Воображение как способность к открытию

Воображение как способность к открытию. Одной из сфер творчества является научное познание мира. Творчество в науке состоит в формировании знания, отображающего действительность.

Оно дает объяснение новому кругу явлений, способствуя предвидению тенденций развития. Творчество состоит как в накоплении и анализе информации, так и в беспрестанном продуцировании новых идей, хотя новые идеи придумывать очень трудно. Для этого требуется совершенно исключительное воображение. 18 Созидание нового в негативном плане есть всегда некоторое отрицание имеющихся представлений. В позитивном плане оно представляет как распредмечивание созданных творческих результатов и переосмысливание имеющихся знаний и возникших новых представлений и понятий.

Творческую природу деятельности выражает не всякое новое, формирующееся в ходе практики. К творческой относится деятельность, создающая новое, которое служит дальнейшему развитию человеческого общества. Открытие есть выявление ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры, и воображение играет в этом процессе значительную роль. Для меня воображение пишет Ф.Лорка это синоним способности к открытию.

Воображать, открывать, нести слабый свет в живой сумрак, где скрыты его бесконечные возможности, все формы и ритмы Но воображение действует в пределах человеческой логики, оно контролируется разумом и не может от него освободиться . 13 Еще философы Древней Греции задумывались над следующим парадоксом как можно искать то, что неизвестно, а если мы знаем, что ищем, то что же тогда искать. Неизвестное не есть абсолютная пустота, оно существует в определенной системе отношений, связывающих его с тем, что уже известно.

В процессе познания недостаточно только воспроизведение старых связей. Для того чтобы глубже проникнуть в действительность, иногда требуется отлет от нее. Поэтому творчество начинается уже тогда, когда имеющиеся у человека знания не удовлетворяют его, и люди ставят новые вопросы и находят загадки, казалось бы, в обычном. Для определения специфики воображения необходимо выяснить, как свершается научное открытие.

Исследование творческого акта является весьма затруднительным вследствие того, что решение проблемы и получение нового знания часто совершается как бы внезапно, путем инсайта, озарения, непосредственного проникновения в сущность А.Пуанкаре, Р.Дизель, Л. Де Бройль. Рассмотрение творческого процесса как самопроизвольной деятельности принимает значение сознания и ведет к отрыву знания человека от объективной действительности. Однако в познании имеют место элементы неосознанного.

Достаточно часто творческое понимание рассматривается как решение задачи путем перебора различных вариантов теория проб и ошибок. Такой способ познания тоже находит свое выражение в мышлении человека. Человек с неразвитой силой воображения, отмечает Э.В.Ильенков, ищет по методу проб и ошибок, но закон этого метода - чистый случай. В действии в поле свободного выбора всегда участвует способность продуктивного воображения. 9 Это один из способов познания, подчиненный эвристическому мышлению, когда человек решает задачу неосознанно, не осуществляя перебора всех вариантов, а сразу же отбрасывает многие, ненужные для решения.