рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Художественное воображение также основано на истине

Художественное воображение также основано на истине - раздел Педагогика, Педагогика   Работа Ума Состоит Не Только В Пристальном Наблюдении И Прост...

 

Работа ума состоит не только в пристальном наблюдении и простейших логических рассуждениях (с этим связаны величайшие научные открытия). Есть работа более возвышенная, о ней никто не скажет, как о многих научных открытиях: «И я так мог бы».

Данте, Гете, Мильтон, Рафаэль, Вагнер — великая тайна, чудо ума. Их творчество нельзя считать только следствием элементарного наблюдения и рассуждения. Художественное воображение присуще каждому человеку, инстинктивная потребность создавать прекрасное силой духа. Развитие этого инстинкта приводит к бесценным сокровищам искусства, рассеянным, словно крупицы золота, там, где кипит человеческая жизнь, где ум успевает созреть в покое. В каждом районе, где сохранились следы прошлого, мы найдем местные формы живописи, поэзии, музыки, местную мебель и песни. Эти разнообразные творения человеческой души оберегают ум и поддерживают его потребности, как переливчатая раковина оберегает нежного моллюска.

Кроме наблюдений за материальной реальностью, есть еще творчество, отрывающее человека от земли и уносящее в высший мир, где душа раскрывает все свои таланты. Однако никто не скажет, что люди создают произведения искусства из ничего. То, что называется творчеством, в действительности представляет собой своеобразное соединение, сочетание в определенном порядке исходных материалов, получаемых нами из окружающего мира при помощи органов чувств. Вот основной принцип, изложенный в древней поговорке: «Nihil est in intellectu quod prius non fuerit in sensu». Мы не умеем вообразить то, чего никогда не ощущали. У нас даже не будет слов, чтобы выразить нечто, выходящее за рамки привычного. Воображение Микеланджело не смогло наделить Бога иным обликом, кроме величественного старца с белой бородой. Желая представить вечные муки ада, говорят об огне. Рай чудится светом. Слепые и глухонемые с рождения ничего не знают о том, что не доступно их восприятию. Известно, слепые с рождения представляют цвета, как звуки. Красный цвет кажется им звуком трубы, бледно-голубой — нежной музыкой скрипки. Глухие, читая описание прекрасной музыки, представляют красоту живописных полотен. Вдохновение художников, поэтов в высшей степени чувственно. Не все органы чувств, создающие тот или иной тип воображения, равнозначны. Есть преобладающие. Музыканты прежде всего слышат. Они описывают мир звуками. Трели соловья в тишине леса, постукивание дождя по одинокой крыше — все может стать источником вдохновения для гениального композитора. Остальные же услышат только тишину и шум. На визуала, напротив, большее впечатление производят формы и цвета. Движение, гибкость, напор, ощущение мягкости, шершавости предопределит содержание описания у людей, у которых доминирует тактильное, мускульное восприятие.

Есть те, чье восприятие не связано с органами чувств. Они ведут напряженную духовную жизнь. Их внутренние образы не продукт воображения, а непосредственное восприятие реальности. Не только наблюдения обычных людей подтверждают существование этих внутренних впечатлений, но и то влияние, которое они оказывают на душу человека. «Божественное откровение, — говорит святая Тереза, — это огромная радость, обогащающая душу, свет, мудрость и предвиденье». Но если бы мы захотели описать подобные впечатления, не связанные с органами чувств, все равно нам пришлось бы воспользоваться чувственным языком. «Я слышал, — говорит блаженный Раймонд де Капу, — голос не из воздуха, но он произносил слова, достигавшие моего сознания и моих ушей. Я их понимал яснее, чем то, что произносится внешними голосами. Я не смог бы воспроизвести этот голос, если можно назвать голосом нечто беззвучное. Этот голос создавал слова и представлял их моему сознанию». Житие святой Терезы наполнено описаниями подобных событий. Так она пытается дать нам понять, пользуясь совершенно неподходящим здесь языком чувств, что есть видимое не глазами, но душой.

Ощутима разница между внутренними образами, возникающими у профанов, совсем не святых людей, и галлюцинациями сумасшедших.

У сумасшедших, вследствие возбуждения коры головного мозга, старые образы, сохранившиеся в сенсорной памяти, воспроизводятся и проецируются вовне, где, по причине их внешней сенсорности, воспринимаются больными как реальность. Они видят некие фантомы, слышат голоса, преследующие их. Это жертвы патологических состояний. В их личности проявляются признаки органических нарушений, сопровождающиеся разрушением психики.

Итак, за исключением непосредственных внутренних образов (чрезвычайно редких и совершенно не обязательных для достижения святости, образов, которые могут стать объектом изучения специалистов, например теологов или членов английского общества психических исследований, но не входят в сферу образования), единственный материал для нашей интеллектуальной деятельности — то, что дают нам органы чувств. Воображение не может иметь другой основы, кроме сенсорной.

Сенсорное развитие, подготавливающее к точному восприятию всех отличительных признаков предмета, лежит в основе наблюдения за вещами и всеми явлениями, доступными нашим органам чувств. Следовательно, помогает собирать материал для воображения.

