Принцип центрации социального воспитания на развитии личности

Идея о том, что задачей воспитания является развитие человека, зародившись в античности, получила свое воплощение в трудах многих мыслителей, от титанов эпохи Возрождения до современных авторов. В зависимости от философских воззрений идея развития человека в процессе воспитания наполнялась ими различным содержанием.

В европейско-американской философско-педагоги-ческой традиции нового и новейшего времени наиболее влиятельными можно считать три подхода к раскрытию идеи развития.

Исторически более ранним стало рассмотрение воспитания как всестороннего и гармоничного (а позднее и целостного) развития, наиболее полно интерпретированного Ж.-Ж. Руссо, К. Марксом и их многочисленными последователями, чьи трактовки подходов своих учителей, однако, не были идентичными и далеко не всегда были адекватны некоторым положениям как руссоизма, так и марксизма.

В первой трети XX века получает широкое распространение трактовка идеи развития в русле философии прагматизма, педагогическую интерпретацию которой дали Д. Дьюи и его последователи, рассматривавшие развитие человека в процессе воспитания как обеспечение его роста, удовлетворение и развитие интересов и потребностей.

Во второй половине XX века большую популярность приобрела гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт и др.), которая рассматривает развитие человека как процесс свободной реализации им своих потенций, а воспитание - как создание возможностей для самореализации (и самоактуализации).

Перспективность и продуктивность гуманистической концепции связаны с особенностями социокультурного развития наиболее развитых стран. Одной из набирающих силу тенденций этого развития является переход от техногенной к антропогенной цивилизации.

Антропогенной называют цивилизацию, где на смену либерально-гедонистическому сценарию жизни человека (труд для богатства, богатство для досуга) приходит либерально-гуманистический сценарий (массовый поиск смысла жизни в творческой активности личности в труде и различного вида социальных контактах). Становление этой цивилизации потребует развития «коллективного интеллекта» и «родо-планетарного сознания».

Становление этой цивилизации ведет к изменению традиционного подхода к цели и содержанию воспитания. Взгляд на человека как на специалиста, то есть как на частичного человека, «знающего» и «умеющего» (восходящий в педагогике к Коменскому), сменяется образом целостного человека-личности, то есть человека, подготовиленного к жизни как личность духовная и ответственная (за себя, за близких, за прошлое, за будущее, за планету в целом).

Обозначенная тенденция делает актуальным и продуктивным сформулировать относительно самостоятельный принцип центрации социального воспитания на развитии личности.

В трактовке автора учебника принцип центрации социального воспитания на развитии личности предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на создание условий для природосообразного и культуросообразного позитивного становления отношений человека к себе и с собой, к миру и с миром.

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности, исходя из признания приоритета личности, предполагает, что приоритет личности должен стать основой философии воспитания, идеологии общества в сфере воспитания, центральной ценностной ориентцией как воспитателей, так и воспитуемых.

Процесс социального воспитания, воспитательные организации и общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средства развития личности с признаки ем ее безусловного приоритета по отношению к обществу, государству, социальным институтам, группам и коллективам. Ограничение приоритета личности возможно лишь настолько, насколько оно необходимо, чтобы обеспечить права других личностей.

В соответствии с принципом центрации социального воспитания на развитии личности должны вырабатываться задачи воспитания на всех уровнях - задачи системы социального воспитания данного общества, задачи тех или иных воспитательных организаций, задачи обучения, просвещения, организации социального опыта, помощи человеку.

Содержание социального воспитания следует разрабатывать таким образом, чтобы оно было направлено на развитие личности, а формы и методы воспитания - обеспечивать личности возможность для развития.

Естественно, что рассматриваемый принцип требует демократического стиля взаимодействия субъектов воспитания и диалогичности процесса социального воспитания.