Почему и как появилась социальная педагогика

Педагогика («осмысление воспитания» по С. И. Гессену) в этом учебнике трактуется как рефлексия фрагмента социальной реальности, называемого воспитанием, отраженная в текстах и «преданиях».

Педагогика возникла и развивалась как теория и методика воспитания в учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков. С конца XVIII века, когда в качестве относительно самостоятельного этапа развития личности стал выделяться ранний юношеский возраст, юноши и девушки постепенно также стали объектом внимания педагогики (это весьма поверхностное и предельно обобщенное представление, в действительности псе было много сложнее, о чем идет речь в курсе «История педагогики»).

Во второй половине XIX века начинает расширяться заказ педагогике и системе общественного воспитания. Во первых, в него «включается» воспитание молодежи и других старших возрастных групп. Во-вторых, - адаптация и перевоспитание всех возрастных категорий (в первую очередь, конечно, детей, подростков, юношей и девушек), не вписывающихся в социальную систему или нарушающих установленные в ней нормы.

Расширение заказа было связано с теми социокультурными процессами, которые происходили в Европе и Америке.

Индустриализация породила массовую миграцию сельского населения в город, где оно оказалось неприспособленным для жизни в новых условиях, зачастую не могло создать полноценных семей, дало всплеск преступности и аморального поведения, став основным поставщиком беспризорных, бродяг и нищих из дезорганизованных семей. В Америке положение усугублялось массовой иммиграцией из преимущественно слаборазвитых регионов Европы, а затем и Южной Америки.

Урбанизация в Европе совпала со становлением национальных государств, а в Северной Америке - с формированием американской нации. И то и другое объективно требовало культивирования определенных ценностей, провозглашаемых или подразумеваемых как национальные, во всех социальных слоях, во всех возрастных группах населения.

Традиционный воспитатель - церковь, хотя и продолжала играть существенную роль в жизни людей, утратила монопольные позиции в сфере морали и воспитания и, кроме того, далеко не сразу начала перестраивать свою деятельность (а скорее, даже подстраивать) в соответствии с новыми социальными реалиями.

Так, католическая церковь начала это делать лишь и самом конце XIX века, когда ее глава Лев XIII издал энциклику (папское послание) «Rerum novarum» («Новые времена»). В этом послании были сформулированы основы социальной политики католической церкви. Подобный документ был разработан в Русской православной церкви почти век спустя. Протестантские конфессии, слегка «отстав» хронологически от католиков, стали интенсивно наверстывать упущенное в XX столетии.

Но все это будет потом, а в последней трети XIX столетия в сфере воспитания образовался вакуум, который необходимо было заполнить.

Возникает вполне резонный вопрос: могла ли традиционная педагогика и пыталась ли она дать ответ на изменившийся социальный заказ?

Педагогика дала свои ответы. Во-первых, появилась андрогогика - педагогика взрослых. Но она с самого начала (то есть приблизительно с середины XIX века) и по настоящее время занимается в основном только проблемами образования взрослых. Даже когда в последней трети XX века от андрогогики отпочковалась герогогика (педагогика старости), она тоже стала заниматься главным образом различными вариантами образования людей пожилого возраста.

Во-вторых, в конце XIX века зародились и в течение XX столетия сформировались педагогика перевоспитания детей и подростков, а также исправительная (пенитенциарная) педагогика.

Таким образом, ответы, которые дала традиционная педагогика на изменившийся социальный заказ, оказались ограниченными. Этому есть вполне резонное основание. Каждая отрасль знания всегда достаточно консервативна и объективно сопротивляется изменению или расширению своего предмета исследования.

Все это можно считать глубинными основаниями что в педагогике зарождается новое направление социальная педагогика - как попытка дать ответ на изменится социальный заказ в сфере воспитания. [5].

Термин «социальная педагогика» появляется в середине XIX века. Вопрос о том, кто был его автором, остается спорным.

Одни авторы считают таковым крупного немецкого педагога Фридриха Вильгельма Адольфа Дистервега, который этим термином якобы обозначал педагогическую работу с беспризорниками и малолетними правонарушителями и вообще педагогическую помощь в определенных кризисных ситуациях (В. Г. Бочарова, Л. В. Мардахаев и др.).

В то же время М. А. Галагузова утверждает, что понятие «социальная педагогика», появившееся в 1840-е годы, связано с именем малоизвестного немецкого философа Карла Магера, который трактовал ее как философскую категорию, отражающую социальную сторону воспитания (то есть не получается ли так, что Дистервег заимствовал не имевший широкого хождения и, видимо, детального определения термин для обозначения тех педагогических проблем, которые он уже видел, но которые его мало интересовали?).

Настоящим основоположником социальной педагогики как отрасли знания, видимо, все же следует считать другого немецкого ученого - Пауля Наторпа (1854-1924), который в 1898 году опубликовал фундаментальный труд «Социальная педагогика» (изданный на русском языке в 1911 году и с тех пор, насколько известно, не переиздававшийся).

Трактат П. Наторпа - первая версия социальной педагогики как философско-педагогической концепции. Последователь идей Платона и Иммануила Канта, каковым являлся Наторп, основной идеей социальной педагогики полагал воспитание человека в обществе ради общества.

