Воспитание как педагогическая категория

Многие отечественные исследователи, используя понятие «воспитание», имеют в виду различные по объему и во многом по содержанию явления, а именно:

- воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом (то есть фактически воспитание отождествляется с социализацией);

- воспитание в широком педагогическом смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое семьей и системой учебно-воспитательных учреждений;

- воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - воспитательная работа, целью которой является формирование у детей, подростков, юношей и девушек определенных качеств, взглядов, убеждений.

Анализ отечественной научно-педагогической литературы показывает, что общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Современные исследователи рассматривают воспитание как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие, как управление развитием личности и т. д. Каждое из этих определений справедливо, ибо каждое отражает какой-то аспект воспитания, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом как фрагмент социальной реальности.

Анализ массовой педагогической литературы, нормативных документов, педагогической практики и обыденных представлений педагогов, как практиков, так и теоретиков и методистов, показывает, что фактически под воспитанием (независимо от деклараций) понимается работа, проводимая с детьми, подростками, юношами, девушками вне процесса обучения. Поэтому не случайно то, что в отечественной педагогике одной из сквозных была и остается проблема обеспечения единства обучения и воспитания, которая так и не нашла удовлетворительного решения.

В зарубежной литературе также нет общепринятого подхода к определению воспитания. Э. Дюркгейм дал в свое время определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины XX столетия (а многими и сейчас): «Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом, и социальная среда, к которой он, в частности, принадлежит»25.

В последние десятилетия подход к воспитанию и, соответственно, определение его как педагогического понятия существенно изменились. Это нашло отражение не только в различных педагогических теориях, но и в словарно-справочной литературе. Уже в американском «Педагогическом словаре», изданном в Нью-Йорке в 1973 году, воспитание определялось как:

а) совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, позитивно ценные
для общества, в котором живет;

б) социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа) для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития.

В 1982 году в изданном там же «Кратком педагогическом словаре» воспитание трактуется как:

а) любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, включающие их знания, способности, образцы поведения и ценности;

б) развивающий процесс, обеспеченный школой или другими учреждениями, который организован главным образом для научения и учебы;

в) общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу.

Это определение свидетельствует о том, что принятая в отечественной педагогической литературе трактовка термина едисайоп как образование, обучение, по меньшей мере, односторонняя, а скорее просто искаженная в угоду конъюнктуре. Этот термин и этимологически (от латинского ейисаге - взращивать, питать), и в культурно-педагогическом контексте обозначает, в первую очередь, воспитание: семейное (РатИу Ейисайоп), религиозное (Ке1щюиз Ейисайоп), социальное (8оаа1 Ейисайоп), осуществляемое как в различных учебно-воспитательных учреждениях (в том числе и в процессе обучения), так и в социуме (в общине - Соттипйу ЕйисаИоп).

В реальности не существует некоторого одного процесса воспитания. Как это было показано в разделе «Социология социального воспитания», можно констатировать наличие нескольких видов воспитания - семейного, религиозного, социального, коррекционного, диссоциального. Они более или менее существенно различаются по сущности, содержанию, формам, методам и т. п. Поэтому определение категории «воспитание» должно быть по отношению к названным видам воспитания всеобщим, то есть отражать только то общее, что свойственно всем им, и желательно в равной степени.

В качестве одного из приемлемых вариантов в основу определения категории «воспитание» может быть положено понятие «взращивание», которое мы находим у Владимира Ивановича Даля.

И тогда воспитание можно определить как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой характера групп и организации, в которых оно осуществляется.

«Осмысленное взращивание» соответствует тому, что происходит во всех видах воспитания, ибо растят и в семье, и в приходе, и в школе, и в банде и других организациях. Оно вполне корректно этимологически. И, наконец, включает в себя или существенно перекрывает большую часть называвшихся выше определений - воздействие, деятельность, взаимодействие, управление развитием личности и др. Однако, как станет ясно из дальнейшего изложения, во взращивании человека в процессе воспитания того или иного вида эти и другие характеристики играют различную роль и сочетаются по-разному (например, во взращивании в процессе диссоциального воспитания преобладает воздействие, а в социальном - желательно преобладание взаимодействия при использовании воздействия и т. д.).

Будет полезно привести определения всех видов воспитания с тем, чтобы, во-первых, показать свойственные им общие и особенные характеристики, а во-вторых, затем показать их некоторые различия.

Семейное воспитание представляет собой более или менее осмысленные усилия одних членов семьи по взращиванию других в соответствии с имеющимися у них представлениями о том, какими должны быть их сын, дочь, муж, жена, зять, невестка.

В процессе религиозного воспитания верующих взращивают, целенаправленно и планомерно внушая им (индоктринируя) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие догматам и вероучительным принципам определенной конфессии.

Социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для его позитивных (с точки зрения общества и государства) развития и ценностной ориентации. Социальное воспитание осуществляется в специально созданных воспитательных организациях (от домов ребенка и детских садов до школ, вузов, Центров социальной помощи и пр.), а также во многих организациях, для которых функция воспитания не является ведущей, а нередко имеет латентный характер (в армейских подразделениях, политических партиях, многих корпорациях и пр.).

