рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ИД

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ИД - Реферат, раздел Психология, Этапы психического развития младенца. Развитие моторики, перцепции, памяти, мышления. Предречевое развитие Бессознательное И Ид. Ортодоксальный Подход Дальнейшие Соображения О Потенциа...

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ИД. Ортодоксальный подход Дальнейшие соображения о потенциале личности новорожденного изложены в концепции бессознательного.

Считается, что расщепление психической сферы на уровни - бессознательный, предсознательный и сознательный - происходит в раннем детстве.

Психическая жизнь новорожденного поэтому может быть охарактеризована как недифференцированное состояние, из которого начинают быстро формироваться уровни сознания.

Определение и значение бессознательного. Бессознательное определяется как огромная область психической жизни, которая никогда не осознавалась или прежде была сознательной и подверглась вытеснению. Это динамическая концепция в том смысле, что бессознательные импульсы постоянно самым активным образом стремятся к сознательному выражению. Влияние бессознательного гораздо могущественнее, чем сознаваемого, оно может глубоко изменять идеи, эмоции и даже соматическое состояние, при этом человек не сознает его влияния.

Важность данной концепции для теории суммировал Фенихель Предположение о существовании бессознательного способствует психоаналитическим исследованиям в поиске научного объяснения и понимания сознания. Без такого предположения феномены сознания в их взаимодействии остаются непонятными такое предположение делает возможным предсказание и систематическое воздействие, что характеризует успешность любой науки. Доводы Фрейда в пользу бессознательного а В постгипнотическом состоянии выполняются внушения, удерживаемые в бессознательном, б доказательства, полученные посредством интерпретации сновидений, в раскрытие причин ошибок памяти, речи, действий, г факт неожиданного появления в сознании неизвестно откуда взявшихся идей или даже решение проблем без участия сознания, д небольшой объем содержания сознания по сравнению со скрытым содержанием психики, е распознание посредством психоаналитической техники значения психических и физических симптомов свидетельствует о скрытой стороне психической жизни, и, вообще, аналитическое исследование раскрывает процессы, имеющие характеристики и особенности, которые кажутся нам чуждыми, не заслуживающими доверия и прямо противоречат известным атрибутам сознания, ж наконец, доказательство от противного основано на том, что признание бессознательного позволяет создать высоко успешный практический метод для оказания воздействия на процессы сознания.

Свойства бессознательного.

Бессознательное имеет определенные специфические характеристики, которые отличают его от предсознания уровня, близкого к сознанию, с содержанием, способным стать сознательным и самого сознания 1. Желания, основывающиеся на инстинктивных влечениях, находятся в бессознательном и существуют независимо друг от друга.

По словам Фрейда, они свободны от противоречий. Когда два желания, чьи цели кажутся несовместимыми, одновременно проявляют активность, они не умаляют и не аннулируют друг друга.

Происходит их комбинация и формируется компромиссная цель. 2. Процессы в бессознательном существуют вне времени. ни Не изменяются по истечении времени и не имеют временной последовательности. Временные отношения являются Функцией сознания. 3. Бессознательному не свойственны отрицание, сомнение. Это скорее функции цензуры, которая существует между бессознательным и предсознательным. 4. Бессознательные процессы имеют очень незначительное отношение к реальности. Они регулируются собственной силой и принципом удовольствия, т.е. поиском удовольствия и избеганием боли. Другими словами, бессознательное - аморально. 5. Энергия, связанная с бессознательными идеями, гораздо мобильней, чем энергия предсознания или сознания.

Эта свободно плавающая энергия направляется в соответствии с первичным процессом. Он не подвержен требованиям реальности, времени, упорядоченности, логики легкость сгущения, перемещения обусловлены только вероятностью разрядки. Вторичный процесс, которым характеризуется предсознание, отличается большей дифференцированностью.

