Этно стиль

В предыдущей части мы рассмотрели основные сти­ли и направления в современном дизайне интерьера. Модный нынче «этно» нельзя назвать стилем в стро­гом смысле этого слова. В силу своих особенностей он стоит особняком. Его отличают экзотические маски и фетиши [1],ткани с орнаментом, напоминающим петро­глифы, мебель с обивкой под леопарда, калебасы[2] на полках, шкуры зебр на полу и прочие диковинные вещи. Это стилевое направление именуют примитив­ным, этническим, фолк, экзотик, колониальным. Но в любом случае классическими свойствами большого стиля это направление не наделено.

Теоретики дизайна считают, что слово «этнический» подходит для него меньше всего. Ведь в каждом сти­ле так или иначе проявлены национальные черты, да и формируется почти любой из них внутри какого-нибудь этноса, или народа (например, китайский, япон­ский, русский стили и т. п.). Понятие фольклорный (сокращенно фолк) часто путают с кантри (деревенский) либо употребляют эти слова как синонимы. Слово при­митивный позаимствовано у искусствоведов и по от­ношению к дизайну интерьеров имеет, скорее, негатив­ную окраску (как, впрочем, и колониальный; его упот­ребляют чаще других).

Почему же современному человеку так близко этно? Став популярным благодаря удобству, экономичности и простоте, этот стиль одновременно заключает в себе нечто потаенное, дремлющее на дне души каждого. Так уставшее от перегрузок, информации и стрессов созна­ние стремится к «настоящему» — к корням, к первоистокам вне социальных и культурных реалий (экзотик). Так зачарованно смотрим мы на костер в ве­черних сумерках, уподобляясь своему древнему пред­ку. Современные психологи называют это свойство человека атавизмом сознания — необъяснимой, веко­вой памятью крови. Вероятно, всем этим можно объяс­нить успех направления этно.

Сегодня наблюдается уже второе пришествие стиля. Первое можно отнести еще к тому времени, когда евро­пейцы захватывали «примитивные» народы, насаждая им свою культуру и приобретая новые модные веяния. Процесс массовой колонизации народов Африки, Азии и Латинской Америки приблизился к своему заверше­нию в конце XIX столетия. Примерно тогда же из тро­пических стран было вывезено в Европу большое коли­чество произведений народного искусства. В то время они интересовали лишь этнографов и целыми партия­ми оседали на пыльных полках музеев. Европейское искусство развивалось своим путем: модерн упивался японскими гравюрами и китайским фарфором. Но увле­чение их утонченностью постепенно ослабевало.

Изобразительное искусство начала XX века стало полем больших экспериментов. Художники обратили свои взоры к самым основам искусства, заложенным подлинными «примитивами»,— к фетишам канни­балов, к маскам дикарей. В период художественной революции, достигшей своей кульминации перед Пер­вой мировой войной, увлечение африканской скульп­турой объединило мастеров самых резных школ и на­правлений. Можно понять, что привлекало в них поколение, искавшее выхода из тупика западной тра­диции. Создания безвестных ремесленников обладали как раз темя качествами, которые растеряло на своем долгом пути западное искусство: мощной экспресси­ей, природной чувственностью, ясностью структуры, обнаженностью исполнительских приемов и обобщен­ной лаконичностью форм.

Тотальные поиски нового затронули не только жи­вопись и скульптуру, но, естественно, и архитектуру. Как реакция на прагматический рационализм индустриаль­ного века, в 30-е годы XX века возникает «органичес­кая архитектура» американца Ф.Л. Райта, который считал, что если внутренняя планировка дома хороша и удобна, он наверняка будет красивым я снаружи. «Органическая архитектура» выступала против сухого прагматизма, свойственного конструктивизму. Органич­ная связь здания со средой, внедрение постройки в пей­заж и пейзажа в постройку, внутри которой устраива­лись островки живой природы — скалы, камни, ручьи, водопады, деревья, — подтверждали основную идею непрерывности ландшафта вне и внутри здания.

