Идеалистическое понимание души в античной психологии

Идеалистическое понимание души в античной психологии. По замечанию Энгельса, при всем наивно материалистическом характере мировоззрения в целом, уже у древних греков имеется зерно позднейшего раскола.

Уже у Фалеса душа есть нечто особое, отличное от тела он и магниту приписывал душу, у пифагорейцев она уже бессмертна и переселяется, а тело является для нее чем-то чисто случайным. Сократ впервые рассматривает душу, прежде всего, как источник нравственности человека. Он говорил, что душа психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу. Такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому возникает и новый взгляд на нее, который был разработан учеником Сократа Платоном, ставшего основоположником объективного идеализма.

Составной частью философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей. Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа. Душа по своей природе бесконечно выше тленного тела и поэтому может властвовать над ним. По Платону есть три начала человеческой души. Первое и низшее общо ему вместе с животными и растениями.

Это вожделеющее неразумное начало. Другое разумное начало противодействует стремлениям вожделеющего начала. Третье начало яростный дух. Объединение всех начал сообщает целостность душевной жизни человека1. Учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено в форму мифа. Если душа бессмертна, она требует заботы не только на нынешнее время, которое мы называем жизнью, но на все времена.

Идея бессмертия души скрывает еще один смысл духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен. Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля 384 322 гг. до н.э Аристотель автор трактата о душе, первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души. Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Душа делает тело живым. В душе причина основа всех проявлений живого тела рост, дыхание, чувствование, мышление обусловлены ею. Тело и все его органы и части являются инструментами на службе у души. Аристотель считал правильным понимание, согласно которому переживает, мыслит, учиться не душа, а целостный организм.

Сказать, что душа гневается, писал он, равносильно тому, как если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома. Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела. Он считал душу присущей всем живым организмам в том числе растениям. Разумная душа, по Аристотелю, идеальна, отделима от тела, ее сущность божественна.

После смерти тела она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства. Аристотель, верно чувствуя качественное отличие человека от животных и растений, идеалистически объясняет его источник. 1.4