Творческая фантазия не может опираться только на сенсорику. Это не бесконечное нагромождение образов света, цвета, звуков. Это конструкция, непосредственно связанная с реальностью. И чем теснее связь с формами внешнего мира, тем выше ценность творчества. Даже представляя нереальный, сверхчеловеческий мир, воображение остается в границах, напоминающих о реальности. Человек творит — но по образцу божественного творения, в которое он материально и духовно погружен.

В литературных произведениях, например в «Божественной комедии», мы любуемся постоянным возвращением высочайшего гения к вещам материальным, ощутимым, сравнение с которыми дает наглядное представление о вымысле.

Как голуби на сладкий зов гнезда,

Поддержанные волею несущей,

Раскинув крылья, мчатся без труда,

Так и они, паря во мгле гнетущей,

Покинули Дидоны скорбный рой

На возглас мой, приветливо зовущий.

(Песнь V, «Ад»)

И словно тот, кто, тяжело дыша,

На берег выйдя из пучины пенной,

Глядит назад, где волны бьют, страша,

Так и мой дух, бегущий и смятенный,

Вспять обернулся, озирая путь,

Всех уводящий к смерти предреченной.

(Песнь I, «Ад»)

Как выступают овцы из загона,

Одна, две, три, и головы и взгляд

Склоняя робко до земного лона,

И все гурьбой за первою спешат,

А стоит стать ей, — смирно, ряд за рядом,

Стоят, не зная, почему стоят;

Так шедшие перед блаженным стадом

К нам приближались с думой на челе,

С достойным видом и смиренным взглядом.

(Песнь III, «Чистилище»)

Как чистое, прозрачное стекло

Иль ясных вод спокойное теченье,

Где дно от глаз неглубоко ушло,

Нам возвращают наше отраженье

Столь бледным, что жемчужину скорей

На белизне чела отыщет зренье, -

Такой увидел я чреду теней,

Беседы ждавших…

(Песнь III, «Рай»)

 

Сравнений у Данте много, и все они чудесны. Всякий крупный писатель, всякий опытный оратор постоянно соединяет плоды воображения с реальными наблюдениями, и тогда мы говорим, что он гениален, у него богатое живое воображение, что мысли у него ясные и содержательные.

«Как свора ищеек после напряженной погони за зайцем униженно возвращается к хозяину, повесив головы и поджав хвосты, так в эту беззаконную ночь бандиты возвращались во дворец Дона Родриго» (Мандзони «Обрученные»).

Воображение должно существовать в границах реальных вещей. Их размер, форма дают разуму силу творить. Фантазер должен располагать запасом сенсорных впечатлений. И чем они точнее и ее вершеннее, тем более значительными будут созданные образы. Сумасшедшие рассуждают о фантастических вещах, но мы не думаем:, что у них богатое воображение. Между бредом сумасшедшего и творческим образом — пропасть. В первом случае нет ни адекватного восприятия реальности, ни нормальной умственной деятельности. Во втором случае восприятие и разум тесно связаны и гармонично взаимодействуют.

Ценность творческого образа — в его оригинальности, в том, что автор объединил реальные картины и созданные воображением, чувствуя точную и гармоничную связь между ними. Если он повторил, скопировал чужие образы, он не сделал ничего. Следовательно, всякому художнику необходимо быть наблюдательным, и, переходя к интеллектуальным обобщениям, он должен, развивая фантазию, опираться прежде всего на реальность.

То же самое и в изобразительном искусстве. Художник воображает образ, не копирует, но создает его. Это созидание — плод работы его ума, в основе же — наблюдение за реальностью. Живописец, скульптор — чаще всего визуалы по способу восприятия, они чувствительны к формам и краскам мира, их гармонии и контрастам. Оттачивая свою наблюдательность, художник совершенствуется и приходит к созданию шедевра. Бессмертное искусство древних греков основано именно на наблюдении. Греческие художники, благодаря лаконичным костюмам своего времени, могли подолгу созерцать человеческое тело. Изысканная чувствительность их глаз умела отличить красоту от безобразия. Они умели создавать, повинуясь гениальным порывам, идеальные фигуры, слияние прекрасных деталей, выбранных из всего, что сохраняла их сенсорная память. Конечно, художник не просто собирает, как в мозаике, отдельные кусочки, создавая целостный образ. Вдохновенный, он видит новую форму, рожденную его гением, но эту форму питает запас его жизненных впечатлений, как кровь питает зародыш в материнской утробе.

Рафаэль частенько прогуливался по самым многолюдным кварталам Рима, где жили красивейшие женщины. Там он искал образ мадонны, там встретил Форнарину и других своих моделей, но в Мадонне на холсте воспроизвел образ своего духа. Говорят, Микеланджело целые вечера вглядывался в даль, в пустоту неба. Его спрашивали, что он видит. Художник отвечал: «Я вижу купол». Так он создал потрясающую форму знаменитого купола собора Святого Петра в Риме. Этот образ никогда не возник бы в уме Микеланджело, если бы изучение архитектуры не подготовило почву.

Ни один гений никогда не создавал ничего совершенно нового. Вспомните некоторые расплывчатые формы, ставшие в искусстве гротескными, тяжелыми, как человеческая фантазия, неспособная подняться над землей. Мне кажется невероятным, что еще существуют фигуры ангелов с крыльями. Почему их никто не исправит? Желая создать образ эфирных существ, бестелесных, нечеловеческих, нам показывают крепких мужчин, чья спина обременена огромными крыльями с тяжелыми перьями. Чудовищное соединение несоединимых черт: волосы и перья, 6 конечностей (руки, ноги, крылья) и человеческая фигура. Этот странный образ не является художественной идеей, он свидетельство бедности нашего языка. Мы говорим, что ангелы летают, потому что человеческий, земной язык не может найти слов для выражения ангельских качеств. Слишком мало призванных художников, которые изображают ангелов сияющими, хрупкими, неосязаемыми фигурами.

