Наиболее значимыми методологическими основами обучения выступают научные подходы как совокупность ведущих идей, определяющих цели, содержание, технологии и результаты учебного процесса.
1. Аксиологический (от греч. axia – ценность и logos – учение) подход имеет целью введение субъектов учебного процесса в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций, главными из которых на современном этапе выступают мир, свобода, культура, совесть, жизнь, красота, здоровье, человек.
С позиций аксиологического подхода процесс обучения может быть представлен как расширяющееся жизненное пространство, в котором личность строит определенную траекторию своего движения, сообразуясь с ценностями самопознания, самооценки и саморазвития. В условиях современного образовательного процесса ценностные ориентации смещаются на развитие и саморазвитие духовно-нравственных качеств личности, что находит выражение в следующих приоритетных направлениях жизнедеятельности:
― в содержательном расширении духовности и культуры личности каждого школьника;
― деятельностном проведении досуга;
― в расширении возможностей для творческого роста и самосовершенствования.
2. Гуманистический (от лат humanus – человеческий) подход рассматривает основной целью функционирования и развития учебного процесса становление активной, саморазвивающейся личности ученика, создание оптимальных условий для свободной и максимально полной реализации его личностного потенциала.
С позиций гуманистического подхода центральным системообразующим фактором учебного процесса выступает сама личность ребенка –индивидуально-неповторимая, устремленная к свободной реализации своих творческих потенций, что с необходимостью предполагает соблюдение целого ряда требований:
― признание самоценности формирующейся личности как носителя высоких гуманистических начал;
― осознание права ребенка на свободное творческое развитие;
― представление о природе учебно-познавательной деятельности, понимание необходимости для ее реализации духовных затрат и самосовершенствования ребенка как субъекта образовательного процесса;
― развитие гуманитарной культуры ребенка как комплекса качеств личности, основанных на единстве внутренней (нравственной) сущности и внешней (поведенческой) выразительности, тонком восприятии прекрасного и безобразного в человеческих отношениях и окружающем мире, эмпатии (способности сопереживать, сострадать), чуткости, отзывчивости, оптимизма, доброты.
3. Культурологический подход рассматривает обучение как процесс освоения подрастающим поколением элементами общечеловеческой культуры на индивидуально-личностном уровне, результатом чего выступает овладение культурой деятельности, культурой мышления, культурой общения, эстетико-художественной культурой.
С позиций культурологического подхода процесс обучения направлен на формирование индивидуальной культуры личности, которая приобретается через участие в различных формах социальной деятельности и открывает широкие возможности для самосовершенствования и самореализации субъекта. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит становление ее индивидуальной культуры. В этой связи целью культурологического подхода в рамках процесса обучения является не только сохранение, трансляция, воспроизводство и развитие культуры, но и создание средствами культуры условий для:
― саморазвития творческой индивидуальности ребенка;
― овладения им культурными ценностями, необходимыми для достижения жизненной активности;
― развития познавательных сил, способностей, задатков и умений личности;
― обеспечения возможностей индивидуально-личностного роста и самореализации каждого ребенка.
4. Диалогический подход рассматривает процесс обучения как движение не только к умению слушать и понимать другие точки зрения, но и к умению вступать с ними в конструктивный диалог. С позиций диалогического подхода обучения можно трактовать как процесс, в ходе которого создаются взаимные ценности, совершенствуется общение, основанное на открытости, доверительности, содружестве и сотворчестве педагога и учащихся.
Это умение не приходит само собой, ему надо специально учить, в целях чего в ходе учебного процесса необходимо:
― постоянно поддерживать у личности желание приобщаться к миру человеческой культуры, расширять ее учебно-познавательные возможности;
― предоставлять каждому субъекту деятельностного общения необходимого пространства для принятия собственных решений, свободы выбора содержания и способов учебно-познавательной деятельности.
― создавать для всех субъектов образовательного процесса условия для самостоятельного открытия, приобретения творческого опыт;
создавать коммуникативные условия для поддержки самоценной активности каждой личности.
5. Индивидуально-личностный подход требует, чтобы процесс обучения строился на учете мотивации каждого ученика и динамики ее изменений входе учебно-познавательной деятельности. В целях чего необходимо, чтобы учебный процесс «преломлялся» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы, жизненные планы.
Сущность индивидуально-личностного подхода как методологической основы процесса обучения заключается в адаптации учебно-познавательной деятельности к интересам, способностям, познавательным запросам каждого ученика, который осознает свою индивидуальность, выявляет своих личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки, ощущает потребность в самосовершенствовании. В целях этого в ходе учебного процесса необходимо:
― развивать индивидуально-личностный потенциал каждого субъекта, включенного в образовательный процесс;
― создавать условия для успешного овладения каждым субъектом различными видами учебно-познавательной деятельности;
― формировать индивидуально-личностную направленность на собственное избирательное отношение к окружающему миру;
― вызывать потребность осуществлять различные виды деятельности на основе индивидуального подхода;
― учить каждую личность выявлять собственные возможности и способности, адекватно их оценивать и эффективно использовать в различных сферах жизнедеятельности.
6. Личностно-деятельностный подход исходит из того, что усвоение содержания исторического опыта в рамках учебного процесса осуществляется не путем передачи информации о нем субъекту, а в ходе его собственной активности. В целях чего педагог, управляя деятельностью ученика, должен формировать его сознание, максимально используя развивающие возможности учебных ситуаций и изучаемого предметного знания, что и составляет путь активного формирования личности через деятельность.
Реализация личностно-деятельностного подхода к процессу обучения предполагает соблюдение следующих организационно-методических условий:
― в центр педагогического процесса должна стоять личность обучаемого во всем многообразии его индивидуальных свойств и проявлений;
― организация учебного процесса должна основываться на субъект-субъектных отношениях учителя и учеников, подразумевающих равноправное сотрудничество и партнерство в решении учебных задач;
― учебный процесс должен предоставлять каждому ученику возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
― свою главную педагогическую задачу учитель должен видеть в фасилитации, т.е. облегчении, стимулировании, активизации развития учащихся, введения их в ситуации, при которых возникает потребность в самовыражении средствами изучаемого учебного предмета.