Вероятно, изучение первобытной стадии жизни че­ловека и навело представителей «органической архи­тектуры» на мысль внести в интерьер природные эле­менты — скалы, ущелья, водопады. Представители это­го направления говорили: «Дом — это раковина улит­ки. Поэтому нужно, чтобы он был сделан по нашей мерке». Появившиеся в разных европейских и амери­канских городах дома-скалы, дома-менгиры, построен­ные с использованием опорно-балочного принципа, вскрытого в период палеолита, основаны на природ­ной, первобытной пластике. Сделав тысячи витков по спирали развития, человечество - вновь вернулось к сво­ем истокам.

Так уж сложилось, что именно на африканском континенте сохранился быт и уклад народов и народ­ностей в первозданном состоянии. Однако не стоит забывать, что все или почти все, что вы можете купить в антикварных магазинах и салонах-галереях этни­ческого искусства, — это современные копки тради­ционных изделий народных мастеров. Да и среди ори­гиналов, взятых за основу, подливных древностей не­много, — как правило, им не более 150-200 лет. Тро­пический климат, сочетание жары и влажности, тер­миты, которые не щадят ничего, в особенности дере­во — все это создает неблагоприятные условия для вы­живания раритетов. Кроме того, изготовленные в ри­туальных целях маски или фетиши после использова­ния «но назначению» подлежали уничтожению, то есть попросту сжигались или топились». Немало настоящих произведений африканского и полинезийского народ­ного искусства было уничтожено христианскими миссионерами. Как это ни парадоксально, лучше всего древние предметы сохранились в европейских музеях этнографии и частных коллекциях.

Африканская скульптура не исчерпывается одни­ми масками, есть превосходная мелкая пластика — статуэтки людей и животных из дерева, меди, бронзы и слоновой кости. Современные африканские масте­ра, Отвечая «зову» рынка, научились не только копи­ровать старые образцы, но и создавать изумительные стилизации из драгоценного черного дерева. Эту по­роду древесины можно распознать по весу: она замет­но тяжелее остальных и тонет в воде, к тому же очень тверда и сложна в обработке.

Важно отметить, что стиль этно включает в себя традиции культуры разных народов (не только южно­африканских), тех, которые стали экзотикой для евро­пейцев в XIX веке— народов Латинской Америки, Се­верной и Южной Африки, Индии, Таиланда, Австра­лии, Новозеландии и многих других.

Создании экзотики в домашних условиях

Использование этнического направления в оформ­лении дома привлекательно своей экономичностью. Даже на небольшой площади городской квартиры можно создать стильный и лаконичный интерьер. В зависимости от вашего желания, образа жизни и фи­нансовых возможностей, определите уровень внедре­ния стиля в ваше жилище. Полная реконструкция, скорее всего, будет недоступна. Очень сложно полно­стью воссоздать, например, глинобитную хижину аф­риканского охотника. В качестве реальных средств остаются декорация и стилевой акцент. А это уже немало. В интерьер переводится живая природа в двух вариантах: в одном— ее приходится геометризировать в линейные контуры (живопись, графика на сте­нах, текстиль), в другом — в лекальные формы, про­стые и ясные.

1. Планировка предпочтительна свободная, обычно сориентированная вокруг центрального объема гости­ной в «организованном беспорядке». Зонирование осу­ществляется при помощи многоуровневого пола, мо­бильных перегородок, плетеных или деревянных ширм и занавесок.

2. Освещение в этническом интерьере играет особую
роль. Его лучше сделать неярким, создающим таинствен­ное, сумеречное мерцание. Источники света не должны
бросаться в глаза, а быть невыявленными, закамуфлиро­ванными. Для абажуров можно использовать ткани с графическим «первобытным» орнаментом или «диких» расцветок, имитирующих шкуры животных.