Чем более совершенна связь с истиной, тем изящнее искусство.

Например, на приеме некто сделал вам комплимент, действительно соответствующий вашим истинным талантам. Эта похвала волнует вас, вы чувствуете себя польщенным, потому что комплимент на самом деле посвящен вам, скорее всего, человек наблюдал за вами, испытал по отношению к вам искреннее восхищение. Вы начинаете думать, что это умный и тонкий господин, вы готовы любезно ответить ему. Однако если комплимент касается свойств, не присущих вам, если он искажает или преувеличивает ваши способности, вы подумаете с неудовольствием: «Какой грубиян!» — и отчужденно отвернетесь от собеседника.

Возвышенный сонет Данте произвел огромное впечатление на Беатриче.

Приветствие владычицы благой

Столь величаво, что никто не смеет

Поднять очей. Язык людской немеет

Дрожа, и все покорно ей одной.

Сопровождаемая похвалой,

Она идет; смиренья ветер веет.

Узрев небесное, благоговеет,

Как перед чудом, этот мир земной.

Для всех взирающих — виденье рая

И сладости источник несравненный.

Тот не поймет ее, кто сам не испытал.

И с уст ее, мне виделось, слетал

Любвеобильный дух благословенный

И говорил душе: «Живи, вздыхая!»

(Новая Жизнь, XXVI)

Совсем иное впечатление должен был произвести на самолюбие и деликатную чувствительность женской души другой сонет, напыщенный, наполненный неподходящими, надуманными образами.

При встрече милый взгляд

Меня навек сразил.

Любовью я объят,

Сражаться нету сил.

Отравленный снаряд

Мне сердце вмиг разбил.

Его куски горят,

Мне белый свет не мил.

Меня ваш лик сгубил.

Так вражеский набег

Вмиг крепость в прах поверг.

Я статуей застыл,

Пропала жизнь навек,

Лишь с виду — человек.

(Г. Гвиницелли)

Итак, если в основе воображения — отточенное, совершенное наблюдение за реальностью, значит, следует готовить детей так, чтобы они умели точно воспринимать предметы окружающего мира, чтобы могли обеспечить себе материал для работы фантазии. Даже интеллектуальные упражнения, где нужно рассуждать в жестких границах и отличать одну вещь от другой, готовят скрепляющий раствор для фантастических конструкций, которые становятся тем прекраснее, чем богаче форма, чем логичнее связи. Грубый вымысел бесплоден.

Подобная подготовка расчищает русло, по которому источники творчества потекут радостными или величавыми потоками, не перехлестывая через край, не разрушая красоты внутреннего порядка.

Мы не можем породить эти потоки. Не чинить препятствий спонтанному проявлению активности (что еще можно сделать для скромных ручейков?) и ждать — вот наша миссия. Почему мы воображаем, что способны создать ум, мы, чья участь наблюдать и ждать, когда пробьется из-под земли тоненькая травинка, когда клетка начнет делиться.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Педагогика

Педагогика... Мой метод начальное обучение M читать скачать издано в г... Аннотация Книга является первой публикацией на русском языке фундаментального труда выдающегося итальянского педагога психолога и философа Марии Монтессори...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Художественное воображение также основано на истине

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Взгляд на жизнь ребенка
Основные особенности психической гигиены ребенка соответствуют особенностям физиологической гигиены. Многие из тех, кто просил меня о распространении нашего метода, отработанного на малыша

Ребенок свободен сегодня только физически. Гражданские права ребенка в XX веке
  Гигиена освободила ребенка физически. Внешние факторы, заключающиеся в освобождении от тесных свивальников, в жизни на свежем воздухе, — наиболее значимы, но они лишь средство дости

Как мы встречаем детей, приходящих в мир
  Посмотрите, для ребенка почти ничего нет в нашем мире. Лишь самые богатые ребятишки имеют свою комнату или хотя бы уголок. Представьте хоть на миг, что и вам приходится переносить в

Взгляд на современное образование. Правила воспитания и обучения
  Взрослые отправляют детей в игровые комнаты, запрещая делать то, что действительно способно их развивать. В то же время в области морали требуют, чтобы дети им подражали. «Делай, ка

Учитель формирует менталитет ребенка. Как мы учим?
  В школе то же самое. Учителю положено формировать ученика. Развитие ума ребенка — в его руках. Его долг и ответственность поистине велики! Перед ним стоит бесчисленное множество про

Развитие сенсорики и восприятия: свеча
  На вид. Большая, белая. На ощупь. Гладкая, маслянистая. Части свечи. Фитиль, оболочка; границы, верх, низ, середина. Наша свеча из воска, смеш

Вежливое поведение.
– Скажи, малышка, правда ли, что местная церковь далеко отсюда, более километра? Меня туда послала мама. Я думал, что уже пришел и радовался. Я иду издалека и очень устал. – Тебе еще полто

