Направления развития педагогики

Народная педагогика Традиции, пословицы, поговорки, обряды, пес­ни, потешки, мифы, сказания, предания и т. п.
Педагогические идеи в русле фи­лософских и религиозно-философских произведений Сократ, Платон, Аристотель, Плутарх, Сене­ка, Квинтилиан, Конфуций, Авиценна, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др.
Педагогические взгляды и тео­рии в рамках философско-педагогических учений Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Декарт, Ж.-Ж. Рус­со, Дж. Локк, И. Гербарт, Г. Спенсер, Р. Оуэн, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, И. Кант, Г. Гегель, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, В. В. Зеньковский, В. В. Ро­занов и др.
Развитие педагогики как само­стоятельной научной дисципли­ны Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дис-тервег, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, К. Н. Вентцель, А. С. Макаренко, Н. К. Круп­ская, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и др.
 

 

Все направления педагогики взаимосвязаны и развиваются в современном педагогическом знании.

 

Авторитарная и гуманистическая педагогика. Авторитарная (традиционная) педагогика— педагогика воздействия, где ученик (воспитанник) является объектом педагогического воздействия, а целью выступают знания, умения и навыки (ЗУНы).

Авторитарная педагогика построена на субъект-объектных отношениях.

Гуманистическая педагогика— педагогика взаимодействия, где оба участ­ника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры.

Гуманистически-ориентированный педагогический процесс может быть только процессом педагогического взаимодействия.

Гуманистическая педагогика построена на субъект-субъектных отношени­ях.

Воспитанник — объект воспитания:у него мало знаний, недостаточен и не всегда достоверен личный опыт, он слаб и беспомощен, нуждается в опеке, поддержке, содержании.

Воспитанник — субъект воспитания:он активно воспринимает или сопротив­ляется направленным на него воздействиям; каждый человек уникален и не­повторим, что требует поиска индивидуальных подходов и способов взаимодей­ствия, многие процессы в развитии человека происходят самопроизвольно. По­степенно он начинает решать самостоятельно вопрос о целеполагании в собственном развитии.