Происхождение бессознательного. Вопрос о происхождении бессознательного остается очень спорным. Фрейд говорит о первичных фантазиях, которые обнаруживаются настолько часто, что складываются в типичные формы. Поначалу Фрейду казалось, что их происхождение восходит к опыту раннего детства, но позднее он перешел на филогенетическую позицию. Индивид посредством расовой наследственности преодолевает пределы своей жизни и становится обладателем опыта древности, его собственный опыт носит только рудиментарный характер.

Фрейд добавляет, что бессознательные фантазии были реальностью в первобытном существовании человечества, и воображение ребенка просто заполняет пропасть между индивидуальной и доисторической истиной. Сущность бессознательного. Согласно Фрейду, бессознательное состоит только из идей. Неверно говорить о бессознательных влечениях, эмоциях, чувствах. Инстинкт не может быть объектом сознания - только идея, представляющая инстинкт. Подобным образом дело обстоит с бессознательным, поскольку, если инстинкт не связан с идеей, о нем ничего не известно.

Рассуждения о бессознательных или вытесненных инстинктивных влечениях не более чем безвредное несовершенство языка. Как не бывает бессознательных инстинктивных влечений, так не может быть и бессознательных эмоций. Рассмотрение на практике бессознательных - любви, вины, тревоги - основано на трудно распознаваемом процессе, который не противоречит общему принципу. Случается, что некая эмоция неправильно интерпретируется.

Это искажение возникает в результате связи эмоции с иной идеей. Эмоция переживается в процессе выражения вторичной идеи. В данном случае первоначальная идея может быть описана в качестве бессознательной, она и была реально вытесненным представлением. Фенихель, с другой стороны, считает, что закономерно говорить о бессознательных эмоциях. Состояния напряжения в организме, если не блокируются, вызывают специфический настрой.

Он может рассматриваться как бессознательная предрасположенность. Поэтому то, что неведомо индивиду, возможно, представляет собой установки - на гнев, сексуальное возбуждение, тревогу или вину. Отношение бессознательного к ид. Фрейд впоследствии дополнил свое представление об уровнях психики топографическим разделением личности на ид, эго и супер-эго. С точки зрения последовательности нашего изложения в данном разделе целесообразно рассмотреть только ид. Точное отношение между бессознательным и ид никогда не было ясно сформулировано.

Некоторые авторы используют оба понятия поочередно, в то время как другие, включая Фрейда, считают плодотворным их разграничение. Вероятно, наилучшим является представление об ид как части бессознательного. Другими словами, ид целиком принадлежит к бессознательному, но не исчерпывает его. Ид может быть описано следующими характеристиками 1. Ид - источник инстинктивной энергии индивида, резервуар его либидной энергии . 2. Ид служит удовлетворению либидных побуждений, повинуясь принципу удовольствия. 3. Ид - аморально и алогично, не отличается единством намерений. 4. Ид обладает филогенетической памятью.

Юнг предлагает собственную концепцию бессознательного, которая лишь частично совпадает с подходом Фрейда. Прежде всего Юнг разделяет бессознательное на две сферы личное бессознательное и коллективное бессознательное. Личное бессознательное содержит забытые впечатления, вытесненные тягостные мысли, подпороговые апперцепции и, наконец, материал, еще не созревший для осознания.

Основные отличия от фрейдовской интерпретации следующие 1 меньшее подчеркивание вытеснения - личное бессознательное для Юнга не столько результат вытеснения, сколько следствие тенденции каждого индивида к одностороннему развитию, какая-то часть возможностей вытесняется, открывая простор реализации других возможностей 2 бессознательное не обязательно содержит неприемлемые черты, положительные особенности оказываются в бессознательном в силу одностороннего развития.

Коллективное бессознательное связано с наследованием человеческих первообразов. Оно содержит материал из самых глубин бессознательного, из той области бессознательного, которая никогда не станет осознанной. Юнг пишет У каждого индивида имеется помимо его личной памяти множество первобытных образов. Это прообразы представлений человека о мире, носящие непреходящий характер и наследуемые посредством мозговых структур из поколения в поколение.

