Принцип кулыпуросообразности воспитания

Идея культуросообразности воспитания довольно отчетливо, хотя и не сформулированно, впервые проявляется в XVII веке в трудах Джона Локка. Выступая против теории «врожденных» идей и принципов и утверждая, что душа - это «1аЪи1а газа» (то есть чистая доска), он объяснял происхождение знания из человеческого опыта, различия которого у людей, по его мнению, определяются воспитанием и условиями жизни, то есть культурной средой.

Основываясь на философско-педагогических воззрениях Локка, французский мыслитель XVIII века Клод-Адриан Гельвеций утверждал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. И Локк, и Гельвеций, акцентируя внимание на роли среды в развитии человека, уделяли серьезное внимание значению социокультурного фактора в воспитании.

Иначе представлена идея культуросообразности в наследии И. Г. Песталоцци. Он обсуждал вопрос о необходимости создания такой народной школы, обучение в которой будет готовить детей крестьян к соответствующему этому сословию образу жизни в конкретной социокультурной среде.

Принцип культуросообразности воспитания сформулировал в середине XIX века Ф. Дистервег, который утверждал, что «...в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика».

Принцип культуросообразности воспитания отразил сложившиеся в Европе середины XIX века реалии -формирование национальных государств и развитие национальных культур. Он получил широкое признание в педагогике Х1Х-ХХ веков.

Не используя, как правило, сам термин, этот принцип развивали и русские педагоги. Так, Константин Дмитриевич Ушинский и Лев Николаевич Толстой много внимания уделяли идее народности воспитания. Петр Федорович Каптерев размышлял о соотношении воспитания, социальных условий и культуры, которую трактовал как совокупность религии, быта и нравственности народа.

Принцип культуросообразности довольно подробно разрабатывал Сергей Иванович Гессен. С одной стороны, он понимал его как единство школы с обществом и нацией в целом. А с другой - обосновывал необходимость разрабатывать специфические проблемы «областной педагогики» (используя этот термин вслед за французским педагогом Жаном Орузом).

Идеей культуросообразности была пронизана реформа школы, разрабатывавшаяся в 1915-1916 годах под руководством министра народного просвещения Петра Николаевича Игнатьева, в проекте которой была сделана попытка реализовать принцип культуросообразности воспитания с учетом как культурных традиций России, так и необходимости ее интеграции в европейскую культуру.

После 1917 года принцип культуросообразности объективно вступил в противоречие с идеологическими принципами классовости и интернационализма и фактически был заменен ими как в теории, так и практике воспитания (несмотря на то, что утверждалась необходимость развития культуры каждого народа - «национальной по форме, социалистической по содержанию», ибо смысл этого утверждения в теории трактовался схоластически, а на практике сводился к формальной реализации). В то же время такие выдающиеся педагоги, как Станислав Теофилович Шацкий, Василий Александрович Сухомлинский и некоторые другие, в своей практике и теоретических работах уделяли большое внимание проблеме культуросообразности воспитания.

В современных условиях принцип культуросообразности социального воспитания приобретает новую актуальность и наполняется новым содержанием.

Его актуальность связана с тенденциями, с одной стороны, роста национального самосознания, с другой -увеличения значения отдельных регионов и регионального самосознания не только в нашей стране, но и за рубежом. В то же время создание объединенной Европы, тенденция к интеграции стран в других регионах мира, планетарные процессы и глобальные проблемы ведут к возрастанию роли социокультурных факторов, характерных как для отдельных частей мира, так и для планеты в целом, формируются культурные реалии материкового и планетарного масштабов.

Трактовка принципа культуросообразности, адекватная концепции воспитания, излагаемой в данном учебнике, предполагает, что социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами конкретных национальных и региональных культур, не противоречащих общечеловеческим.

Принцип культуросообразности должен влиять на задачи, цели, содержание и методы социального воспитания, формы его организации, стиль взаимодействия воспитателей и воспитуемых.

В соответствии с ним перед социальным воспитанием стоит задача приобщения человека к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом: бытовой, физической, духовной, сексуальной, интеллектуальной, нравственной (определяющей отношение к природе, социуму, к людям, к самому себе), материальной, производственной, экономический, политический и др.

