Природные и культурные основы неравенства и власти

подсознательно ассоциирует себя с главным героем, уничтожающим зло, и тем самым высвобождает накопившуюся агрессию.

Можно также напомнить, каким массовым духовным подъемом со­провождалось уничтожение французами Бастилии или снятие в Москве с постамента на Лубянке статуи Дзержинского после подавления пут­ча ГКЧП.

Конечно, уничтожение любых памятников (даже олицетворяющих тоталитаризм) — это акт вандализма. Пусть лучше они служат напоми­нанием последующим поколениям. Однако можно понять и, наверное, оправдать психологию людей, в которых долгие годы падшая власть накапливала чувства страха и ненависти. В любом случае с точки зре­ния общечеловеческих ценностей уничтожение материальных объек­тов — это, возможно, лучше, чем тотальный террор в отношении пред­ставителей вчерашней элиты. Вне всякого сомнения, вина последнего российского императора Николая II перед своим народом велика, и он должен был быть предан суду. Но в чем вина его детей?

В современном мире особым способом переадресования агрессии является спорт. Это поняли еще древние греки, которые на период Олимпийских игр прекращали внутренние войны и конфликты. В наши дни олимпийское движение является важным механизмом современной цивилизации в деле установления мира и сотрудничества между наро­дами земли. Участие в соревнованиях даже в качестве зрителя ведет к высвобождению большого количества накопившейся энергии, перене­сению соперничества из области реальных конфликтов и войн в сфе­ру ритуализованного соперничества (правда, необходимо иметь в виду, что нередко спортивные соревнования сопровождаются конфликтами как на турнирном поле, так и за его пределами; достаточно напомнить известных своим вандализмом английских футбольных болельщиков).

Наконец, в индивидуальных отношениях лучшим способом тормо­жения агрессии является личное знакомство. Оно само по себе способ­ствует притуплению агрессивности. Обычный человек может сколько угодно испытывать заочное чувство злобы против тех или иных кон­кретных национальностей — евреев, янки, лиц кавказской национально­сти и проч., но ему вряд ли придет в голову совершить нечто подобное в отношении сидящего против него за столом конкретного человека.