Максима: вещи — наши первые и лучшие учителя
  Я ставлю себе задачу: дать восприятие идеи холода по сравнению с идеей тепла. (И достаточно! Идеи не конфеты, которые можно глотать одну за другой. Это высшие психические я

Ясная Поляна, 1862 год
Смело, самоуверенно он (учитель) садится в классе, инструменты готовы: дощечки с буквами, доска с планочками и книжка с изображением рыбы. Учитель оглядывает своих учеников и уже знает все, что они

Медицинские открытия. Уродство и болезнь
  Первая наука, проникшая в школу, — медицина. Она установила особый режим, подобие службы Красного Креста. Самая интересная часть этого режима — открытие и описание школьных болезней

Наука не защищает детей
  Медицина ограничивается лечением возникших болезней, не беря на себя роль защитницы жизни. Сражаясь с микробами, она одержала прекрасную победу над смертью. Если бы она так же борол

Открытие экспериментальной психологии: переутомление, нервное истощение
  Если гигиенист, проникнув в школу, открыл школьный сколиоз и миопию, то психолог обнаружил переутомление, изучил школьную усталость. Он шел по стопам врачей, то есть старался облегч

Наука перед стеной неразрешимых проблем
  В итоге всех исследований — нерешенных проблем становится больше. Ученые не знают, кто устает больше, мальчики или девочки, умные дети или глупые. По поводу типа нервной системы Тис

Организация психической жизни начинается с внимания
  Моя экспериментальная практика работы с детьми от 3 до 6 лет посвящена исследованию потребностей детской души, по аналогии с гигиеническими требованиями ухода за телом. Считаю необх

Можно определить качество и количество внешних стимулов
  Нет ничего интереснее подобных опытов. С их помощью можно очень точно определить количество и качество внешних стимулов. Например, трехлетнего ребенка ненадолго увлекут маленькие ге

Психические явления
  Давайте посмотрим, с точки зрения науки, на поведение детей, воспитанных по нашим принципам, и откажемся от традиционной школьной системы, где развитие ребенка оценивается по его уч

Первичная кривая упорядоченной работы
  Вот как она проходит. Это индивидуальный образец утренней дисциплинированной работы.

Большая работа.
С начала занятий и почти до 10 часов ученики преимущественно выбирают знакомую легкую работ

Индивидуальные различия
Период, предшествующий порядку (индивидуальная кривая ребенка из бедной семьи)

По направлению к порядку
Однажды войдя в работу, научившись, ребенок трудится упорно, и мы видим на графике нормальн

Кривая работы слабого ребенка
График состоит из многих линий, которые опускаются на линию отдыха. На графике видно, что р

Движение прогресса
  Когда весь класс пришел в рабочее состояние, можно наблюдать развитие внутренней активности. Нужно помнить, что развивающие материалы предоставляют возможность действий на разных ур

Описание двух детей, представленных как объект антропологического наблюдения в аудитории
  Во взрослой аудитории шумно. Один наблюдает, другой смеется. В центре класса — «педометр». Дети спокойно сидят неподалеку, занимаются рамками со шнурками, которые выбрали себе в сос

Руководство психологическими наблюдениями
  Работа • Отметьте, когда ребенок начинает постоянную работу. • Какую работу он выбирает и сколько времени ею занимается (медленное исполнение или многократн

Подготовка учителя
Благодаря возможности наблюдать естественные проявления и спровоцированные реакции развивающейся психики ребенка, школа превращается в подобие научной лаборатории психогенетических исследований. Шк

Окружающая среда
Необходимо изменить не только учителя, но и окружающую ребенка школьную среду. Проникновение развивающих материалов не может само по себе обновить обычную школу. Школа должна стать местом,

Свободное движение
  Гигиенический принцип, признанный всеми, таков: «Дети должны двигаться». Если мы говорим о «свободном ребенке», значит, признаем и свободу двигаться, то есть бегать, прыгать. Каждая

Внимание
Чего мы прежде всего ждем от ребенка, помещенного в обстановку внутреннего роста: вот он сосредоточит свое внимание на каком-либо предмете, использует этот предмет в соответствии с его назначением

Творческое воображение в науке основывается на истине
  Если бы 100 лет назад кто-нибудь сказал людям, путешествующим в дилижансе, пользующимся масляными светильниками, что скоро появится ослепительный, сияющий огнями в ночи Нью-Йорк, чт

Детское воображение
  Распространено мнение, что маленькие дети обладают богатым воображением, и, следовательно, специальное обучение должно развивать в них этот особый дар природы. Мышление дет

Небылица и вера
  Мне часто говорят, что развитие воображения, фантазии готовит душу ребенка к восприятию религии. Образование, основанное на реальности (наш метод), слишком скучно, истощает духовные

Развитие воображения в начальной школе
  Что делают в обычной школе для развития воображения? В большинстве случаев класс — абсолютно голое место. Серые столы, белые занавески не возбуждают наши чувства. В чем смысл такой

Моральный вопрос
Сначала мы говорили, что позитивная наука ничего не принесла обществу, кроме правил гигиены, и тем самым незаслуженно обидели ученых. Они исследуют не только физическую, но и моральную жизнь челове

Воспитание морального чувства
  Концепция морального воспитания (и интеллектуального тоже), чтобы не вести ребенка к иллюзиям, ошибкам, во мрак, должна опираться на чувство. Свободное развитие органов чувств и инт

