Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению.

Свт. Феофан человек церковной традиции, из церковной среды, род. в семье священника. Кончает Киевскую академию, принимает постриг, становится преподавателем сначала в Киеве, потом в Беловецкой семинарии ректором. Потом в Петербургской академии. Потом он едет на восток в Иерусалим и возвращается в Россию ректором еще в одной семинарии и проч.. При наречении во епископа он свою жизнь сравнивает с бильярдным шаром.

Ему прочили место Московского митр - он отказывается от всего и уходит в затвор. Выбирает Вышинский монастырь за красоту места.

Там затворяется до смерти на 22 года. Там был домовый храм, где он служил ежедневно Литургию последние 11 лет. Кроме келейника он никого не видел, а последнее время и его редко.

При этом Он вел обширную переписку. После его смерти обнаружена была одна из лучших частных библиотек У него был телескоп, микроскоп. Он писал иконы, в живописном стиле.

Труды: Автор русского варианта «Добротолюбия».

Он выступает как экзегет. При чем он стремиться дать толкование, как он пишет, беседовательное. Т.е. он дает не научную экзегезе.

Согласование евангельских историй, т.е. составленная из 4-х Евангелий жизнь Спасителя.

«Путь ко спасению», составленное по его лекциям, читанным им в Петербургской Духовной академии.

Учение свт. Феофана это прежде всего тоже учение аскетическое. Он, всех наших духовных писателей в наибольшей мере систематик.

«Христианская жизнь есть ревность и сила пребывать в общении с Богом по вере в Господа нашего Иисуса Христа при помощи благодати Божией и исполнении Его святой воли».

Для прохождения пути к спасению есть две вещи:

1) наличие наставника.

2) правило. Вся жизнь должна быть заключена в определенные рамки.

-это правила хранения духа ревности (жизнь христианская это ревность и сила жить в богообщении, это некое внутреннее состояние – ревность, т.е. горение к Богу)

-это правило упражнения силы к добродетелям (упражнения в добре). Т.е. это правило самопринуждения,

-это правило борьбы со страстями, правило самопротивления.

Внутрьпребывание, как он называет это состояние,

-собирание ума в сердце. Собирание ума в сердце требует внимания.

-собирание воли - бодреннось, как он называет-чувство трезвения.

4) направление телесных усилий.

5) Зрение духовного мира,

6) Укрепление в себе духовных чувств, как он говорит - стояние в духовных чувствах.

Сейчас постараемся вникнуть в то, что он под всем этим понимает.

своего сердца и состоит истинная свобода, потому что она позволяет контролировать все, возникающее дальше на других уровнях в человеке.