Решение этой задачи предполагает выдвижение соответствующих ей целей, специфических для систем воспитания конкретных общества и государства, для того или иного типа и отдельных воспитательных организаций, для конкретных воспитателей. Эти цели и необходимые для их достижения содержание, методы и формы организации социального воспитания будут культуросообразными в том случае, если, наряду с общечеловеческими, отражают ценности, присущие конкретным социумам (этносу, обществу, социальной группе и др.) и учитывают исторически сложившиеся в них стиль социализации и традиции воспитания, не противоречащие общечеловеческим ценностям.

Принцип культуросообразности социального воспитания приобретает особую роль в связи с тем, что развитие человека в современном обществе происходит в ситуации постоянных изменений (инноваций) во всех сферах жизни, включая воспитание. Любые инновации порождают социальные и психолого-педагогические проблемы. Человечество в целом, жители отдельных стран, регионов, те или иные этноконфессиональные, со циально-профессиональные и половозрастные группы людей, конкретный человек далеко не сразу, не всегда и не безболезненно воспринимают новшества. Появляются целые группы тех, кто не приемлет новаций, а также тех, кто хотел бы «включиться» в новую ситуацию, но не может, не умеет, не успел и т. д. Адаптация человека к инновациям может быть весьма болезненной, порождая нарушения психического здоровья, утрату социальной, тендерной (полоролевой), индивидуальной идентичности, социальную дезинтеграцию, агрессивное поведение.

В соответствии с принципом культуросообразности социальное воспитание должно помочь человеку воспринимать новое, «вписаться» в изменившиеся реалии, найти способы самореализации, адекватные этим реалиям.

Не менее важно, чтобы воспитание находило способы минимизировать отрицательные последствия тех или иных инноваций, как для определенных категорий людей, так и для конкретного человека.

Реализация принципа культуросообразности социального воспитания существенно осложняется в связи с тем, что ценности культуры общечеловеческого характера и присущие конкретным социумам различного уровня не только не идентичны, но в силу различных обстоятельств могут довольно существенно различаться.

Ориентируясь на общечеловеческие ценности как приоритетные, социальное воспитание, тем не менее, не может игнорировать имеющиеся различия и расхождения между ними и ценностями тех социумов, в которых оно осуществляется. Необходимость нахождения оптимального баланса ценностей различных уровней - условие эффективности социального воспитания.

Весьма рельефно ряд аспектов этой проблемы виден в современной социокультурной ситуации России.

В стране осуществляется очередная попытка модернизации (причем кардинальной).

Соответственно, социальное воспитание должно быть нацелено на культивирование таких ценностей, как свобода (то есть отсутствие принуждения), ответственность, справедливость (отсутствие дискриминации и привилегий), приоритет личности, терпимость, частная собственность и т. д.

В то же время эти и подобные им ценности, во-первых, противоположны тем, которые культивировались после 1917 года. Во-вторых, далеко не все из них и до 1917 года были характерны для традиционной культуры российского общества (например, свобода, приоритет личности и др.).

Кроме того, современная Россия включает в себя множество этносов и регионов с их культурным своеобразием. Наконец, в России, как нигде в Европе, существенны различия в культурах (в первую очередь в бытовой и нравственной) сельского и городского населения (не говоря уже о специфическом явлении поселковой культуры), а в городе - между различными субкультурами социально-профессиональных и других групп.

Все эти обстоятельства делают весьма актуальным и в то же время проблематичным наполнение принципа культуросообразности социального воспитания в России конкретным содержанием. Совершенно очевидно, что этот принцип необходимо детально разрабатывать применительно к конкретным социокультурным условиям не только страны в целом, но и каждого региона для того, чтобы социальное воспитание было эффективным. Делать это весьма непросто, имея в виду приоритет общечеловеческой культуры, не игнорируя специфику национальных и региональных культур и в то же время не фетишизируя эту специфику.

В то же время нахождение баланса неантагонистических ценностей различных культур и субкультур - одно из условий эффективности реализации принципа культуросообразности социального воспитания.