Суть морального воспитания
  Суть морального воспитания — активная поддержка внутренней восприимчивости, ее совершенствование. Эта внутренняя восприимчивость (как сенсорные упражнения для умственного развития)

Наша бесчувственность
  Как мы далеки от утонченного чувства, проявляющегося в страдании при виде зла и в радости при виде чужого блага. Мы можем долго общаться с грешником, уважать его, пожимать ему руку,

Религиозное чувство у детей
  Кризисы сознания, естественное религиозное чувство у детей пока еще мало изучены. В последнее время религиозное движение, в частности в Англии, явило нам поразительные факты детской

Механизмы развития речи
  В Доме ребенка мы достигли такого уровня интеллектуального развития, что к школе наши дети уже умели писать слова и даже фразы. Они читали на карточках задания, а затем выполняли их

Изучение морфологии слова
  Маленький ребенок, только начинающий читать, с удовольствием учит слова. В Доме ребенка шла бесконечная охота за карточками, дети читали все слова, написанные на них, одно за другим

Однокоренные слова
Земля… землица, приземлиться, земляной, земляника, заземление Великий… величина, увеличить, преувеличить, величайший Писать… письмо, писанина, написать, переписать, выписать, пись

Серия 1
(русифицированная версия) Дом… домИК Стол… столИК Малина… малИНКа Мальчик… мальчОНКа Книжка… книжЕЧКа Вилка… вилОЧКа Крыло… крылЫШКо Поле… полЮШКо  

Серия 3
Крыть… прикрыть, открыть Вязать… привязать, отвязать Сесть… присесть, отсесть Бежать… прибежать, отбежать, выбежать, пробежать С

Единственное и множественное число
  Упражнениями на окончания, указывающие на число, род и падеж, занимаются дети, умеющие отличать существительные от местоимений. Мы предлагаем группы из 40 карточек, на которых напис

Уроки и приказания
Впервые я начала преподавать грамматику лет 16 назад, в 1899 году, работая с умственно отсталыми детьми, затем в ходе семинаров, которые проводила с учителями начальных школ Рима. Этот опыт дал мне

Уроки по теме существительное
  Существительными я называю людей и предметы. Если позвать человека, зверя, они ответят, предметы — нет, они не могут. А если бы могли, обязательно ответили бы. Вот я говорю: Евгения

Приказания на тему существительных, призывы
  Раздаются карточки, на которых напечатаны приказания. Дети читают их и выполняют. – Позови громко: «Пьер! Мари! Жюли!» А потом позови еще: «Белокурая! Красивая! Добрая!»

Прилагательное Анализ
  Материал: грамматическая коробка, разнообразные знакомые предметы, новые предметы. Материал для анализа слов — карточки: существительные (черный цвет), прилагательны

Качественные прилагательные
Ребенок читает надпись, берет указанный на карточке предмет, потом составляет то же словосочетание из разноцветных карточек. Вот пример: Зеленый цвет Голубой цв

Перемещение
  Это упражнение посвящено месту прилагательных в словосочетании. Как правило, прилагательное ставится перед существительным. При инверсии меняется интонация, смысл. Черны

Грамматическое и логическое согласование прилагательного с существительным
  Материал состоит из двух групп карточек, по 50 в каждой (25 существительных, 25 прилагательных). Существительные раскладываются на столе, а прилагательные лежат в беспорядке. Ученик

Возвращаемся к качественным прилагательным
  Приказания (индивидуальные занятия) Изучение прилагательных — это прекрасная возможность дать ученикам представление о некоторые физических признаках пр

Счетные прилагательные
  (Мария Монтессори не выделяет пока числительные как отдельную часть речи, изучая некоторые из них в разделе прилагательные. — Е.Х.) Приказания (индивидуальны

Порядковые прилагательные
Приказания (индивидуальные занятия) – Сделай шкалу измерения величины и положи на каждое деление нужное порядковое прилагательное: первое, второе, третье, четвертое, пятое, шесто

Уроки и приказания по теме глагол
  Изучение глагола и все упражнения с этим связанные очень нравятся детям. Мы готовим комплекты по 10 красных карточек, соединенных между собой. Ребенок выполняет указанные действия,

Уроки-опыты
  Можно объяснять глаголы, совершая действия, а можно провоцировать действия, дающие новые знания. Учитель не объясняет слово простыми жестами, а проводит опыт, который ребенок немедл

Спряжение глаголов
  Мы приготовили материал для изучения спряжения глагола «быть» и глаголов двух основных спряжений. Для глагола «быть» — желтые карточки, для «делать» — зеленые, для «любить» — розовы

Серия А
Возьми коробку с цветными бусинками. Возьми коробку без цветных бусинок. Поставь призму под цилиндр. Поставь призму на цилиндр. Полож

Серия Б
Выложи красный жетон из коробки. Положи красный жетон в коробку. Поставь стул у двери. Поставь стул за дверью. Поставь друга напро

Серия В
Сравни ситец с шерстью и с шелком. Возьми маленький треугольник из железа. Возьми маленький треугольник из дерева. Найди поднос из стекла. Н

Серия Г
Обойди кругом класса. Пройди вдоль класса. Поставь маленькую точку сверху страницы. Поставь маленькую точку внизу страницы. Проведи т

Перемещения
Ребенок составляет из цветных карточек первую фразу, а вторую получает путем замены предлогов (и окончаний). Так он замечает, что взаимное расположение предметов определяется предлогами. То есть пр

Уроки и приказания по теме предлог
  Учитель может провести короткие занятия для группы детей, чтобы они поняли значение предлогов. Каждый раз выбираем 2–3 предлога, не больше. Это всегда активные уроки, где в действии

Серия А
Наречия качественные и образа действия Иди к двери медленно. Иди к двери осторожно. Встань с места тихо. Открой дверь медленно.

