Оптина пустынь и ее место в духовной жизни России.

Оптина являлась символом возрождения духовности России.

Старец иросхимонах Леонид, в схиме Лев, пришел в Оптину в 1829 г. До Оптины подвизался во многих монастырях и имел общение с многими подвижниками.

Он явл. основателем. оптинского старчества при деятельной поддержки братьев Путиловых.

Старчество – окормление монахов и мирян опытным духовником, из старшей братии. При условии искреннего духовного отношения и полного послушания духовных детей своему духовнику.

Старец Лев с 6 своими учениками поселился возле скита,. вскоре ему было поручено духовное рук-во всей оптинской братии. В 1836 он был оклеветан и ему запрет. принимать и переселили снач. в скит, а потом в монастырь.

По его преставлению старческое служение принял на себя старец Макарий, который поселился в Оптине в 1834 г. В 1836 – был назначен духовником обители, а 1839 – скитоначальником. При нем к Оптине пробуждается интерес русской интелегенции. У него неск. раз бывал Н.В.Гоголь, духовно окормлялись И.В.Кириевскийи его жена. При ближайшем содействии Кириевских старец положил начало книгоиздательской деятельности монастыря. При нем были изданы 16 книг трудов прп. Паисия Величковского.

С 1853 г. Он уже никого не исповедует, а только принимает и ведет дух. переписку. После его смерти его духовные дети перешли часть к старцу Иллариону, а часть тогда еще к иером. Амвросию.

Старец Амвросий Оптинский (см. 50)

После смерти прп. Амвросия в обители старчествовали иером. Анатолий (Зайцев) и Иосиф (Литовкин).

Прп. Нектарий. Пришёл в Оптину в 1873 г. Принял его прп. Амвросий. Послушался пономарём. В 1912 его избирают в старцы. Хотя он нигде учился, собеседников удивлял своими познаниями. В 23 г. – арестован. Выйдя из тюрьмы, жил у крестьянина. Скончался в 1928 г.