Что касается наследования идей, Юнг говорит Я никогда не делал утверждений о наследовании идей, но предполагал наследование предпосылок к возникновению идей, их зачатков, а это нечто совершенно другое. Мне еще не доводилось обнаруживать бесспорных доказательств наследования образов памяти, но я не исключаю, что, кроме коллективных хранилищ, не содержащих ничего индивидуального, психикой унаследуется опыт с индивидуальным отпечатком. Первообразы, или архетипы, становятся известными благодаря интерпретации символики сновидений.

Метод ассоциаций раскрывает в значении сновидений не только личное, но и коллективное бессознательное. Архетип - универсальная познавательная категория, общая для целой нации или даже эпохи. Это унаследованная организация психической энергии. Мифы - излюбленные носители расовых архетипов. Примерами являются архетипы матери и отца. Собирательный прообраз матери, оказывающий влияние на любого человека, выражен в паттерне всего защищающего, обогревающего, кормящего.

Защищающая мать одновременно ассоциируется с кормящей землей, плодородным полем, теплым очагом, пещерой, окружающей растительностью, дающей молоко коровой, травой. Символ матери обращен к месту рождения, творящему пассивно, такому, как природа, материя, бессознательное, инстинктивная жизнь. Архетип отца, с другой стороны, означает такие вещи, как сила, мощь, авторитет, творческое вдохновение и вообще все движущееся и динамичное. Отцовский образ ассоциируется с реками, ветрами, штормами, битвами, разъяренными животными наподобие быка, порывистыми и меняющимися явлениями мира, он в то же время - причина всех изменений.

Этот особый аспект системы Юнга, касающийся первобытных образов, имеет нечто общее с фрейдовским представлением о филогенетической наследственности, как в размышлениях о первобытной орде. Юнг, однако, приписывает совершенно другую роль функции бессознательного. Он считает, что коллективное бессознательное является хранилищем мудрости времен, скрытым в мозге. В бессознательном не прекращается активность по созданию комбинаций в целях указания будущего индивида.

Результат деятельности бессознательного, по мнению Юнга, превосходит в утонченности и масштабе работу сознания. Поэтому Юнг расценивает коллективное бессознательное в качестве непревзойденного руководителя человеческих существ могущественной духовной наследственности в развитии человека, возрождающейся в каждом индивиде. Неофрейдисты считают концепцию бессознательных психических процессов величайшим достижением Фрейда.

Томпсон, например, старается показать, что отбрасывание понятий либидо и инстинктов никоим образом не препятствует допущению разных уровней осознания как ключевого теоретического построения. Основная критика сосредоточивается на рассмотрении Фрейдом бессознательного в качестве места размещения инстинктов и их психических заменителей его последующее представление об ид еще уязвимее в этом отношении. Хотя Фрейд заявляет, что ид просто речевая конструкция и не может размещаться в какой-либо части тела, Томпсон, читающая между строк, чувствует актуальность для Фрейда идеи локализации.

Критика более частного характера относится к мнению Фрейда о совместном нахождении в бессознательном вытесненного опыта и сил ид, которые как-то соединяются в целях получения сознательного выражения. Согласно Фрейду, вытесненный материал, например, может заимствовать энергию у ид, чтобы получить выход. Томпсон считает это утверждение очень спекулятивным и не поддающимся научной проверке. 3.1.4 ПЕРВИЧНЫЙ НАРЦИССИЗМ Фрейд Состояние первичного нарциссизма является еще одной особенностью новорожденного.

Под нарциссизмом понимают обращенность либидо в большей степени на себя, чем на объекты внешнего мира. Первичный нарциссизм представляет изначальное состояние новорожденного, неспособного проводить различие между собой и внешними объектами. Сексуальные цели этого периода целиком аутоэротичны, т.е. связаны с любовью к себе. Эго еще не отдифференцировалось, и ребенок ощущает себя всемогущим, поскольку его потребности удовлетворяются как само собой разумеющееся.