Серия Б
Наречия места и времени Брось твой ластик вниз. Брось твой ластик вверх. Ходи на носочках долго. Ходи на носочках изредка.

Серия В
Наречия количественные в положительной, сравнительной, превосходной степени и в отрицательной форме Приоткрой дверь слегка. Приоткрой дверь пошире. П

Перемещения
  Как всегда, ребенок составляет первую фразу большой карточки, а затем только меняет карточку с наречием и наблюдает, как меняется смысл предложения. Попробуем сначала забрать качест

Уроки и приказания по теме наречие
  Наречия: вперед, назад. Приказания: – Поднимись, пройди четыре шага вперед и два шага назад. Наречия: легко, тяжело.

Взрыв активности
  Именно при изучении наречий у наших учеников произошел новый взрыв активности. Им постоянно хотелось составлять приказания, они придумывали их и читали вслух друзьям или протягивали

Приказания, придуманные детьми
– Построй розовую башню очень плохо. – Повтори точно позы всех портретов в этой комнате. – Сделайте вид, что вы уже старые и говорите тихо, и один из вас гово

Перемещения
Уже в упражнениях на анализ ясно проявилась роль местоимения в предложении — заменять существительное. Ребята делали из первой фразы вторую, заменяя существительное местоимением. Перемещен

Уроки и приказания по теме местоимение
  Местоимения личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Учитель один раз очень коротко и в действии объясняет свойства местоимений, один ребенок приказывает себе, сам

Местоимения личные в падежных формах: меня, мне, себя, тебя, тебе, ему, ей, нему, ней и т. д.
Ребенок командует, выполняет действия сам и руководит одноклассниками. Приказания: – Я поднимаю клеенку на столе, я тебя поднимаю, я его поднимаю, я ее

Коллективные уроки
Учитель объясняет простыми жестами значение слов мой, твой, его, ее, свой, наш, ваш, их (и все формы рода и числа). Затем отдает приказания. – Укажи предметы, про которые можно сказ

Коллективные уроки
Если выдается подходящий момент, учитель собирает группу детей и объясняет им значение слов: этот, это, эта, эти. Возле нас здесь, этот, далеко — там, тот. Затем дает приказани

Изменения местоимений
  Упражнения на изменение местоимений строятся на использовании комплектов карточек. Ребенок раскладывает карточки на столе по группам (по лицам для личных местоимений -1,2, 3-е лицо)

Отрицательные и неопределенные местоимения
Никто никого никому никого никем ни о ком Ничто ничего ничему ничто ничем ни о чем Некто некого некому некого некем не о ком Нечто нечего нечему нечто нечем не о чем

Серия Б
Простые союзы (подчинительные) и союзные слова Скажи ребятам, чтобы они работали тихо. Ты сможешь беззвучно нажать клавишу пианино, если сделаешь это медленно

Перемещения
Если мы убираем карточку с союзом, мы уничтожаем связь между словами и частями предложения, а значит, даем ребенку возможность почувствовать роль союза. Принеси ручку и карандаш.

Уроки и приказания по теме союзы
Союзы: и, или, ни…ни, но (соединительные, разделительные, противительные). Приказания: – Сядьте тихо на свои места и встаньте по моему сигналу. – Сядьте тихо на свои

Междометия и частицы
  Это последняя часть речи, которую мы изучаем в начальной школе. Теперь нет нужды придумывать коротенькие фразы, чтобы использовать только знакомые детям слова. Теперь они знают все

Простые распространенные предложения
Она нежно любит своего ребенка. Глухонемые разговаривают жестами. Он принес цветы учителю. Марсель, ты поиграешь со своей сестрой?

Сложные и простые предложения с разными трудными случаями
Марсель вернулся усталым, его одежда была разорвана, на лбу рана. Луи шел домой быстрым шагом. Мы слышали детский смех за окном. Чудесным весенним

Порядок слов в предложении. Перемещения
  В русском языке порядок слов довольно свободный, однако прямой порядок предпочтителен. В поэтической речи инверсия (обратный порядок слов) может придавать предложению особый смысл.

Сложное предложение
  Сложное предложение состоит из нескольких основ. Они связаны между собой примерно так же, как слова в отдельном предложении. Следовательно, материал для изучения сложных предложений

Серия 1
Сложносочиненное предложение Части сложносочиненных предложений не зависят друг от друга, равноправны. Здесь все части — главные. Ищи внимательно, и ты найдешь.

