Человек перед лицом смерти

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИОЛОГИИ КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕФЕРАТ ПО ПРЕДМЕТУ ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ ВЫПОЛНИЛ Студент 21 группы КОРДЮКОВ Вячеслав Сергеевич ПРОВЕРИЛ Кандидат философских наук КОРСАКОВ Сергей Николаевич Тверь 2001Содержание Введение3 Феномен смерти в понимании различных философов 5 Эволюция отношения к смерти от средних веков до современности11 Смерть в третьем, втором и первом лице 15 Смерть в момент наступления смерти19 Заключение.24 Литература 26 Введение Кошмар смерти всегда преследовал людей. Он порождал специфические представления о трагизме жизни.

Смерть не имеет образа говорит байроновский Люцифер но вс, что носит вид земных существ, поглотит. Конечность человеческого существования неотвратимо ставит вопрос о смысле земного удела, о предназначенности жизни.

Несомненно, проблема смерти относится к числу фундаментальных, затрагивает предельные основы бытия Однако в нашей культуре эта тема до недавнего времени была запретной. В тоталитарном обществе, где в пыточных подвалах и огненных печах исчезали миллионы людей, не смолкала здравица жизни. Само понимание смерти в общественном сознании в условиях тоталитаризма обретало скорее языческий, нежели христианский, смысл. Сейчас тема смерти перестала быть запретной и вс чаще занимает умы философов, культурологов, психологов.

Но при этом учные и публицисты говорят о том, что чтобы дополнить изучение традиционных проблем человеческое существование, свобода ещ одной темой темой смерти, как бы замыкающей множество других. С такой постановкой вопроса трудно согласиться. Тема смерти отнюдь не заурядная. Это фундаментальная проблема бытия. Прав был Артур Шопенгауэр, который считал, что наша жизнь заключает в себе все ужасы, трагедии, а смерть рождает философию Итак, именно конечность земного существования заставляет размышлять о смысле жизни, о предназначении человека.

Что такое смерть Правда ли, что, как полагал байроновский Люцифер, только она дат высшее познание Действительно ли человек много раз является на землю в различных облачениях Эти и другие вопросы широко обсуждаются сегодня в западной философской литературе, а значит, тема смерти как тайны человеческого бытия является очень актуальной. 4 В данной работе поставлена цель раскрыть многогранность понимания вечного философского вопроса, вопроса о смерти.

Человечество с момента становления и до современности пытается проникнуть в тайну смерти как явления биологического, приблизиться к решению вопроса человеческом бессмертии. Однако, на протяжении веков эта вечная тема остатся открытой, и именно по этому она привлекает мыслителей, заставляя вновь искать ответ на вопрос смерть это метаэмпирическая трагедия или естественная необходимость Задача данной работы показать, как рассматривалась проблема смерти философами разных исторических периодов, раскрыть особенности отношения человечества к смерти, а протяжении от средневековья до наших дней, и, наконец, обозначить смерть в третьем, втором и первом лице. В заключении провести анализ изложенного материала и сформулировать выводы о смерти как одной из тайн человеческого бытия.

Феномен смерти в понимании различных философов

Мамардашвили и др. Событие микросмерти при этом открывает опыт утраты трансцендентального... По Левинасу, с приближением смерти мы вступаем в отношение с тем, что ... Левинас размещает смерть целиком в будущем смерть никогда не теперь. Сама смерть не может быть, по Левинасу, проектантом человеческого быти...

Эволюция отношения к смерти от средних веков до современности

Можно ли отрицать, в таком случае, что эгоцентрическая формулировка от... Рационализму свойственно фобия одиночества смерти. Бегство от трагедии... Жестоко скорбя и оплакивая ушедшего, мы переживаем смерть близкого как... И наоборот рождение для меня никогда не станет будущим, смерть никогда... На острие смертного мига пространственная дистанция и удалнность во вр...

