Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте сущность и основные компоненты индивидуальной педагогической культуры.

2. Какие этические нормы взаимоотношений воспитателя с детьми вы считаете наиболее значимыми?

3. В чем состоит особая роль эстетики в педагогическом процессе?

4. Как соотносятся педагогическая техника и педагогическое мастерство?

5. В чем, по-вашему, состоит индивидуальный стиль деятельности учителя, воспитателя?

6. Попробуйте определить некоторые параметры своей «Я-концепции».

7. На основе наблюдений, личного опыта представьте творческий портрет педагога, воспитателя.

8. Инсценируйте и обсудите проблемную педагогическую ситуацию, раскрывающую трудности в отношениях: учитель—ученик; воспитатель—детский коллектив; педагог—родители; педагог—педагог; подросток—сверстники.

9. Прокомментируйте смысл и возможное содержание следующих упражнений общетворческого и профессионального характера:

упражнения для развития мимико-пластической выразительности;

упражнения для развития речевой техники;

воображаемое манипулирование;

выполнение действий в заданный временной отрезок;

продуцирование идей на заданную тему;

рефлексивные игры;

прогнозирование возможного развития прерванного действия;

перевоплощение;

запоминание с последующим воспроизведением;

моделирование педагогических ситуаций;

проектирование коллективных воспитательных дел.

Выполните в академической группе и в индивидуальном порядке эти упражнения (по выбору).

Заметки на полях В педагогике, возведенной в степень искусства, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалить их в одну форму, но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны. Н. И. Пирогов Учительство — это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Учитель должен быть свободен, как поэт, художник. Д. С. Лихачев Почему учитель, как живая личность, отсутствует в классе и держит свою душу на замке от детей? Почему перед детьми так часто скучающий профессионал? Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель; может быть, час твоего увлечения — самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление... П. П. Блонский Ни одному школьному предмету недоступно эмоциональное воздействие на детей и подростков в такой же мере, в какой это доступно искусству. Ни один учебник по силе воздействия не может стать в ряд с художественной литературой, музыкой, живописью, театром, кино... Нет таких предметов и нет таких учебников, которые могли бы выполнить ту особую воспитательную роль, какую способно выполнить искусство. Д. Б. Кабалевский Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. К. Д. Ушинский Педагог не может не играть... Но нельзя играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединить с игрой вашу прекрасную личность. Это не мертвая игра, техника, а настоящее отражение тех процессов, которые имеются в вашей душе. А. С. Макаренко Чувство, живущее в самом скромном учителе — вплоть до великих «водителей душ»... — чувство это направлено к одной заветной цели: исправлению человека, улучшению его жизни — оно пропитано верой в будущее, в развитие, в «прогресс». Г. Г. Нейгауз Творчество есть прежде всего полная сосредоточенность всей духовной и физической природы. Она захватывает не только зрение и слух, но и все пять чувств человека. Она захватывает, кроме того, и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение. Вся духовная и физическая природа должна быть устремлена на творчество... К. С. Станиславский