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
В сложноподчиненном предложении только главное предложение имеет завершенный вид, придаточные (подчиненные) приобретают смысл только при соединении с главным. Золотое колечко, которое т

Главное предложение Придаточное предложение
Золотое колечко принадлежит маме Юлии. , которое ты вчера нашел на лестнице. Человек - это наш милый Жозеф. , который провожал меня в школу, Он обожал свою

Серия 3
Сложноподчиненное предложение с разными придаточными Придаточные в предложениях этой серии поясняют не только отдельное слово, как в предыдущих фразах, но и главное предложение в це

Серия 4
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными Она так умоляла нас, что мы не могли отказать. Компас так нравится мальчику, что он решил купить его, даж

Связь придаточных в сложном предложении
  Дети скоро начинают видеть, как могут быть связаны отдельные части сложноподчиненного предложения. Во-первых, есть придаточные, которые непосредственно относятся к главному

Союзы подчинительные и сочинительные
  Изучение сложных предложений помогает лучше разобраться в особенностях некоторых частей речи, в частности классифицировать союзы. Равноправные части предложения соединяют сочинитель

Пунктуация
  Понимание пунктуационных правил вырабатывается у детей постепенно, благодаря осмысленному чтению, с паузами, благодаря работе с бумажными лентами. Кроме того, в нашем алфавите есть

Анализ процесса чтения — понимание и выражение
  В Доме ребенка мы научились различать два фактора, составляющих суть процесса чтения. Это понимание смысла и произнесение прочитанного слова вслух. Всякий, кто следил за детским чте

Осмысленное чтение
  Осмысленное чтение дети осваивают, как и в Доме ребенка, при помощи карточек. Ученик выбирает карточку (в подготовленной серии определенной сложности), читает ее про себя, а потом в

Серия 1
Он огляделся. Он посмотрел на нее искоса. Он пал на колени перед ней. Он медленно прохаживался по комнате. Она кивнула.

Серия 2
Он распахнул дверь и вышел. Он вышел из комнаты и запер за собой дверь. Она подошла к двери и слегка толкнула ее. Она закрыла лицо руками и раз

Серия 3
Он открыл дверь, пригладил волосы и вошел. Врач склонился над больным, проверил пульс, потрогал его лоб. Левый локоть опирается на колено, левая рука поддерживает

Серия 5
На карточках написаны разные сложные предложения. Есть трудные описания, некоторые задания требуют произнесения отдельных слов. Девочка подн

Здесь действие исполняется сразу несколькими учениками.
«Садитесь и покончим с этими Это было сказано таким тоном, что никто не решился возразить. Люди робко присели на краешки стульев и замерли в ожидании. – Вы плохо себя чувствуете

Слушание
  Когда дети уже освоили упражнения на исполнение прочитанных действий, учителю пора начинать читать вслух. Этим мы заняты часами на уроках рисования. Учитель должен читать очень выра

Десятки, сотни, тысяча
  Материал. Мы сделали цепь, соединив 10 десятичных стержней. Цепь назвали сотенной. Потом соединили 10 сотенных цепочек при помощи гибких соединений — получилась тысячная цепь. Эти ц

Счеты, отражающие десятичную систему
  Непосредственное вмешательство учителя, его короткое, понятное объяснение необходимы для представления другого материала, который, можно сказать, символически представляет десятичну

Деление
  Материал: та же доска, бусины, только другие листочки. Возьмем нау

Умножение
  Переходить к умножению многозначных чисел надо не раньше, чем ребенок выучит таблицу умножения, научится хорошо отличать единицы, десятки, сотни, выучит цифры и связь их положения в

Деление многозначных чисел
  Бусины позволяют заниматься делением на многозначные числа, это замечательное времяпрепровождение, например, когда ребенок сидит дома. Это умственная, абстрактная арифметика, а не м

X2x2x5.
Можно записать и так: два в кубе умножить на пять. Первое знакомство с возведением в корень. Еще для одного упражнения готовим квадраты 10x10, где по порядку записаны все числа от 1 до 100

Геометрия
В Доме ребенка плоские вкладыши, которые развивают сенсорику, познакомили детей со многими геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, круг, овал и т. д. Благодаря

Первая серия вкладышей: квадраты, фигуры, состоящие из отдельных частей.
Эта серия состоит из 9 квадратных вкладышей, в основе которых есть углубления — одинаковые белые квадраты со стороной 10 см. В одно углубление вложен целый квадрат, в другие — те же квадраты, но со

Вторая серия вкладышей: дроби.
Десять дощечек с углублениями в форме круга диаметром 10 см, белого цвета. В первое углубление вложен целый круг, в остальные — такие же круги, но поделенные на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 равных ча

Третья серия вкладышей: равные по площади фигуры.
Этот материал позволяет вычислять площади разных фигур и дает предварительное представление о некоторых геометрических теоремах, которые обычно не изучаются в начальной школе. Считается, что это не

Некоторые теоремы, основанные на равенстве площадей фигур
  1. Умея вычислять площадь треугольника, ребенок понимает, что все треугольники с одинаковыми основаниями и высотами равны по площади. Для осознания этой теоремы мы приготов

Замена фигур
  Возьмем вкладыши для изучения теоремы Пифагора, уже размещенные на рамке. Сначала снимем два прямоугольника (части квадрата гипотенузы) и положим их в прямоугольные углубления. Опус

Равенство площадей фигур
  Можно убедиться в равенстве площади ромбоидов и соответствующих прямоугольников и квадратов. Для этого фигуры помещаем в боковые прямоугольники на рамке и убеждаемся в равенстве выс

Геометрия тел
  Приходит момент, когда дети с удовольствием и знанием дела вычисляют площади правильных геометрических фигур. К этому их подготовили упражнения с бусинами, с квадратами и кубами чис

Наложение
  Сила чисел Материал: два равных куба с ребром 2 см, призма вдвое больше куба, призма вдвое больше предыдущей, 7 кубов с ребром 4 см. Два кубика, рядом стоящие, — 2.

