Особенности и проблемы современного учебного процесса

Обучение – динамичный, постоянно обновляющийся процесс, чутко реагирующий на изменения социокультурной ситуации в конкретном обществе и мире в целом. Данная тенденция, имеющая место на всех этапах развития человеческого общества, стала особенно актуальной на современном этапе, поскольку школа, оснащенная техникой и идеями конца XX века, не может готовить личность к жизни в XXI веке из-за несоответствия темпов своего развития темпам социальных изменений в обществе.

В силу этого главной особенностью современного учебного процесса является его установка на подготовку подрастающего поколения, способного к опережающему мышлению, нацеленного на преобразовательные процессы в различных сферах жизнедеятельности современного общества, готового активно пополнять и обновлять свои знания. Это связано с тем, что в быстро меняющемся мире образование выступает важнейшим фактором общественных изменений, направленных на создание условий для самоопределения и самореализации личности на основе формирования у нее:

· диалектического и образного мышления, широкого кругозора и творческого подхода к учебно-познавательным и жизненным проблемам;

· способности к саморазвитию, открытию новой информации, поиску новых путей решения интеллектуальных задач;

· жизненной стратегии, позволяющей без труда ориентироваться в быстро изменяющемся мире;

· готовности оптимально самореализоваться в современное общество и нацеленности на его совершенствование;

· картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения);

· индивидуально-личностной культуры, адекватный мировому уровню и позволяющей субъекту интегрироваться в мировое культурное и образовательное пространство.

В связи с этим важнейшей проблемой современного учебного процесса является поиск новых подходов к обучению, которые обеспечили бы переход от поддерживающего обучения к обучению опережающему. Так называемое поддерживающее обучение, сложившееся в недалеком прошлом в условиях индустриально-технократического общества, имеет в своей основе стандартные (традиционные) методы и правила, предназначенные для того, чтобы справляться с уже известными, повторяющимися ситуациями. В условиях обновляющегося мира система поддерживающего обучения уже не отвечает объективным требованиям времени, поскольку ее обращенность в прошлое, ориентированность на репродуктивную деятельность и повсеместная неудовлетворенность положением человека в подобном образовании породили разрыв между быстротекущей жизнью и школой.

В контексте современной социокультурной ситуации остро ощущается потребность в опережающем обучении как качественно иной альтернативе, нацеленной на стимулирование у обучающихся активного, осознанного подхода к процессу освоения знаний и эффективного их применения. В отличие от поддерживающего обучения, формирующего познающий интеллект, опережающее обучение должно формировать у обучающегося преобразующий (творческий) интеллект, позволяющий ему в будущем стать саморазвивающейся личностью, стремящейся к гармонии с природой, с другими людьми, государством, обществом, с мировым сообществом, нацеленной на познание и рациональное преобразование природы, общества и самого человека.

Достижение этого требует пересмотра этических и культурных аспектов в организации учебного процесса, в основе которого должны лежать следующие ценностные ориентации:

· гуманизация, выражающаяся в приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, нацеленная на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

· развивающий характер образования, предполагающий ориентацию на личность, выдвижение целевой установки на овладение ею способами продуктивного мышления и деятельности;

· индивидуализация обучения, предусматривающая развитие каждого субъекта в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;

· демократизация образования, выражающаяся в праве учеников на выбор своей траектории развития, на участие в управлении всеми педагогическими процессами;

· гуманитаризация, предполагающая поворот знаний от технократической к целостной картине мира;

· деидеологизация, запрещающая в образовательных учреждениях деятельность политических и религиозных партий и учреждений.