3. Цвет. Палитра должна быть очень сдержанная и ограничиваться природными цветами. Это могут быть все оттенки охры (золотисто-коричневый, бледно-жел­тый, терракотовый) и умбры (зеленовато-коричневый,
темно-коричневый,- оливковый). Художники называют такие краски «землями», поскольку для их изготовле­ния до сих пор используют различные породы глины, содержащие много природного пигмента. В древние времена глину просто растирали с салом, а в качестве черно­го красителя употребляли сажу. Сейчас лучше исполь­зовать водно-дисперсионные, или акриловые краски.

Отделка поверхностей может быть самой лаконичной — просто белые стены. Главное — не забывать о том, чтобы они были естественными, а также соответствовали тому этносу, которому вы посвятили свою ком­нату или дом: так, беря за основу африканский быт, лучше использовать теплые, охристые цвета, латиноа­мериканский — красные густые оттенки, а вот для араб­ской стилизации лучше подойдут голубой с белым, синий с красным или малиновым. 3.Фактура. Гармонично в этническом интерьере будет смотреться какое-нибудь фактурное покрытие стен, имитирующее природный материал и напомина­ющее слегка потрескавшуюся глину или камень. Пол можно выложить керамической плиткой под камень, широкими грубыми досками или застелить циновками. К месту будут домашние ручьи и водопадики, стекаю­щие по искусственным каменным глыбам.

Мебель уместна простых, лаконичных форм —
никакой лакировки, краски и позолоты. Прекрасно
будут смотреться плетеные предметы из ротанга или бамбука. Органично впишутся в интерьер и вещи из просто, даже грубо обработанного дерева, как бы по­ трескавшегося от времени.

4. Декор. В декоре здесь море вариантов. Очень вы­игрышно в стиле этно любого направления будут смот­реться национальные ткани, коврики, платки и т.д. Важной «фигурой» в вашем интерьере также должна
стать керамика. И это не случайно: она — самая древ­няя представительница человеческого ремесла, храня­щая нить воспоминаний о далеком каменном веке, она также не вытесняется современными технология­
ми и всегда остается символом близости к природе,
уюта и тепла домашнего очага. Можно применить из­вестный и довольно легкий прием— обвить любой подходящий сосуд толстой веревкой из грубого нату­рального волокна. Количество экзотических масок,
кувшинов и статуэток выбирайте по собственному
вкусу, но не превращайте квартиру в музей. Очень
активная по своей пластике этническая (особенно аф­риканская) скульптура в большом количестве начи­нает действовать угнетающе. И еще: не забывайте, что многие из предметов экзотического интерьера— это
атрибуты религиозного культа, поэтому, используя их
во благо красоты, относитесь к ним с уважением...

 


Рис. 2. Классицизм отходит от вычурности и детализированности барокко и рококо. Формы становятся геометрически четкими, детали интерьера строгими и торжественными

Рис. 1. В эпоху барокко мебель становится более легкой и уютной, ее характеризует богатство декоративных деталей, а также замена традиционно прямоугольных очертаний огибающими форму

Рис. 3. Ампир – это «кабинетный стиль», поэтому тяжелый, сделанный из дорогого материала ступ – кресло становится центральной фигурой в таком интерьере

 

Рис. 4. Стилизация – важный принцип модерна: традиционные формы здесь обретают новый вид за счет специфических деталей и акцентов

Рис. 5. В эпоху модерна получаются причудливые формы декора и мебели: извивающиеся линии, причудливые мотивы, растительные элементы

Рис. 6. «Визитной карточкой» модерна является закругленная форма оконных и дверных проемов, витражи, а также кованые решетки на фасадах зданий

 


Рис. 7. У эпохи барокко модерн заимствует гнутые ножки, добавляя свои яркие элементы – удобное сидение и спинку с неповторимыми изгибами и динамичным рисунком

Рис. 8. Венский стул – «модерн для бедных»

Рис. 9. Изящная скамейка в стиле модерн может прекрасно дополнить и украсить современный интерьер