Украшение
  Раньше мы уже говорили, что материалы-вкладыши можно использовать для рисования. Именно в процессе рисования ребенок сумеет внимательно разглядеть все геометрические фигуры, которым

Художественные орнаменты из вкладышей
  Наши геометрические вкладыши имеют определенные размеры, позволяющие сочетать фигуры разных наборов, вписывать одну в другую, составлять чудесные композиции. Это настоящее творчеств

Ритмические упражнения
  Самое простое упражнение — это ходьба по линии. Оно используется для работы с самыми маленькими детьми, чтобы развивать координацию движений, чувство равновесия, научить красивой по

Нотная грамота
  Материал. Представление о нотном стане дается при помощи деревянной доски, выкрашенной в светло-зеленый цвет. Доска разлинована, на каждой линии и на каждом промежутке между линиями

Ключ скрипичный и басовый
  Сначала дети изучают расположение нот в скрипичном ключе. Хотя, как выглядит этот ключ, им пока неведомо. Прежде они должны освоить расположение нот на двух нотных станах.

Мажорная гамма
  Для знакомства с гаммами мы используем особенный материал. Это карточка, разлинованная так, что она напоминает доску с прямоугольниками из упражнений с колокольчиками. То есть на не

Изучение стихосложения в начальной школе
До сих пор считалось, что стихосложение нужно изучать только в средней школе. Но любовь наших детей к поэзии, развитое в них чувство ритма навели меня на мысль, что изучение стихосложения окажется

Послушание
Откликается ли ребенок, когда его зовут. Отметьте, когда ребенок начинает участвовать в общей интеллектуальной работе. Отметьте, когда ребенок начинает откликаться на зов. Отметьт

Памятка для исследования морального уровня
  Ценности: отметьте, чем гордится семья (религия, патриотизм, работоспособность, честность, шик, дружелюбие, доброта, милосердие, независимость). Отношения между мужем и женой

Медицинский уход
  Общие ванны: если они не слишком продолжительны, то благотворно действуют на нервную систему, тонус кожи и мышц. Контрастный душ: мощное средство обратить внимание ребенка

Питание
  Питание больных детей должно быть организовано еще более тщательно, чем для здоровых. Первое правило: дети едят только во время приемов пищи и ничего не едят в промежутке,

Развитие мускулатуры
  Образование должно подготовить человека к выполнению полезной для общества работы. Эта работа совершается нашими мышцами, будь то ручной труд, письмо или произнесение речей. Ум долж

Развитие органов чувств
  Зрение: цветовое восприятие. Необходимо многократно привлекать внимание ребенка к одному и тому же цвету, представляя его в разном окружении, в разных формах. Раздражитель

Чтение и письмо
  Мы даем ребенку карточку с нарисованными красной краской гласными. Ученик видит на листе какие-то неправильные фигуры. Ему дают также деревянные гласные, тоже красного цвет

Рисование и письмо
  Ребенку дают лист бумаги с нарисованным контуром круга или квадрата. Ребенок закрашивает контуры цветными карандашами (красным — круг, синим — квадрат). Постепенно фигурки уменьшают

Уроки чтения
  На столе стоит большая подставка для подвижного алфавита (состоящего из черных печатных букв). Учитель располагает на подставке несколько гласных и согласных. У детей в коробочках л

Грамматика
  Существительныминазывают людей и предметы. Если позвать человека, зверя, они ответят, предметы — нет, они не могут. А если бы могли, обязательно ответили бы. Во

Уроки вещей
  Коротко и живо описываем предмет. Удерживаем внимание детей голосом, восклицаниями, вопросами, возбуждающими любопытство. Урок никогда не начинается со слова — всегда с предмета. Сн

История
  Изучается: 1. В маленьком театре, где сначала представляются живые картины, а потом целые спектакли. 2. При рассматривании и объяснении больших цв

География
  1. Первые представления о четырех сторонах света. Использование для этого спортивных игр, разных загадок. 2. Создание макетов разнообразных ландшафтов: озеро, остров, река.

Арифметика
  Дети считают: один нос, один рот; 1,2 руки; 1, 2 ноги; 1,2,3,4 стороны света, угла в коробке; 1, 2, 3, 4, 5, 6 солдатиков на столе. Сколько кубиков мы сложили в башню?

Десятки. Вычисления
  В магазине распродажа: 10 предметов за рубль. Например, 10 горошин, десяток за рубль. 1 десяток — 10. 2 десятка — 20. 3 десятка — 30. Мы готовим

Основные правила
Чтобы привлечь внимание ребенка, особенно больного, необходимы сильные внешние раздражители. Следовательно, все уроки должны быть предметны. Каждый начинается с представления предмета, о котором пе

Послушание и нормализация
  Учитель становится силой воли ребенка, особенно слабого, подталкивает его к действиям. Важно, чтобы ученик с самого начала почувствовал эту господствующую волю, которой невозможно с

Воспитание
  Воспитание наших детей мы начинаем с исправления (правильным уходом, режимом) психологических недостатков (часто мы считаем их проявлением дурного характера), мешающих успешной рабо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги