Вопросы для самоконтроля

1. Какого учителя в школе вы слушали особенно внимательно? Почему? Вспомните характеристики его речи, закончив предложение: «Его речь была...»

2. Проанализируйте свое устное выступление на занятии и ответьте на вопросы:

Как вас слушали товарищи? Почему?

Достаточно ли громко вы говорили? Вас не переспрашивали?

Насколько эмоционально вы говорили? Как вы это докажете?

Пользовались ли вы записями?

Чувствовали ли вы моменты, когда внимание аудитории падало? Почему это происходило? А когда вас слушали особенно внимательно?

Чем отличается письменная речь от устной?

Как, по вашему мнению, надо готовиться к устному выступлению?

Заметки на полях (Эти высказывания мы взяли из книги Д. С. Лихачева «Без доказательств».) Язык еще в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Главное достоинство научного языка — ясность. Избегайте в языке только тех повторений, которые являются вам от бедности языка. Нет мысли вне ее выражения в языке, и поиски слова — это, в сущности, поиски мысли. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, нашего ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Чтобы ваша лекция была бы интересной для слушателей, она прежде всего должна быть интересной вам самому.  

Итак, мы рассмотрели целый ряд способностей, без которых трудно осуществлять педагогическую деятельность: коммуникативные, академические, дидактические, речевые. Именно они определяют умение создавать благоприятную коммуникативную среду для обучения и воспитания, способность в преподавании любого предмета раскрывать всю глубину и богатство той науки или комплекса наук, которые воплощает в себе содержание данного учебного предмета. Наконец, самые глубокие и обширные познания можно передать ученикам лишь при владении умением излагать, объяснять учебный материал так, чтобы он был понятен, вызывал живой интерес, пробуждал мысль, рождал радость познания, чтобы наши ученики включались в познавательную деятельность. Приобретение дидактических и речевых умений — сложный и длительный процесс; это процесс овладения теорией и методикой преподавания, педагогическими технологиями, обретения собственного практического опыта, извлечения ценных идей, приемов посредством наблюдения за другими педагогами, размышления над своими удачами и ошибками.

И все-таки достаточно ли именно этих способностей и умений, чтобы профессионально осуществлять педагогическую деятельность?

Подумаем над первыми шагами выпускницы педагогического вуза — они описаны в повести Е. Воронцовой «Нейлоновая туника».

Марина оформляла кабинет, размышляла, как она начнет преподавать. «Нет, она даст им самого настоящего, подлинного Пушкина. А потом и Лермонтова, Гоголя! Сделает так, чтобы здесь действительно культивировались красота и благородство» [23, с. 150, 151].

Марина до деталей обдумывала свой костюм, «старалась почувствовать роль, которую будет играть». Марина была образованной девочкой: хорошо знала литературу, поэзию, театр, собиралась в дальнейшем заняться научно-исследовательской деятельностью.

И вот ее первый урок в восьмом классе. Это был крах ее ожиданий, надежд, иллюзий.

«"Легкие, как стихи, слова" никто не хотел слушать. Класс был погружен в свои заботы и развлечения:

— Портфель, мой портфель!

— Держи, держи его.

— Васька, какой ты толстый!

— У него этот, обмен веществ нарушен.

— Я тебе дам обмен, я тебе такой обмен накостыляю.

— Передача вперед. Тюков, лови!..

Она хотела рассказать, заинтересовать, мыслила перед ними. А они совсем не похожи на тех тонких, отзывчивых детей, с которыми она, вожатая, играла когда-то в Швамбранию (...)

Зачем им «Вольность», зачем поэты? Настоящие питекантропы! Нет, она не хочет ставить их в угол, быть надсмотрщиком. Она, противница всяческого насилия, не будет заставлять себя слушать» [23,с.155].

Почему этот урок провалился? Учительница знала, о чем надо рассказывать. Она не стремилась к конфликту со своими первыми учениками, она ждала встречи с ними и заранее радовалась ей. Ей хотелось передать детям свою любовь к поэзии. Она умела хорошо, красиво и легко говорить, рассказывать. Но они даже не захотели ее слушать. По тем репликам, которые вы прочитали, можно сделать вывод, почему не получился урок. На уроке не было дисциплины! Не было с самого начала! Учительница не смогла установить порядок на уроке!

В семнадцатом веке Я. А. Коменский в своей «Великой дидактике» главу XXVI назвал «О школьной дисциплине». Он писал:

«Как мельница тотчас останавливается, если отвести от нее воду, так по необходимости все разваливается в школе, если у нее отнять дисциплину».

Позднее вы подробно рассмотрите различные воззрения на проблему школьной дисциплины, увидите, какое множество факторов ее определяет. Однако заметим, что Я. А. Коменский был абсолютно прав, когда говорил, что дисциплина во многом зависит от умения поощрять к занятиям. Вы скажете, что трудно поощрять к занятиям, если ученики с самого начала не слушают. И это правда. Но приступающий к педагогической деятельности человек должен заранее знать о том, что надо в себе развивать организаторские способности и умения как обязательное условие установления порядка и дисциплины. В чем они проявляются на уроке? В особой собранности педагога, которую интуитивно чувствуют ученики... В четком, энергичном начале урока и его ведении... В организации класса на занятие важным и серьезным делом: «Начинаем урок!», «Приготовили тетради!», «Сделаем первую в этом году запись!» Может быть неожиданный вопрос, обращенный к классу... Может быть жесткое замечание, ироническая реплика.

