Эстетика модерна

Однако самым популярным из «больших» истори­ческих стилей в современном постсоветском интерьере стал модерн (он же «ар нуво», он же «югендстиль»). К модерну можно относиться по-разному. Кому-то он ка­жется чересчур декоративным и неестественным, а кто-то находит в его причудливых линиях созвучие скры­тым романтическим устремлениям. После классициз­ма и немеркнущего ампира он — самый востребован­ный стиль среди тех, кто любит роскошь и «богатство».'

Для начала стоит выделить три разновидности мо­дерна: модерн как модернизм, модерн как общее по­нятие «современный» и модерн собственно как стиль архитектуры и дизайна интерьера.

Модернизм — это идейно-художественное течение в Европе начала XX века. Его представители пыта­лись создать «искусство будущего», отвергая традици­онную культуру с ее «классическими» нравственны­ми и художественными ценностями. Модернисты про­возгласили культ техногенной урбанизированной ци­вилизации — мегаполисов, высоких скоростей, буду­щего, силы и энергии. Используя пересечения, сдвиги и наплывы форм, художники пытались выразить раз­ноплановое мироощущение современного им челове­ка, городского жителя.

Слово «модерн» (от фр. — «современный») часто означает просто нечто модное, современное, экстрамод­ное. В связи с этим «модерновый» интерьер может совсем не относиться к стилю модерн, а представлять из себя набор объектов современных, модных, высоко­технологичных.

И наконец, поговорим о стиле. Само сочетание «исто­рический стиль модерн» звучит несколько парадоксально, ведь, как уже упоминалось, слово «модерн» означает «со­временный». Стиль возник на рубеже XIX-XX веков как попытка преодолеть засилье пошлой эклектики с ее противоречием между фактурой и декором. Именно мо­дерн первым попытался не просто механически соеди­нить разные стили, а синтезировать их, «оживить» в со­ответствии с технологиями нового времени. Основа мо­дерна — стилизация, при этом упор делается не на но­вые формы и мотивы, а на сочетание конструкций и объе­диняющий декор (рис. 4). Основной признак стиля — декоративность, основной мотив — вьющееся растение, основной принцип — уподобление природе. Особняки, па­вильоны, общественные здания эпохи модерна построе­ны как бы «изнутри наружу», то есть внутреннее про­странство определяет внешний облик. Фасады таких домов несимметричны и напоминают природные объек­ты, сотворенные фантазией человека. Для модерна ха­рактерны выразительные интерьеры с перетекающим динамичным пространством, /Изогнутыми очертаниями кованых карнизов, закругляющимися дверными и окон­ными проемами, богатым декором из резного дерева, цветного стекла, металла.

Художников модерна привлекало все что трепещет, вьется, колеблется. Качества, противоположные этим, — массивность, монументальность, неподвижность, напы­щенность — были им чужды. Излюбленными темами декора становятся стилизованные природные мотивы — набегающая волна, плавно изгибающийся растительный орнамент (известный под оригинальным названием «удар бича») (рис. 5), павлиньи перья, крылья бабоч­ки, длинные изогнутые пряди волос, цветы (особенно тюльпаны, ирисы и орхидеи).

Главной идеей модерна была идея сотворения пре­красного, которого так мало в окружающем мире, а его целью было преобразование жизни эстетическими средствами, своеобразное «исцеление жизни красотой». Средство достижения цели виделось в соединении про­фессионального художественного творчества с производством бытовых изделий. Это вызвало переворот в прикладном искусстве и сформировало новый тип художника-универсала, выступающего и как архитек­тор, и как декоратор, и живописец, и график. Приме­ром может служить М.А. Врубель: он пишет карти­ны, создает скульптуру, панно, театральные декорации, мебель и многое другое. Вообще трудно назвать ху­дожника того времени, который не создавал бы эски­зов мебели, ткани, декора, бижутерии.

Модерн впервые объединил европейские и восточ­ные художественные традиции. В убранстве дома это выразилось в свободной планировке помещений, за­имствованной у японских жилищ, а также принесло в европейские дома моду на ширмы со сложным и тон­ким рисунком, черный лак и отделку перламутром в мебели и аксессуарах.

В XX веке в стиле модерн строятся и оформляются интерьеры городских особняков, дорогих многоквар­тирных домов, загородных вилл и дач. Форма и декор окон, дверей, лестниц становятся разнообразными и гео­метрически сложными (рис. 6). В декоре фасадов

и Интерьеров применяются узорная керамическая об­лицовка, кованое гнутое железо с растительными пере­плетениями в декоративных решетках и перилах лест­ниц. Широко применяются витражи, чаще всего с абст­рактным пластичным рисунком сложных цветовых тонов и оттенков, не контрастных, а благородных соче­таний." Витражи применяются и в интерьерах в каче­стве межкомнатных перегородок, в проемах дверей, в технике витража делаются и абажуры светильников.

