Проблемы психологии в Средние века и в эпоху Возрождения

Проблемы психологии в Средние века и в эпоху Возрождения. Психология в Средние века приобретает этико-теологический мистический характер. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия показать, как дух человека понемногу возвышается до царства благодати.

Вместе с тем накапливается некоторый конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни. Особенно следует отметить деятельность арабов и мыслителей, писавших на арабском языке. В трудах ученых Авиценна, Альгазен проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни, воспитания.

Отвергается бессмертие индивидуальной души. Духовные силы не существуют сами по себе, а нуждаются в органе. Фома Аквинский 1226 1274 учил, что душа обладает бытием, отдельным от тела. Душа выступает источником движения тела. Различаются способности, свойственные душе как таковой разум, воля, а также растительные и животные функции. Растительные и животные функции нуждаются в теле для деятельности в земной жизни. Соотношение между душой и телом рассматривается как соотношение формы и материи.

Различаются чистые формы в бестелесном мире и формы, осуществляющиеся лишь в материи. Человеческая душа низшая из тех чистых форм поэтому она бессмертна и высшая из форм второго рода поэтому она принцип всей органической жизни. Благодаря такому расчленению понятий душа получает значение узлового пункта в мироздании, а человеку выпадает на долю почетное призвание соединить в себе оба круга бытия. Душа замкнута в себе ее не будет касаться разрушение физического тела. Она бессмертна1. Искателем новых путей в науке был Роджер Бэкон 1214 1292. Он провозгласил значение опытов и наблюдений в познании.

Однако опыт, по Бэкону, дает возможность познавать тело, но он бессилен познать душу. Для познания души нужно нечто другое, особый вид вдохновения, некое внутреннее просветление, позволяющее постигать то, чего не может открыть чувственное восприятие. 2.2.