Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии

Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии. Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии.

Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и его учитель Левкипп V в. до н.э Основа этой теории составляет концепция, согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц атомов. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна.

После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа. Характерно, что отличая душу от тела, Демокрит считает ее телом, хотя и особым телом. Античному материализму свойственна материализация души душа не только рассматривается в единстве с телом в этом состоит признак всякого материалистического учения о душе, но сама является телом.

Эпикур, Лукреций, а также стоики продолжили разработку представлений Демокрита о душе. По Эпикуру, души имеют только те существа, которые могут ощущать. Школа стоиков получила свое название по имени того места в Афинах стоя портик храма, где ее основатель Зенон проповедовал свое учение. Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха пневмы, стоики считали человеческую душу одной из таких модификаций.

В учении стоиков о душе проявляется рационализм, свойственный их мировоззрению в целом разум является ведущей высшей частью разума. Лукреций различает дух и душу дух называется еще умом, он душа души. 1.3