Определение и сущность социализации

О понятии «социализация»

В науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п.

Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, можно считать американского социолога Франклина Гиддингса, который в 1887 году в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни».

Однако обращение к проблематике социализации началось задолго до широкого распространения соответствующего термина. По выражению одного из американских специалистов по теории социализации, вопрос о том, каким образом человек становится компетентным членом общества, «стар, как библия». Он всегда был в центре внимания философов, писателей и авторов мемуаров, а в последней трети XIX века стал интенсивно исследоваться социологами (Эмиль Дюркгейм) и социальными психологами (Габриэль Тард).

До оформления теории социализации в самостоятельную научную область исследования шли в рамках других, традиционных проблем человекознания (о задачах воспитания, проблем формирования и развития личности и общества, межпоколенной трансмиссии культуры и др.). С появлением в научном обиходе понятия «социализация» произошла переориентация этих работ в новое русло, и к середине XX века социализация превратилась и самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнологи, социологи, психологи, криминологи, представители других отраслей человеко- и обществознания.

Необходимо отметить, что до 60-х годов XX века, говоря о социализации, все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия эти возраста перестали быть единственным фокусом интереса исследователей, и изучение социализации распространилось на взрослость и даже на старость. Естественно, что столь недавнее обращение к изучению социализации на этих возрастных этапах не позволило накопить обширный эмпирический материал и внести соответствующие коррективы во многие концепции, построенные применительно к социализации человека в детстве, отрочество, юности.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (хотя, конечно же, такое разделение, во-первых, весьма условно, а во-вторых, достаточно огрубленно).

Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть определен как субъект-объектный (общество - субъект воздействия, а человек - его объект). У истоков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский - Талкот Парсонс.

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого, а также на те или иные сегменты общества. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Его основоположниками можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида.

Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит в процессе его взаимодействия со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.