Современные модели организации обучения

Существующая в России система образования, хотя и является одной из лучших в мире, но все же серьезно отстает от быстро изменяющихся условий существования общества XXI-го века и поэтому должна быть реформирована. В последние годы в нашей стране активно обсуждаются различные модели организации обучения, поскольку мы остро нуждаемся в построении модели школы в социальном и культурном контексте, в историческом видении школы как меняющегося, обновляющегося института.

Потребность разработки новой модели обучения диктуется не только своеобразием исторической ситуации, сложившейся в современном мире, но и осмысливанием роли образования при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу. Все большей критике подвергается многовековая установка образования на подготовку человека к определенному типу производства, к устойчивому настоящему, а не к будущему. Сегодня разрабатываются концепции подлинно развивающего образования, идеалом которого становится «человек творческий» и «человек культурный». Субъектом образования в этом случае выступает личность, способная ориентироваться во всем многообразии противоречий современного мира, а не только в конкретном пространстве определенной социально-хозяйственной системы. Меняются ценностные установки в обществе и образовании: обсуждается переход от «школы памяти» – к «школе мышления» и далее – к «школе развития».

С позиций этого в организации учебного процесса происходит пересмотр ориентиров и приоритетов:

· с прагматических узкоспециализированных целей – на приобретение обобщенных знаний о глубинных, сущностных основаниях и связях между процессами окружающего мира;

· с примата знаний – на развитие общей культуры и научных форм мышления;

· с исторического контекста становления научного знания – на современные представления о структуре и целостном содержании науки как мировоззренческой основы личности.

В связи с этим в сфере образования идет интенсивный поиск приоритетных моделей организации обучения, в ряду которых можно выделить четыре основных модификации.

Первая модель организации обучения направлена на сохранение структурных качеств единой государственной системы, при которой делается установка на школы, работающие по единообразным программам, имеющие устойчивый набор дисциплин. Подобная модель организации обучения представляет собой образовательное пространство закрытого типа, удобное для централизованного управления и направленное на формирование индивида как часть коллективного целого. Она работает в пределах породившей ее тоталитарно-бюрократической государственности с коммунистической идеологией и плановой экономикой. Выполняя ее заказ, учебные учреждения дают прочные ЗУНы (знания, умения, навыки), необходимые для жизни в заданных социокультурных обстоятельствах, гарантируя их стабильность.

Вместе с тем в условиях нынешнего этапа развития современного общества, нуждающегося в творческих людях, способных адекватно действовать в условиях нестабильности экономических, политических и социальных сфер жизнедеятельности, подобный характер подготовки личности не может гарантировать ей адекватную самореализацию.

Вторая модель организации обучения, особенно актуальная сегодня, ориентирована на «рыночный» тип образовательной системы, построенной как спектр образовательных услуг для удовлетворения потребностей заказчика в зависимости от его социальных притязаний и финансовых возможностей. Такая модель обучения, имеющая многообразие вариантов и выборов, типична для современных индустриальных стран и именуется «свободной». Она строит свои образовательные программы по принципу «супермаркета», основываясь на идеологии свободного выбора и здоровой конкуренции.

На первый взгляд, модель организации обучения данного типа кажется привлекательной в качестве образца для российской школы в условиях перехода от социализма к капитализму и создает иллюзию демократизации на основе свободной конкуренции учебных заведений и образовательных программ. Она уже реализуется сегодня на просторах России в процессах децентрализации управления множеством негосударственных школ и вузов, изобилием практико-ориентированных учебных дисциплин. Однако, данная модель не может удовлетворить требования подготовки творческой личности, поскольку призвана лишь максимально адаптировать индивида к условиям наличного социума, его правовым и ценностным установкам, потребностям общества. С позиций ее целевых установок полностью игнорируется аксиологические аспекты становления личности.

Третью модель организации обучения можно охарактеризовать как культурологическую. Она развивается в русле процессов гуманизации сознания и практики, актуальных для всего современного мира в условиях постиндустриального общества. Особенность культурологической модели обучения состоит в том, что она ориентируется не на требования государства и рынка, а на потребности культуры. Овладевая ее духовным и материальным богатством, индивид становится личностью, способной к сознательному строительству жизненной среды, разумных отношений с природой, людьми, государством. Однако следует отметить, что данная модель обучения, проявляющаяся в тенденциях к расширению процессов гуманизации и гуманитаризации, имеет существенный недостаток, поскольку зачастую приводит к непродуманной диспропорции различных составляющих содержания общего образования.

Четвертая модель определяется как культуротворческая. Она основана на построении целостного образовательного пространства, ориентированного на становление личности творческого, разносторонне развитого выпускника. Освоение опыта мировой культуры строится здесь не в логике предмета (учебного цикла гуманитарного или естественнонаучного знания), а осуществляется в гуманистической направленности образования, в процессе становления культурного самосознания, в прямом соответствии с индивидуальными характеристиками психофизических и интеллектуальных возможностей личности. С этих позиций исходным принципом формирования личности является целостность картины мира и человека в нем. Весь комплекс общеобразовательных и дополнительных учебных дисциплин отбирается как необходимый и достаточный круг знаний, воссоздающий эту целостность. При этом образовательное пространство выступает как модель культуры (общечеловеческой и индивидуально-личностной), последовательное овладение которой развивает потребности и способности к культурному творчеству личности, свободно ориентирующейся в мире, готовой к созидательному, активно преобразующему действованию в нем.

Данная модель организации обучения предполагает построение школы в широком социальном и культурном контексте, в историческом видении школы как меняющегося, обновляющегося института, как пространства для творческой жизнедеятельности, осуществляющейся в контексте индивидуального развития. Такая модель школы создает оптимальные условия для превращения спонтанной и непосредственной активности ребенка в опосредованное культурное поведение, в творческую деятельность.