Американский неоэволюционизм

Американский неоэволюционизм возник в середине 50-х годов XX в. К этому времени антропология осознала необходимость выйти за пределы локальных эмпирических исследований и приступить к синте­тическим обобщениям накопленного материала. В отличие от класси­ческого эволюционизма XIX в. неоэволюционизм представлял гораздо более мощную и в то же самое время более гибкую и более динамич­ную теоретическую парадигму.

Его сторонники отказались от анализа эволюции общества с точки зрения «прогресса», они рассматривают культурную динамику либо в более нейтральном контексте усложнения культурных форм по линии одновременной дифференциации и интеграции, либо в плоскости каче­ственной реорганизации общества в иное состояние. В отличие от клас­сических эволюционистов неоэволюционисты акцентируют внимание не на классификации явлений, а на причинах культурных изменений; разде­ляют общую (тенденции в целом) и специфическую эволюцию конкрет­ных обществ, многие моделируют эволюционные процессы на примере отдельных регионов и культур (теории «среднего уровня»). Они также разделили макро- и микроэволюцию, сформулировали законы культур­ной доминанты (вытеснение простых культур сложными) и потенциа­ла развития (менее специализированные культуры больше приспособ­лены к развитию; истоки этой идеи в марксистской теории «слабого звена»).

Основоположником неоэволюционизма считается американский ан­трополог Лесли Уайт (1902—1972). Уайт выдвинул энергетическую тео­рию культуры. Исходя из законов физики, Уайт определяет культуру как способ адаптации человека к окружающей среде, посредством кото-