Государство и общество создают также специальные организации, в которых проходит коррекционное воспитание - взращивание человека, имеющего те или иные проблемы или дефициты, в процессе планомерного создания условий для его приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития.

В контркультурных организациях - криминальных и тоталитарных (политических и квазирелигиозных сообществах) - происходит диссоциальное воспитание - целенаправленное взращивание вовлеченных в эти организации людей как носителей девиантных (отклоняющихся от принятых норм) сознания и поведения.

Воспитание любого вида (кроме диссоциального, в котором воспитуемый находится только в позиции объекта) осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (семья, коллектив, группа), социальных (воспитательные, религиозные и иные государственные, общественные и частные организации).

Содержание и стиль взаимодействия определяются характером групп и организаций, в которых оно происходит, с одной стороны. А с другой - содержание и стиль определяют процесс и результат взращивания человека в той или иной группе или организации.

Можно выделить несколько вариантов взаимодействия участников процесса воспитания:

- целенаправленное воздействие воспитателей на воспитуемых, воспитуемых друг на друга;

- кооперация воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой;

- конфронтация между теми и другими;

- сочетание различных вариантов.

По доминирующему стилю отношений воспитателей и воспитуемых различаются автократическое воспитание (типичное для диссоциального воспитания и некоторых типов коррекционного воспитания), авторитарное воспитание, демократическое воспитание, свободное воспитание.

Содержание взаимодействия представляет собой обмен между субъектами воспитания информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет индивидуально избирательный характер.

В целом взаимодействие - диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой, содержание, характер и воспитательная эффективность которого определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем взаимодействуют.

Содержание взаимодействия, характер отношений воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой, наконец, воспитание в целом определяются:

а) социальной реальностью и социальной практикой;

б) идеологическими системами и установками конкретного общества (в том числе религиозными и контркультурными);

в) идеями и методами, сформулированными в педагогике, понимаемой как «осмысление воспитания» (по С. И. Гессену), а много трактуемой как рефлексия фрагмента социальной реальности, называемого воспитанием, отраженная в виде текстов и в «пределах»;

г) имплитивными «теориями» воспитания.

В рамках педагогики существует семейная педагогика (весьма развитая, например, в США), конфессиональные педагогики (например, весьма развитая протестантская педагогика или иезуитская педагогика), социальная педагогика, коррекционная педагогика (отдельные отрасли которой - тифло-, сурдо-, олигофренопедагогика - получили значительное развитие в советское время). Можно считать, что в некоторых контркультурных организациях также существует педагогика, если не в текстах, то в более или менее фиксированных преданиях и прочих проявлениях устной традиции (ведь этнопедагогика - это тоже не тексты). Совершенно очевидно наличие криминальной педагогики, педагогики ряда квазикультовых и экстремистских объединений.

С другой стороны, большую роль играют так называемые имплицитные (то есть подразумеваемые, но не сформулированные) «теории» воспитания, которые исторически складываются в культуре каждого этноса. В рамках этих теорий различаются представления о том, как следует воспитывать лиц мужского и женского пола на различных возрастных этапах; чего воспитатели хотят от воспитуемых и как они этого добиваются; стиль и содержание их взаимодействия и пр. Имплицитные «теории» нередко (если не как правило) оказывают более эффективное влияние на взаимодействие воспитателей и воспитуемых, чем декларируемые (теоретически осмысленные, сформулированные) принципы и способы воспитания. Имплицитные «теории» весьма существенно влияют на реальное поведение субъектов всех видов воспитания (как старших, так и младших, которые довольно рано усваивают то, чего на самом деле хотят старшие), ибо представляют собой неосознаваемые ценностные ориентации, которые во многом определяют особенности каждого вида воспитания.

Именно наличие имплицитных «теорий» воспитания определяет то, что взаимодействие в значительной мере социально дифференцировано, ндивидуализировано и вариативно, поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь членами определенных этнических, конфессиональных, социально-культурных, профессиональных и социально-психологических слоев и групп, более или менее осознанно и целенаправленно реализуют во взаимоотношениях друг с другом тот тип социального поведения, который одобряется (как минимум не отвергается) в этих слоях и группах и имеет свою специфику. Например, этнические особенности влияют на стиль взаимодействия старших с младшими; в различных слоях и группах могут наблюдаться существенные различия в стиле взаимодействия воспитателей и воспитуемых: в одних он более демократичный, в других - авторитарный.

Осуществляемое в процессе взаимодействия людей в различных группах и организациях воспитание создает или не создает более или менее благоприятные условия и возможности для овладения человеком необходимыми с точки зрения общества социальными, духовными и эмоциональными ценностями (знаниями, убеждениями, умениями, нормами, отношениями, образцами поведения и т. д.), а также для его самостроительства, самоосознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.