Из всего многообразия определений, которые П. Нартоп дал социальной педагогике, наиболее известно следующее: социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. А основным инструментом решения этой проблемы он считал единую национальную школу, «школу единства желаний, чувств и религии» (Т. А. Ромм). То есть П. Наторп фактически занял ту же позицию, что и К. Магер, полагая, что социальная педагогика отражает социальную сторону воспитания вообще, воспитания всех (ибо в Германии уже было всеобщее обязательное обучение в школе), а не только и не столько дезадаптированных и девиантных групп (как, якобы, обмолвился Дистервег).

Попутно надо заметить, что подход Пауля Наторпа не был абсолютно новым. Его истоки можно обнаружить как в истории воспитания и педагогики, так и в истории общественной мысли, если подвергнуть анализу под этим углом зрения воспитательные системы античности, наследие мыслителей-утопистов Томаса Мора и Томазо Кампанеллы, социально-педагогические эксперименты Роберта Оуэна, педагогическую систему Иоганна Песталоцци. По подобный анализ имеет смысл в процессе изучения истории социальной педагогики, поэтому здесь ограничимся лишь указанием на его плодотворность.

Становление социальной педагогики проходило на протяжении последней трети XIX и первой трети XX столетий и было весьма неоднозначным и противоречивым.

На родине социальной педагогики, в Германии, после ее поражения в Первой мировой войне последовал революционный и экономический хаос 20-х годов, который привел к массовой безработице, нищете, массовому кризису идентичности (как социальной, так и семейной и личностной). Следствием этого стали кризисные явления в обществе, преодолением которых озаботились в том числе и педагоги.

Один из инициаторов и теоретиков движения реформаторской педагогики в Веймарской республике (возникшей в Германии в 1918 году) Герман Ноль (1879-1960) в рамках развернувшихся в начале 20-х годов дискуссий о социальной педагогике предложил свое видение ее содержания. Он настаивал на понимании социальной педагогики как теоретической основы практической работы созданной в это время в соответствии с имперским законом системы попечительства о молодежи, основной задачей которой фактически была помощь молодежи в ситуации перманентных кризисов нестабильного общества (в первую очередь и главным образом ее малообеспеченным и неблагополучным слоям).

Идея Г. Ноля получила довольно широкую поддержку в педагогической среде, что позволило ему начать читать в Геттингенском университете развивающий ее курс о попечении молодежи. Позднее там же был создан факультет социальной педагогики. Была разработана профессиональная характеристика социального педагога. Социальная педагогика получила распространение в германских университетах.

Однако все это не отменяет того, что Г. Ноль и его единомышленники совершили своеобразный акт терминологического мародерства, «объявив» вопреки еще здравствовавшему П. Наторпу, что социальная педагогика - наука об отклоняющемся поведении и способах его преодоления. Таким образом был заложен альтернативный подход к социальной педагогике, который и сегодня имеет много последователей (о чем речь пойдет дальше).

В то время, когда в Германии социальную педагогику стали рассматривать весьма узко и своеобразно, в Советской России 20-х годов ее развивали в русле широкого подхода II. Наторпа.

Социальная педагогика развивалась в нескольких направлениях: формирование методологических основ взаимодействия школы с социальной средой; разработка методик педагогически целесообразных связей школы с семьей, общественностью, государством; участие школы в политической жизни; взаимодействие школы с экономикой региона; подъем духовной культуры социальной среды; связь с творческой интеллигенцией; борьба с беспризорностью и трудновоспитуемостью и так далее (В. Д. Семенов).

Одним из довольно ярких и наиболее широко известных примеров стала разработка идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Она получила наиболее последовательное, пожалуй, теоретическое обоснование и относительно адекватное практическое воплощение в трудах и опыте Станислава Теофиловича Шацкого и его сотрудников, а также в работах и опыте ряда ярких педагогов-теоретиков и практиков (Виктора Николаевича Сороки-Росинского, Игнатия Вячеславовича Ионина, Надежды Ивановны Поповой, Марии Васильевны Крупениной, Зинаиды Николаевны Гинзбург и др.).

Однако в массовом опыте эта идея воплощалась и довольно упрощенном (если не сказать, вульгаризованиом) виде, что, по сути, вело лишь к компрометации идеи кик таковой.

Социальная педагогика как в Германии, так и в России фактически прекращает свое существование ни период 30-х - 50-х годов XX века. Подобное совпадение неслучайно, ибо тоталитарные режимы используют схожие специфические тактически эффективные

манипулятивно-педагогические способы воспитания населения.

Интерес к проблематике, характерной для социальной педагогики, вновь возник как у нас, так и зарубежом в 60-е - 70-е годы, что было связано с очередным кризисом систем воспитания. У нас это проявилось в появлении различных моделей работы с детьми по месту жительства в практике воспитания и в разработке необходимых методических материалов (В. Г. Бочарова, М. М. Плоткин и др.). Опыт МЖК (молодежных жилищных комплексов) и СПП (социально-педагогических комплексов), появившихся на Урале в 70-е годы, стал изучаться В. Д. Семеновым и его коллегами, которые вели теоретические изыскания в сфере собственно социальной педагогики, возрождая у нас и это понятие, и саму отрасль педагогического знания.

Возникнув в XIX веке, социальная педагогика до настоящего времени не получила всеобщего признания в педагогическом сообществе как относительно самостоятельная отрасль знания, а исследователи, занимающиеся ее проблемами, так и не пришли к согласию относительно того, что она собой представляет.