Смерть в момент наступления смерти

Смерть в момент наступления смерти. Мы можем сколько угодно анализировать момент наступления смерти, можем... Смерть ждт нас в конце всех дорог. Качество определяется только посредством видоизменений, в силу которых... Если трансформация это переход из одной формы в другую, если транссубс...

Заключение

Заключение Осмысление смерти имеет огромные философские, духовные истоки и традиции. С истолкованием феномена смерти связаны разносторонние бытийственные проблемы. Современная культура, судя по всему, стоит на пороге грандиозных открытий, связанных с тайнами бытия и смерти. Огромный этнографический, философский, естественнонаучный материал, который накоплен учными, позволяет значительно расширить рамки обсуждения темы. Космологические обобщения и рациональная мысль имеют тенденцию либо обесценивать, либо концептуализировать смерть умалять е метафизическое значение, сводить абсолютную трагедию к явлению относительному, тотальное уничтожение к частичному, тайну к проблеме, вопиющий факт к закономерности.

Поэтому существуют два очевидных и противоречащих друг другу факта.

С одной стороны, перед нами тайна метаэмпирического, то есть бесконечного масштаба, или, точнее, вообще внемасштабная c другой - событие, знакомое по опыту, случающееся иногда непосредственно на наших глазах. Смерть это бездна, которая внезапно разверзается на пути неостановимой жизни, живущий вдруг, как по волшебству делается невидимкой в одно мгновение, будто провалившись сквозь землю, уходит в небытие. Смерть точка касания к метаэмпирической тайне и естественного феномена феномен летального исхода относится к компетенции науки, а сверхъестественная тайна смерти апеллирует к религии.

Человек, то принимает в расчт лишь закон природы, игнорируя тайну, то преклоняет колени перед тайной, пренебрегая феноменом. И вместе с тем смерть становится последним прибежищем, остовом, стержневой осью человеческого бытия. На этом настаивает Мартин Хайдеггер. Смерть, действительно, есть последний и самый радикальный способ самоидентификации. Обращнность к смерти, экзистирование за пределы наличного бытия дат возможность человеку спроектировать свою самость, исключив помехи повседневной размытости. Выдвижение в Ничто помогает сосредоточиться на самом себе, сгруппироваться в свом противостоянии жизненному потоку и, одновременно, в участии в нм. Вс это помогает сформулировать ряд основных итогов обсуждения темы. Во-первых, это идущее от Хайдеггера различение онтологического и онтического аспектов смерти, позволяющее коррелировать интуиции непостижимого настоящего собственной смерти и репрезентации прошлого смерти другого.

Во-вторых, это знание и принятие неизбежности, осознание позитивности и придание суверенности собственной смерти, что является предельным витальным основанием самоидентификации личности, выступает ориентирующим и проектирующим началом человеческой жизни, придат жизни человека образ смысловой завершнности.

В-третьих, концептуально смерть должна быть ухвачена дважды как образ реального телесно-вещественного прекращения жизни в пространственно временной единице настоящего, и как образ бестелесного события аффекта, распределнного в пространственно-временном континууме прошлых и будущих состояний жизни. Человек не может войти в смерть достойно и гармонично, если он не подготовлен к этому, если он не знает пути к смерти, если он скован страхом и трепетом.

Философия, которая исконно есть помышление о смерти, должна вновь повернуться к ней лицом.

Литература

Литература 1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти Пер. с фр. Предисл. А. Я. Гуревича М. Издательская группа Прогресс 1992. 528 с стр. 12-16. 2. Демичев А. Дискусы смерти.

Введение в философскую танатологию. СПб Инапресс, 1997. 144 с стр.49-67. 3. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля Перев. с франц. и послесл. И. Фомина М. 1998 208 с. стр. 147-173. 4. О смерти и бессмертии М. Знание, 1991 64 с. Серия Философия и жизнь, 4. Стр. 3-4. 5. Янкелевич В. Смерть Перевод с франц. М. Издат-во Литературного иститута. 1999, 448 с стр. 27-36, 211-241.