Дидактическая игра.

Понятие о дидактической игре (технологии игрового обучения, игровом обучении) вошло в педагогическую теорию и практику в связи с интенсивной разработкой проблемы активизации учебной деятельности учащихся. Выявление сущности и специфики дидактической игры основывается на анализе игры как явления культуры, характеризующегося следующими основными особенностями:

· активизация участников игры достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет или их поиск затруднен рядом объективных обстоятельств;

· при этом актуализируется потребность в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, активизируется процесс самомобилизации;

· возможность эффективного решения многоаспектных проблем появляется за счет погружения участников игры в особую игровую атмосферу и одновременно их втягивания в решение не учебной, а совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности;

· игра очень быстро перестает быть для ее участников просто игрой, поскольку реальные жизненные столкновения благодаря специальной работе становятся столь интенсивными, что участники ведут себя так, будто игра выступает для них самой реальностью;

· в процессе игры идет совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.

Таким образом, игра как явление культуры обеспечивает интенсивное развитие каждого участника игрового действия, его обогащение новыми знаниями, умениями, навыками, технологиями.

Игра как метод обучения реализуется в форме дидактических (учебных) игр, под которыми понимается вариант учебно-познавательной деятельности в общеобразовательной и профессиональной школе, в ходе которой происходит непосредственное освоение обучающимися того или иного дидактического материала, поданного в нетрадиционной (игровой) форме.

Дидактические игры можно классифицировать по различным основаниям.

1. По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.

2. На основании ступени обучения в средней школе: дидактические игры в младших, средних и старших классах.

3. Классификацию дидактических игр по времени проведения можно представить следующим образом: краткосрочные (игры-летучки и т. п., длящиеся до 10-15 мин.); среднесрочные (укладывающиеся по времени в рамки одного урока); долгосрочные (игры с «продолжением», охватывающие несколько уроков).

4. По основной дидактической задаче: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие.

5. По доминирующей цели обучения: познавательные, воспитательные, развивающие.

6. По характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации.

7. По предметной области: игры по всем школьным дисциплинам.

8. По игровой среде: игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

9. По характеру познавательной деятельности: репродуктивные – игры, требующие от детей репродуктивной деятельности; продуктивные – игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними; творческие – игры, в которые включены элементы поиска и творчества.

Дидактическая игра в образовательном процессе задается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования участников к игровой деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при этом происходит по следующим основным направлениям:

— дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;

— учебная деятельность подчиняется правилам игры;

— учебный материал используется в качестве игрового средства;

— в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

— успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом;

— дидактический материал усваивается в контексте игровой деятельности.

Дидактическая игра, в отличие от традиционных методов обучения, дает, прежде всего, развивающий эффект, который зачастую превалирует над обучающим; происходит не только обучение, но оказывается воздействие в целом на личность участников, происходит изменение их установок. В результате участия в дидактических играх отмечается общее повышения мотивации к изучению предмета, активация интереса к курсу, воображения, творческого поиска, экспериментирования и т.п. С другой стороны, сам процесс усвоения знаний в игре носит естественный и непроизвольный характер. Условность игровой деятельности, отсутствие риска неудачи приводят к тому, что человек может себе позволить временно ослабить действие системы установок, открывая путь ранее недоступной ему информации (вследствие селективного действия установочных механизмов). Так происходит расширение опыта и затем возможно изменение реальных установок человека.

Качество знаний в ходе применения дидактической игры в значительной степени зависит от авторитета преподавателя. Преподаватель, не имеющий глубокого и стабильного контакта с членами группы, не сможет на высоком уровне провести дидактическую игру. Если преподаватель не вызывает доверия у обучающихся своими знаниями, педагогическим мастерством, человеческими качествами, игра не будет иметь запланированного результата или даже будет иметь противоположный результат.