Ф. Искандер в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» описывает учителя математики Харлампия Диогеновича, главным оружием которого было «делать человека смешным». «Ученик, отступающий от школьных правил, не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. Вернее, не просто смешной, на это, пожалуй, многие согласились бы, но какой-то обидно смешной. Смешной, не понимающий, что он смешной, или догадывающийся об этом последним» [24, с. 105].

Смех и юмор... Разве это относится к организации процесса обучения, к дисциплине и порядку? Да, относится. Именно они нередко помогают организовать урок, занятие без внутреннего надрыва учителя, без взаимных унижений, без криков и угроз, без властной анархии учеников и беспомощности учителя.

Смех и юмор побуждают ученика принять нормы и предписания, вне которых трудно организовать процесс обучения. А. Н. Лук пишет: «Воспитательный процесс тоже одна из форм общения, и роль юмора здесь может быть очень действенной. Даже "трудные" подростки, которые рисуются бесстрашием, боятся выглядеть смешными. Недаром говорят, что насмешка проникает даже сквозь панцирь черепахи» [25, с. 40].

Сделаем по этому поводу два отступления.

Первое. Использование юмора в педагогических целях, для организации нормальной работы и порядка на уроке должно быть очень тонким, безупречным, должно отвечать принципу «Не навреди!» Мы должны быть уверены в том, что школьник правильно поймет юмор, насмешку. Они не должны быть унизительными, не должны вызвать ненависть к учению и учителю, пробудить еще более острое желание мешать учителю.

Второе. Чтобы так тонко использовать неординарные педагогические средства, педагог должен обладать интуицией, способностью мгновенно находить и принимать правильные решения. «Интуиция развивается в процессе деятельности человека, выступая как некоторый "спрессованный опыт". В ней своеобразно соединяются образное и понятийное мышление... Наглядный образ как бы вбирает в себя всю ту сумму знаний, которая получена путем дискурсивного понятийного мышления. Логика и оперирование образами выступают в неразрывном единстве» [2, с. 230].

Интуиция — свойство, обычно характерное для людей с творческим складом ума, с творческими способностями. Творческие способности и умения чрезвычайно важны для педагога. Их необходимость обусловлена творческой природой педагогической деятельности, постоянной изменчивостью условий ее протекания, аудитории, класса, с которыми приходится работать, социокультурной обстановки. В своей профессиональной жизни педагог имеет дело с несколькими поколениями учеников. Каждое из них несет на себе печать времени, исторического своеобразия, обусловленного историческими, социальными, культурными событиями, сменой образовательных целей, ценностей, идеалов, изменением престижа профессий и пр. В силу этого педагогическая деятельность не может по сути своей быть рутинной, а педагог, чтобы избежать этой рутины, должен стремиться к творчеству.

Творчество оберегает педагога от рутины, монотонности деятельности, от словесных штампов, от повторения одних и тех же способов и приемов работы.

Если творческий импульс исчезает, педагог списывает все свои неудачи не на новые образовательные условия, не на свою инертность и исчерпанность творческого потенциала, а только на учеников, «не интересующихся ничем», «прагматичных», «ленивых», «не умеющих думать». Наступает та профессиональная усталость, с которой трудно идти к ученикам.

Ученые обосновывают необходимость для педагога еще целого ряда способностей — у разных авторов их «набор» различен.

Некоторые исследователи выделяют авторитарные способности, на основе которых развивается умение завоевывать авторитет, уважение у учащихся.

Выделяют конструктивные способности, на основе которых формируются умения конструировать (создавать) урок, занятие, лекцию, семинар, конструировать особым образом учебный материал.

Таким образом, способности необходимы для успешной педагогической деятельности. Однако они являются лишь предпосылкой к успеху. Человек, избравший педагогическую профессию, должен обладать обширными профессиональными знаниями, в первую очередь — психолого-педагогическими. На основе знаний развиваются необходимые профессиональные умения. В педагоге должны соединиться человек знающий и человек умеющий.

Помимо этого у педагога должна быть хорошо развита мотивация заниматься именно этим видом деятельности. Для нее необходим мотив, связанный с желанием учить, воспитывать других.

Таким образом, останавливая выбор на педагогической деятельности, надо обдумать широкий круг вопросов:

о мотивах, побуждающих к выбору именно этой деятельности;

о готовности заниматься этой очень трудной деятельностью;

о понимании ее многоцелевого характера;

о сложности структуры и содержания педагогической деятельности, что требует многих способностей, знаний и умений;

о необходимости постоянного самообразования и самосовершенствования;

о постоянном общении, взаимодействии с учениками — «быть рядом и чуть впереди».