Войдя в такой дом, попадаешь как бы в диковин­ный водоворот: изогнутые пластичные формы рисун­ка на паркете, витые лестницы с кованой решеткой перил и сложным переплетением «вьющихся расте­ний» из металла. Стены обтянуты тканью с раститель­ным рисунком, межкомнатные перегородки в виде окон с витражами, лепной плафон в центре потолка, набор­ный паркет из благородного дерева. Овальные окна задрапированы тканью в тон стен, ламбрекен сложной формы повторяет рисунок на ткани. Декоративные детали из резного дуба украшают настенные светиль­ники с матовыми плафонами, резные с тем же моти­вом двери имеют вставки из стекла и бронзы. На сте­нах зеркала тоже в деревянных, сложной, искривлен­ной формы, рамах. Добротная и респектабельная ме­бель из массива древесины с благородным декором из темной бронзы никогда не наскучит. В столовой круглый стол и удобные кресла с гнутыми спинками (рис. 7), а специальная технология обработки стекла Придает окнам эффект мерцающего льда, что тоже очень соответствует «загадочному» духу модерна.

Практика создания модерна в современных условиях

Воссоздать точный интерьер в стиле модерн— за­дача довольно сложная: во-первых, это достаточно до­рогое удовольствие, а во-вторых, такой интерьер дол­жен нести отпечаток личности хозяина в стиле.

Однако несколько практических и выполнимых советов, все же можно дать. Если у вас есть возмож­ность оформить дом или загородный особняк в дан­ном стиле, то не забудьте, что главное правило — «внешность» дома должна отражать его внутренний характер. Важны также окна-розетки, наполненные сияющими стеклами витражей, стрельчатые арки, ост­роконечные башенки.

К внутреннему дизайну также отнеситесь внима­тельно: последовательно декорируйте комнаты, под­бирая цвета стен и потолка. Стены желательно окра­шивать в пастельные тона или расписывать. Не забы­вайте, что интерьер должен быть загадочным и «про­чувствованным». Полезным помощником вам для со­здания духа эпохи модерна будет антикварный мага­зин. Однако важно приобретать несколько вещей, что­бы они создавали гармоничный ансамбль среди совре­менных предметов.

Наиболее простой способ воссоздания модерна в вашем интерьере—это выделение стилевых акцен­тов. Оклейте стены охристыми обоями с тканевой фак­турой, дополните их- широким цветочным бордюром и не поскупитесь на зеркала в резных деревянных рамах. Люстры или бра подбирайте с тускловатым светом, цилиндрическими плафонами из матового стек­ла или ткани. Доминирующую роль в интерьере бу­дут играть кованая мебель и карнизы с плавными изог­нутыми линиями и наконечниками. Для асимметрич­ных штор приобретите цветную органзу или тюль с растительным рисунком.

Спальня может изобиловать красиво задрапиро­ванными тканями. Ночники прихотливо изогнутых форм, кокетливый пуфик на кованых ножках, репро­дукция Альфонса Мухи или Васнецова на стене созда­дут уют модерна. На кухне можно повесить постер-реп­ринт торговой рекламы того времени, а пространство сконцентрировать светом вокруг стола. Важной дета­лью здесь будет стол круглой, формы и старые знако­мые— венские стулья (в свое время их называли «мо­дерном, для бедных») (рис. 8). Плоские накладные элементы, выполненные из МДФ, тонированные под орех или дуб, могут изящно украсить внутренние двер­ные проемы.

Игра с формами прошлого не мешает модерну пере­осмысливать технические достижения своего време­ни. Стиль свободно пользуется новыми материалами

(во время его возникно­вения таковыми были стекло и железобетон). Сегодня в нем широко используется ковка, вит­ражи, электрическое ос­вещение. Так как модерн задумывался исключи­тельно как стиль, совме­щающий красоту и ком­форт, он никогда не всту­пал в «конфликт» с бла­гами цивилизации. Имен­но умением органично включать в себя все новое, оставаясь классикой, и объясняется нынешняя актуальность модерна. В его интерьер превосходно вписываются и бытовая электроника, и ультрасов­ременная аппаратура.

Интерьер в стиле мо­дерн, в первую очередь, характеризует его хозяи­на как яркую индивиду­альность. Недаром деви­зом этого направления было положение: «ни один дом не похож на другой». Эстетика модерна «учит»: «в каждый объект нужно «вчувствоваться», ибо это придает одухотворенность, содержание и смысл. В такой среде человек естествен­ным путем обретает спокойствие и счастье». Целост­ный подход к дизайну, динамичность и изящество модерна приближают его к природным, органическим формам (рис.9). Чем глубже и тоньше душа челове­ка, тем сложнее и вычурнее должна быть среда его обитания. И модерн — верный помощник в достиже­нии этой благородной цели.