Считается, что он обладает океаническим чувством. В последующей жизни перед лицом серьезных стрессов индивид испытывает соблазн возвратиться к первоначальному идиллическому чувству безопасности - иллюстрацией служит кататонический шизофреник. Это возвращение к самовлюбленности вследствие неудовлетворенности социальными связями называется вторичным нарциссизмом.

Фрейд в работе под заглавием О нарциссизме пытается обосновать концепцию первичного нарциссизма дедуктивным методом из наблюдений за родителями. Он пишет При наблюдении отношения любящих родителей к ребенку мы не можем не заметить оживления и воспроизведения их собственного давно оставленного нарциссизма. Их чувства, как известно, характеризуются переоценкой объекта, что достоверно указывает на нарциссическое происхождение. Они приписывают ребенку все совершенства, которые не подтверждает трезвое наблюдение, и пренебрегают его недостатками - с этой тенденцией связано отрицание сексуальности ребенка. Родители отказываются в пользу ребенка от культурных приобретений и воскрешают в его личности свои былые притязания.

Ребенку покупаются лучшие, чем у родителей, вещи он не должен подвергаться необходимым требованиям жизни. Болезнь, смерть, безработица, неизбежное ограничение желаний не должны касаться ребенка, в угоду ему следует изменить законы природы и общества.

Он сердцевина вселенной Его Величество Ребенок, как нам самим когда-то мечталось быть. Ребенку предназначено осуществить несбывшиеся мечты и желания родителей - вместо отца стать героем или выйти замуж за принца в качестве запоздалой компенсации устремлений матери. Нар-циссическую позицию ослабляет эго, находящееся под давлением реальности, тогда безопасным способом удовлетворения нарциссических побуждений становится ребенок. Родительская любовь, такая трогательная и по существу ребяческая, ничего более чем возобновление нарциссизма, трансформированного в любовь к объекту, но безошибочно себя обнаруживающего. Гринейкр связывает концепцию первичного нарциссизма с введенным ею понятием первичной тревоги и самим процессом рождения.

Фигурально говоря, она рассматривает первичный нарциссизм в отношении к тревоге как поверхностное напряжение, которое может быть больше или меньше в соответствии с потребностями организма. Увеличение тревоги вызывает нарастание нарциссизма избыток нарциссизма развивается отчасти в качестве попытки организма преодолеть повышение тревоги.

Одной из иллюстраций является крик новорожденного, выражающий тревогу и в следующий момент служащий сохранению могущества посредством призыва родителей на помощь. Процесс рождения способствует трансформации расслабленного, относительно дремлющего нарциссического состояния плода в первичный нарциссизм новорожденного. Первичный нарциссизм, по мнению Гринейкр, не исчерпывается океаническим чувством величия. Он также несет в себе начала активного психического влечения, основанного на биологической потребности выживания.

В периоды последующих психических стрессов, таких, как травма или депривация, происходит наращивание нарциссизма, описанного как либидный заряд побуждения, которое направлено на атаку или защиту. Гринейкр проводит аналогию с голодной амебой, выкидывающей псевдоподии для захвата пищи. Рудиментарная форма этого влечения имеет место у новорожденного. Фромм Неофрейдисты критикуют концепцию нарциссизма за понятие фиксированного количества либидо.

Они отмечают, что, согласно Фрейду, чем больше любви направлено на внешний мир, тем меньше остается самому себе, и наоборот. Фромм возражает против этой формулировки, так как она приводит к неприемлемой позиции нарцисс представляется обогащенной личностью по сравнению с человеком, способным к любви. В действительности, по мнению Фромма, человек, испытывая любовь к окружающим, не истощается, а обогащается. Человек, способный по-настоящему любить себя, любит других.

Человек, неспособный любить других, не способен любить себя. Первичный и вторичный нарциссизм всецело отличаются друг от друга. Первичный - говорит о самоуважении вторичный - служит защитой против осознания утраты самоуважения. Вторичный нарциссизм, проявляющийся в тщеславии, повышенном внимании к своему телу, общем эгоцентризме, является не самовлюбленностью, а ненавистью к себе вследствие чувства безуспешности и отсутствия любви со стороны окружающих . 3.2 .1 ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ После рождения начинается быстрое развитие организма в разных направлениях.

