Десоциализирующий характер контркультурных организаций

Десоциализация в данном случае понимается как негативная социализация членов контркультурных организации.

Десоциализация членов контркультурных организаций основывается на том, что человек в них рассматривается не как личность (самосознательный ответственный субъект), а как индивид (то есть как представитель биологического рода или социальной группы), как объект воздействия лидеров. Поэтому взаимодействие членов организации с лидерами имеет безличностный, сугубо инструментально-деятельностный характер (например, в ходе криминальных или экстремистских - в политических тоталитарных организациях - действий).

Жизнедеятельность контркультурной организации и каждого ее члена определяется и регулируется:

- соответствующими ее характеру (криминальному, экстремистскому, квазикультовому) нормами, регулирующими отношения внутри группы и отношение и поведение по отношению к «они» (правила поведения по отношению к членам организации не распространяются на людей, к ней не принадлежащих);

- образцами взаимодействия и поведения;

- системой социального контроля - клятвами и проклятиями, способами стимулирования - вознаграждения, принуждения и наказания.

В зависимости от характера организации ее субкультура включает в себя специфические элементы. Одним из них может быть отношение членов организации к своему здоровью: от строгого режима жизни и питания, занятий спортом («накачка мышц» и пр.) до самоистощения вплоть до саморазрушения (минимум сна, минимум пищи и пр.). Во многих организациях наркотики и алкоголь используются как средства подавления и сплочения их членов, а в других существует полный запрет на их употребление. Так, известны случаи, когда молодые люди добровольно лечились от наркозависимости для того, чтобы выполнить условие возращения в их преступную группу (В. А. Луков).

Одним из значимых элементов жизнедеятельности и субкультуры контркультурной организации может быть поощряемый характер поведения в сексуальной сфере. Если в одних организациях культивируются сексуально-эротические ценности, порнография, промискуитет (беспорядочные половые связи), то в других - пропагандируется и реализуется аскетизм, ограничения и запреты в сфере сексуальных отношений. В некоторых организациях существует особое отношение к семье - ограничение и даже запрет на родственные контакты, отказ от семьи и имущества в пользу организации.

В последние десятилетия десоциализирующее влияние контркультурных организаций растет, что проявляется в ряде тенденций.

Во-первых, растет интерес в различных возрастных и социокультурных слоях общества ко всем типам контркультурных организаций: и к квазикультовым (вплоть до сатанистских), и к криминальным, и к экстремистским -политическим, религиозным, террористическим. Так, 24,1 % опрошенных московских школьников общаются с людьми, состоящими в экстремистских организациях (М. В. Ваганова, В. С. Собкин).

Во-вторых, увеличивается диапазон приемлемости по отношению к идеологии и практике контркультурных организаций у довольно больших групп населения. Это проявляется и в росте ксенофобии (ненависти к инородцам), и в культурной и религиозной нетерпимости и других аспектах. Опрос радиостанции «Эхо Москвы» в ноябре 2003 года выявил, например, что 31 % из 3 тысяч позвонивших считали скинхэдов патриотами. Альтернативный вариант ответа «Скинхэды - нацисты» выбрали 69 % позвонивших в студию.

В-третьих, наблюдается количественный рост контркультурных организаций всех типов и увеличение как числа действующих членов организаций, так и потенциальной базы их роста. Так, 38 % опрошенных молодых людей в Свердловской области допускают для себя возможность совершить правонарушение, 32 % затруднились с ответом (В. Г. Попов). А более 18 % опрошенных Владимиром Тимофеевичем Лисовским считали для себя возможным участие в криминальной группировке. По данным ВЦИОМ,каждый пятый совершеннолетний житель Воронежа был готов отдать свой голос на думских выборах за РНЕ (которое отсутствовало в опросном листе и респонденты дописали эту аббревиатуру сами).

В-четвертых, наблюдается идеологическое схождение, а также практические сопряжение и сращивание контркультурных организаций всех типов с определенными сегментами экономических, идеологических, политических и властных структур общества. Этому способствует ряд объективных социокультурных обстоятельств, активная работа в этом направлении контркультурных организаций и адекватность их ценностей взглядам и убеждениям ряда представителей перечисленных выше структур.

В-пятых, происходит экспансия контркультурных организаций в сферу социального воспитания через завуалированное, а также и прямое их проникновение в некоторые воспитательные организации. Так, квазикультовые организации (преимущественно сайентологи и муниты) получают доступ в школы, колледжи, вузы и внешкольные учреждения. Криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных комплексов, тренажерных залов, секций восточных единоборств, кикбоксинга и др. Они нередко имеют легальный статус. Например, летом 2001 года действовали десятки палаточных лагерей для подростков, созданных организованными преступными группировками в разных регионах России (В. А. Луков).

Все эти тенденции существенны для распространения десоциализирующего влияния контркультурных организаций, как на своих членов, так и на потенциальных участников.

Десоциализация в контркультурных организациях определяется рядом эффектов их структуры и жизнедеятельности.

Для контркультурных организаций характерна высокая степень интеграции их членов, что выражается в высокой степени усвоения ими целей, норм и субкультуры организации.

В подобных организациях практически невозможно обособление человека («У меня нет своего ума, совести, тела» - должен твердить новичок в одной из сект). Автономия в рамках контркультурной организации либо невозможна, либо минимальна, либо иллюзорна, ибо у человека отсутствует диапазон свободы в выборе конкретных форм поведения, норм и ценностей, либо этот диапазон минимален, а чаще просто иллюзорен.

В контркультурных организациях происходит лишь адаптация их членов к контркультурным ценностям и установкам и девиантное обособление по отношению к обществу, то есть они оказывают десоциализирующее влияние на своих членов. Этому способствует и диссоциальное воспитание, которое осуществляется в контркультурных организациях.