

-самопринуждение, т.е. принуждение к тому, что бы жить по новому.

Для успешного прохождения этого пути есть две вещи:

1) наличие наставника. Свт. Феофан в отличие от свт. Игнатия считал, что по возможности наставник необходим и надо его искать. У свт. Филарета наставника не было.

2) правило. Вся жизнь должна быть заключена в определенные рамки. свт. Феофан раскрывает:

- хранения духа ревности (ревность, т.е. горение к Богу)

- упражнения силы к добродетелям (упражнения в добре). Т.е. это правило самопринуждения,

-это правило борьбы со страстями, правило самопротивления.

дух ревности по свт. Феофану:

1) Внутрьпребывание, собирание всего своего существа в сердце, собирание себя в сердце, это утвердить себя внутри сердца:

2) Зрение духовного мира,

3) Укрепление в себе духовных чувств, как он говорит - стояние в духовных чувствах.

3) Другими словами это есть духовные чувства. Он говорит, что всякую мысль надо стараться довести до сердца. Только тогда она принесет нам духовую пользу

Но у каждого христианина свой путь. Надо с рассуждением, как говорил прп. Серафим о стяжании благодати, глядеть, какой товар приносит тебе большую пользу, тем и торговать. Смотри в аскетике, что тебе больше приносит духовной пользы. И, конечно, с советом духовника. Или как говорил прп. Нил, что если каноны вызывают больший плач, то читай каноны и т.д.

Аскетика пастырю необходима со всех точек зрения:

-с точки зрения общехристианской.

-благодать священства, пастырства дается нам с некоторым запасом. Следовательно, аскетика на этом пути тоже совершенно необходимое условие.

-и третье пастырь может и должен вести за собой пасомых.