Рис. 10. Высокотехнологичный хай – тек предпочитает металлический блеск поверхностей, а также четкие геометрические формы

Рис. 11. Смена ритма в «мелодии» интерьера – один из важных принципов минимализма: как пример, полоски на шкуре зебры и вазе поперек параллельных линий деревянного пола

 


 

 

акгурой мы называем строение поверхности материала. У одного и то­го же материала она может быть как гладкой, так и рельефной. Напри­мер, натуральный необработанный камень может иметь шероховатую грубую поверхность. Если тот же камень отполировать, он станет гладким — ма­товым или блестящим в зависимости от технологии обработки. Искусственный материал, например бетон, также может иметь несколько фактур: естественную шероховатую поверхность, обработанную сглаженную, рельефную и т. п. Иногда рельефность переходит в самостоятельную пластику. Так, поверхность бетона может имитировать разные фактуры природных форм, а натуральный камень иметь настолько выраженный рельеф, что возникает своеобразный ритм, придающий форме скульптурность. В архитектурной практике часто используется при­ем сочетания материалов, имеющих различную фак­туру. Например, в наружной отделке зданий прекрас­но сочетается грубый натуральный камень с гладко оштукатуренной поверхностью стен или с неошту­катуренной каменной кладкой. В интерьере дома может соседствовать оштукатуренная верхняя часть стены с деревянными панелями в нижней ее части. Разнообразие фактур одного материала позволяет усилить впечатление весомости отдельных частей здания. Сильно рустованные' поверхности каменных стен первых этажей кажутся тяжелее и прочнее глад­ких поверхностей вторых этажей, облицованных тем же камнем, только тесаным. Текстурой мы называем характер поверхности, выражающий внутреннее строение материала. С по­мощью текстуры мы можем различать породы де­рева или камня, стекло, бетон, текстиль и т. д. При­менение текстуры всегда обогащает архитектурную форму, придает ей выразительность и неповтори­мость.

Лекция № 8

Отделка интерьера

 

План:

1. Использование различных фактур в архитектурной практике.

2. Применение натуральных материалов с различной текстурой и фактурой в интерьере.

3. Паркет, критерии его качества, материалы для паркета, способы укладки и покрытия.

4. Ламинат, его преимущества. Композитный пол.

5. Пробковое покрытие и его свойства. Пробковое покрытие для пола и стен.

6. Облицовочная плитка, ее виды и свойства.

7. Обои.

8. Флоковое покрытие. Красочные декоративные покрытия. Штукатурка.

9. Пластик, его характеристика и область применения.

10. Природный и искусственный камни.

Литература:

1. Агранович – Пономарева Е.С., Аладова Н.И. Интерьер и предметный дизайн жилых зданий. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.

2. Минклявичус И.К. Интерьер и монументально – декоративное искусство. – М.: СИ, 1994.

3. Крутских Е.Ю., Литвинов Д.В. Интерьер вашего дома. Практическое руководство. – Екатеринбург, «У – Фактория», 2005.

4. Пономарева Е.С. Интерьер гражданских зданий. – Минск: Высш.шк., 1991.

Вопросы:

1. Что называется фактурой и текстурой и как они используются в интерьере?

2. Какие материалы используются для изготовления паркета?

3. Каковы способы укладки паркета?

4. В чем превосходство ламината над паркетом?

5. Дайте характеристики композитного пола и пробкового покрытия.

6. Где используются плиты из натурального камня?

7. Назовите виды покрытий из натурального камня и области их применения.

8. Какие преимущества имеют «жидкие обои»?

9. Что представляет собой флоковое покрытие?

10. Назовите виды красочных декоративных покрытий.

11. Каковы этапы выполнения венецианской штукатурки?

12. Назовите области применения пластика.

13. Где применяются природный и искусственный камни?

14. Из каких компонентов производится искусственный камень?


Отделка интерьера