ПРИРОДНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ НЕРАВЕНСТВА И ВЛАСТИ

Вплоть до настоящего времени очень широко распространена иллю­зия, согласно которой неравенство и эксплуатация являются сравни­тельно поздно изобретенными социальными институтами, а до их появ­ления люди жили в царстве равенства и коллективистской взаимопомо­щи. Во многом данный миф восходит к знаменитым трактатам Жан-Жака Руссо «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754) и «Об общественном договоре» (1762). Впослед­ствии его взяли на вооружение основоположники марксизма, включив первобытно-общинный строй без частной собственности в свою форма-ционную схему. В этой схеме первобытность не была просто первой ступенькой в эволюции общественных форм. Она представляла собой нечто вроде прообраза светлого будущего — некий «социализм наизнан­ку», «первобытный коммунизм». К этому строю постоянно апеллирова­ли теоретики марксизма, когда хотели показать, что возможно суще­ствование общества без частной собственности и без эксплуатации. Кроме этого, «первобытный коммунизм» являл собой нечто вроде по­стоянного укора антагонистическому обществу с его многочисленными пороками и недостатками.

Однако обращение к исследованиям социоантропологов (этнологов, этнографов), а также к работам специалистов по социобиологии пока­зывает, что это очень серьезное заблуждение, от которого давно при­шло время отказаться. Неравенство всегда существовало в истории человеческого общества. В настоящее время закрывать на это глаза и, руководствуясь кабинетными иллюзиями прошлого века, пытаться со­здать общество без неравенства — это не только абсурдная, но и чрез­вычайно опасная идея. Опыт многих столетий мировой истории, начи­ная от христианских общин и заканчивая мировой системой так назы­ваемого социализма, показывает, что все попытки построения подоб­ных обществ заканчивались созданием еще более жестких автократи­ческих структур.