Британский функционализм

Основателями политической антропологии считаются представите­ли британского функционализма. В 1940 г. в Великобритании были опубликованы три важные книги, в которых систематизировался опыт изучения политических систем и институтов власти архаических об­ществ Африки. Это знаменитый сборник «Африканские политические системы» под редакцией М. Фортеса и Э. Эванса-Причарда (1902— 1973), а также две книги самого Эванса-Причарда — «Политическая организация ануаков Англо-Египетского Судана» и «Нуэры. Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из ни-лотских народов» (рус. пер. 1985).

Именно с этого времени принято теперь отсчитывать официальное «рождение» политической антропологии. Правда, только через 19 лет — в статье Д. Истона (Eastern 1959) — для обозначения данной дисциплины был взят термин «политическая антропология», который ранее исполь­зовался для обозначения одной из социал-дарвинистских теорий рубежа XIX — XX вв. (Л. Вольтман, Ж. Ваше де Ляпуж, X. Чемберлен и др.).


Британский функционализм был представлен в двух разновиднос­тях: как классический функционализм (Б. Малиновский) и структурный функционализм (А. Рэдклио^э-Браун, Э. Эванс-Причард). Как уже было отмечено в предыдущем разделе, согласно методологическим установ­кам функционализма, культура рассматривается как целостная систе­ма, где каждый элемент имел свою функцию. Функционалисты призы­вали изучать культуру в синхронном аспекте, отказываясь при этом от исторических реконструкций. Так, в «Африканских политических си­стемах» все рассматриваемые общества были разбиты на две группы. В группу А редакторы включили шесть обществ (primitive state) с цен­трализованной властью вождей или царей, административными и юри­дическими институтами, статусным и имущественным неравенством. К группе В были отнесены три так называемых безгосударственных (stateless) или ацефальных (т. е. «безголовых») общества. Эти общест­ва основывались на родственных связях или «сегментарной» инфра­структуре (Fortes, Evans-Pritchard 1940: 5—7).

Впоследствии такая методология была подвергнута серьезной кри­тике за антиисторизм. Все изучаемые общества в интерпретации функ­ционалистов производили впечатление застывших, рассматривались вне исторической динамики. Это могло привести к неправильным ин­терпретациям. Так, Фортес и Эванс-Причард на основе своей выборки пришли к выводу об отсутствии корреляции между плотностью насе­ления и сложностью политической системы (Fortes, Evans-Pritchard 1940: 7—8). Позднее Р. Стивенсон проанализировал эти же общества с привле­чением сведений по более ранним историческим периодам и показал, что такая корреляция все-таки присутствует (Stevenson 1968).

Функциональные изменения хорошо помогают интерпретациям в биологии. Естественный отбор, влияние внешних факторов вынужда­ют организм модифицировать те или черты, которые повышают его адаптивность. Однако социальные системы не поддаются аналогично­му истолкованию. Они более динамичны, нестабильны. Людям свойст­венно ошибаться, и выбранные альтернативы не всегда являются наи­лучшими (Литтл 1998).

В последующие десятилетия британскими антропологами (а также исследователями других стран, находившимися под влиянием данной школы) было выполнено большое количество исследований, посвящен­ных изучению политики, власти, идеологии в колониальных и постко­лониальных обществах Африки, Азии, Океании, Латинской Америки (Э. Геллнер, М. Глакмэн, Л. Мэйр, Э. Лич, А. Саутхолл, М. Смит, Л. Фоллерс, И. Шапера и др.).

Определенное влияние британский структурный функционализм оказал на американских антропологов, которые, работая на стыке меж­ду культурной антропологией, социологией и политическими науками, занимаются изучением политических процессов и механизмов власти в посттрадиционных и индустриальных обществах (Д. Истон, А. Коэн, М. Шварц, В. Тернер, А. Тьюден и др.). Эта группа исследователей