Власть и насилие

ПЛАН. 1. Введение. 2. Что такое власть. 3. Соотношение власти и насилия. 4. Заключение. 5. Список сносок. 6. Список используемой литературы. 1. ВВЕДЕНИЕ Выбранная тема реферата интересна и сложна. Во многих поступках людей лежит мотив приобретения власти над себе подобными.В ходе развития человеческого общества власть стала неотъемлемой частью человеческих отношений. В процессе истории как социальный институт власть претерпела определнные изменения.

От внутриродового уклада, обряда почитания старших, путм множества видоизменений и разветвлений до метода поддержания порядка на огромных территориях целых государств. Неизменным осталось лишь то, что почти всегда приобретение власти сопряжалось с применением насилия. Люди ставили и ставят перед собой цель получение наибольшей власти. Во всех войнах лежат мотивы захвата власти, будь то территория, природные ресурсы или что либо иное. Но в любом случае это давало бы власть над людьми.

Людям неинтересно иметь власть над чем то безжизненным, им необходимо, чтобы их власть признали им же подобные. Прекрасным примером этому служит Сказка о рыбаке и рыбке А.С. Пушкина. Старухе, которую можно отождествлять с государственным аппаратом власти, не хватило ни нового корыта, ни новой избы, ни безвольного старика. Ей необходимо было властвовать над людьми, и в конце концов, е необузданная фантазия разыгралась до того, что, перейдя некую грань своих страстей, она осталась ни с чем. Так же примерно обстоят дела и у властвующих над нами. Существует некая грань, до которой применение насилия приносило пользу, а после не привело бы к свержению власти.

Найти эту грань дело очень непростое, т.к. вс в этом мире переменчиво. Если вчера возможно было совершать какое либо насилие, то сегодня использование его может стать даже смертельно опасным для применяющего насилие. Государство, применяя насилие, должно быть точно уверено, что его действия считаются большинством населения достаточно моральными и отвечают его интересам.

Именно поэтому я считаю, что тема власти и насилия актуальна. Причм она актуальна не только в наш век. Любой, хоть немного грамотный политик должен был ставить перед собой вопрос насколько можно применять те или иные меры наказания и к кому при его объме власти. Однако этим вопросом задавались не только политики. Например, Н. Макиавелли итальянский политический философ и писатель посвятил этому вопросу несколько своих трудов, наиболее известным из которых является Государь.

В своих произведениях этой темы касались и отечественные литераторы. Выше я уже упоминала Сказку о рыбаке и рыбке А.С. Пушкина, которая на мой взгляд, могла бы являться прообразом данной темы, и если провести е научный анализ, то этого было бы достаточно для раскрытия настоящего вопроса. Но я поставила перед собой другую цель раскрыть эту тему, опираясь на исторические факты. И начну с того, что попытаюсь дать наиболее полное определение власти. 2. ЧТО ТАКОЕ ВЛАСТЬ Центральные места в политических науках отведены государству, власти и властным отношениям.

Объяснить однозначно, что такое власть трудно, так как власть проявляется в нашей жизни в различных аспектах. В связи с этим говорят о власти природы, власти человека над человеком, власти эмоций, чувств и т.д. Придерживаясь в реферате вс же политической стороны понятия власти, обратимся к политическому энциклопедическому словарю, где мы встретим такое определение Власть центральное, организационное и регулятивно контрольное начало политики одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, литературного и изобразительного творчества проблема культуры общества и конкретной жизни человека11 Энциклопедический словарь Существует несколько трактовок власти. В одной из них под властью понимают отношения между социальными субъектами.

Она появляется именно там, где существуют отношения.

Нет отношений нет власти. То есть власть означает отношения зависимости между людьми. Такое понимание власти относится к бихевиористским е трактовкам. Один из приверженцев такого определения Г. Лассуэлл считал, что первоначальные импульсы для возникновения власти дат присущее людям стремление к власти и обладание политической энергией. Человек видит во власти средство улучшения жизни приобретения богатства, престижа, свободы и т. д. В то же время, по словам Лассуэлла, власть это и самоцель, позволяющая наслаждаться е обладанием.

