СТЕКЛО В ЖИЛОМ ИНТЕРЬЕРЕ

Цветное стекло и витражные композиции в оформлении жилища придают ему очарование, уют, помогают избежать сухости и стандарта. Витраж оживляет и обогащает интерьер.

Ниже рассматриваются варианты применения витража в жилом интерьере и изготовление его в домашних условиях.

Чаще всего витраж используется для декорирования внутренних дверей квартиры, деревянной рамы с прозрачным или рифленым стеклом. Незначительными преобразованиями можно превратить ее в маленькое произведение искусства.

Наиболее простой способ — создание геометрической композиции из прямоугольных или квадратных фрагментов, подобранных по цвету и вставленных в деревянную решетку, которая собирается из тонких деревянных реек, имеющих паз. Лучше, если паз будет неглубоким. Витражную композицию можно накладывать на прозрачное стекло, не вынимая его. В этом случае одна из сторон будет гладкой, а другая рельефной. Можно изготовить «клееный» витраж. Сначала делают эскиз (рисунок) будущей композиции, затем его переносят на лист бумаги, кото­рый соответствует размеру стекла. По этому рисунку нужно вырезать детали витража из стекла. Можно использовать шаблон (вырезать данный фрагмент из бумаги, наложить на стекло, обвести фломастером или карандашом типа «Стеклограф», затем вырезать) или просто подложить бумагу с рисунком на стекло и обвести рисунок сверху.

Для нарезки стекла применяют два вида стеклорезов: алмазный — для прямоугольных и квадратных деталей, роликовый — для деталей, имеющих закругленные линии или более сложный рисунок. Учитывая, что стекло достаточно плотный материал, не всегда можно вырезать большой фрагмент сложной формы. Лучше собрать его из более мелких частей, которые проще вырезать.

Для сборки витража лучше использовать эпоксидную смолу или клей эпоксидный универсальный «ЭДП». Прозрачное стекло, на котором будет располагаться композиция, нужно вынуть из рамы двери или взять другое стекло, соответствующее размеру стекла в двери. Стекло необходимо уложить горизонтально и обезжирить ацетоном или ацетоносодержащим растворителем. Затем разложить по рисунку детали стекла, промежутки между ними заполнить клеевым составом. Необходимо следить, чтобы клей не подтекал под цветное стекло, так как подтеки создают ощущение неаккуратности и могут в будущем способствовать тому, что фрагмент может отпасть. Клеевой состав может быть и непрозрачным, в качестве наполнителя в клей добавляют масляную или типографскую краску подходящего цвета. Такие составы после застывания приобретают структуру, близкую к структуре стекла. Если используется второе стекло, то при установке витражную композицию для большей сохранности и долговечности желательно крепить изображением внутрь, лицом к стеклу, находящемуся в двери.

Для имитации витража используются различные лаки с наполнителями. В этом случае также необходимо проделать предварительную работу по созданию эскиза в натуральную величину. Для этого красочного слоя нежелателен перепад температур и повышенная влажность, что приводит к отслоению краски. Поэтому при установке лучше применить последний из описанных выше способов, т. е. разместить красочный слой между двумя стеклами. Этот тип витража боится и прямого солнечного света, под действием которого цвет изменяется довольно быстро и узор обесцвечивается.

С помощью цветного стекла можно изготовить также декоративные перегородки или ширмы для разделения помещения на функциональные зоны, настольные лампы и светильники, настенные бра. Как основа используются деревянные рейки, металлический уголок, готовые светильники с ровными плоскостями. Украшенные витражными композициями, они приобретут неповторимость и уникальность.

При использовании витража для оформления интерьера жилища утилитарными и декоративными предметами надо стараться сохранить общий пластический рисунок. Для этого достаточно повторить какой-либо элемент орнамента или фрагмент композиции во всех предметах, включающих в себя витраж. Использование витража дает неисчерпаемые возможности для творчества, вплоть до создания подвесных потолков из цветного стекла, декоративных плоских и объемных композиций.