В телеологических трактовках власть определяется более широко. Под ней понимают не только отношения между людьми, но и взаимодействия человека с окружающим миром. В этом смысле говорят, например, о власти человека над природой. О власти как о реализации намеченных целей говорил Б. Рассел. Сторонник системных трактовок Т. Парсонс определял власть как способность системы обеспечивать исполнение е элементами принятых обязательств, направленных на реализацию коллективных целей системы22 Основы политической науки Ч.1. М. О во Знание России, 1993. С. 102 104 . Такое многообразие определений власти объясняется сложностью и различием точек зрения на это явление.

Как видно односторонней направленности на политическую сторону жизни у власти нет. Значит власть первоначально не была явлением политическим, как часто стали считать в наше время. Обратившись к истории, видим, что в первобытно общинном строе власть имела общественную направленность.

Она осуществлялась всеми членами рода или племени, основывалась на авторитете старейшин. При дальнейшем расслоении общества и возникновении государства авторитет старейшин был смещн авторитетом публичной власти. Стали возникать аппарат власти, особые принудительные учреждения, которые встали над обществом и отделились от него. Можно предположить, что власть приняла политический характер именно тогда, когда стало расслаиваться общество и возникать государство. Теперь без власти и властных отношений стало невозможным функционирование государства.

Но и в наше время власть имеет не только политическую направленность. Под властью можно понимать также социальные отношения, проявляющиеся в возможности и праве одного человека или группы людей принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого человека или группы33 Пушкарва Г.В. Власть как социальный институт Социально полит. журнал. 1995. 2. С. 84. Власть это и определнная форма руководства, управления обществом, любым коллективом, объединением людей.

Она обеспечивает согласованную деятельность людей. Действия е должны иметь поддержку народа. Однако те, в чьих руках сосредоточена власть, могут применять и принуждение, т. е. подчинять себе волю других, распоряжаться кем либо или чем либо. Итак, власть является одним из фундаментальных начал человеческого общества. Оно существует везде, где есть устойчивые объединения людей в семье, производственных коллективах, организациях и учреждениях, во всм государстве.

В последнем случае мы имеем дело с верховной, политической властью. Можно предположить, что власть призвана регулировать взаимоотношения между людьми, между ними, обществом и государственно политическими институтами. Здесь мы подходим к главной части данного реферата к соотношению власти и насилия. 3.

Соотношение власти и насилия

Однако, когда речь идет о диктатуре, насилие выходит на первый план. Ленин заявил Диктатура означает примите это раз навсегда к сведению, г... Естественно, что государство и власть тесно связаны с насилием. Ни один человек, ни богатый, ни бедный не имели гарантий от вмешательс... .

Заключение

Заключение Итак, власть вещь достаточно сложная. Ей нельзя дать конкретное определение, так как она есть явление многостороннее.

Но можно выделить одно общее, что связывает все трактовки власти, это подчинение человека воли другого. Власть имеет различные проявления насилие и принуждение, наказание и поощрение, контроль и управление, соперничество и сотрудничество. Она может носить как негативный, так и позитивный характер. Поэтому власть нельзя свести только к функции насилия. Однако насилие оказывает большое влияние на силу власти сила е обратно пропорциональна объему применяемого насилия.

Существует некий предел, после которого либо не остается объектов, к которым применяют его, либо происходит свержение такой власти. Конечно, определенная доля насилия необходима, например, для правонарушителей, для защиты от попирания национальных, религиозных и других интересов. Но это насилие может исходить только со стороны государства, и применяться им исключительно к своим гражданам. В решении межгосударственных конфликтов употребление насилия может привести к обострению ситуации.

Поэтому, я считаю, государственный аппарат власти должен решать эти вопросы мирным демократическим путем. Ведь насилие не является единственным средством осуществления власти. Встает вопрос, почему, применяя к гражданам других государств ненасильственные меры, к своим же гражданам применять не желают Наиболее крупным событием последних лет стала эта недавно закончившаяся война в Чечне. К чему она привела Что дала Дала возможность поразмыслить, насколько мы близки к истинной демократической стране, сколько ненависти скопилось у народов, живущих некогда единой страной. И дала понять, что проблема власти и насилия актуальна и в наше время.

И, несмотря на многолетний исторический опыт, люди не смогли сделать соответствующих выводов. 5.

Список сносок

2. с.3-19. изд-во политической литературы, 1963. М.О-во Знание России, 1993. Власть как социальный институт СПЖ.

литература, 1993. 392 с. 15. Чиркин В.Е. Власть, ненасилие и социальная справедливость Советское государство и право. 1991. 9. с.99-108.