Считается, что широта и разнообразие развития на первом году жизни играют огромную роль в формировании личности. Эти особенности косвенным образом облегчают организацию излагаемого в книге материала. Сейчас мы можем принять схему, в рамках которой будут представлены периоды развития личности, включая юношеский возраст Формирование эго и супер-эго Психосексуальное развитие Отношения с другими людьми Психологические механизмы 3.2.2 ФОРМИРОВАНИЕ ЭГО И СУПЕР-ЭГО Ортодоксальное определение архаическое эго Механизм восприятия у младенца.

У новорожденного, как мы знаем, отсутствует эго. Эго младенца дифференцируется только под влиянием внешнего окружения. Он не осознает мира, в лучшем случае просто испытывает удовольствие и боль, а также изменение в степени напряжения. Когда младенец накормлен, находится в тепле и комфорте, он засыпает. В этот период релаксация сопровождается отключением сознания.

Появление зачатков функции эго совпадает с началом осознания, что для уменьшения напряжения во внешнем мире должны произойти какие-то события. В результате возникает стремление к объектам людям, вещам с целью удовлетворения желаний - состояние, описанное как потребность в стимуляции. Противоречие между стремлением к релаксации и желанием обладания объектами считается недифференцированным предвестником взаимоотношения между любовью и ненавистью. Способность младенца к различению между собственной личностью и окружением сосредоточивается вокруг попустительства и депривации в удовлетворении его потребностей матерью.

До тех пор пока потребности младенца удовлетворяются, он продолжает мыслить исключительно эгоцентрически. Начало выделения внешнего мира связано с депривацией. Теоретически, если бы любая потребность удовлетворялась, возможно, никогда не развилось бы представление о внешнем мире. Другая крайность, интенсивная депривация, тоже тормозит развитие эго. Фенихель объекты различаются не четко образы большие и неточные перцептивные и двигательные функции не разделяются восприятия многими органами чувств перекрывают друг друга.

Превалируют примитивные ощущения типа кинестетических. Образы младенца специфичны не только по форме, но и по содержанию. Одной из причин содержательного отличия является маленький размер младенца и отсутствие опыта ориентации в пространстве. Вторая и более важная причина искажения восприятия заключается в одностороннем рассмотрении мира как источника удовлетворения или угрозы.

Поиск удовольствия несовместим с правильной оценкой, которая основывается на размышлении и отсроченных реакциях. Самоуважение. Первым регулятором самоуважения является снабжение питанием в широком смысле из внешнего мира. Процесс осуществляется следующим образом первая устремленность к объектам представляет по своей природе желание избавиться от тревожащих стимулов получение удовлетворения восстанавливает первичный нарциссизм или, другими словами, самоуважение.

В раннем возрасте ощущение всесилия сопряжено со снятием инстинктивного напряжения. В последующем, когда ребенок вынужден отказаться от чувства величия, он стремится разделить величие взрослого. На этой стадии инстинктивное удовлетворение дифференцируется от величия, и каждое доказательство любви более могущественного взрослого имеет тот же эффект, что прежде кормление молоком. Маленький ребенок теряет самоуважение при утрате любви и обретает самоуважение при возвращении любви.

Этот период, следующий за стадией величия первичного нарциссизма, характеризуется пассивно-рецептивным господством, так как трудности преодолеваются путем побуждения всесильных внешних объектов доставлять желанное. Развитие чувства реальности. По мере созревания ребенка его интеллектуальные способности возрастают и выходят за пределы простой заинтересованности в удовлетворении потребностей. Принцип удовольствия замещается принципом реальности.

Это обучение, в процессе которого возникают осознание возможных перемен в окружении и способность предсказания будущего. На данном этапе ребенок может представить себе Когда я веду себя определенным образом, окружение реагирует соответствующим образом и регулировать поведение приемлемым путем. Принцип реальности поэтому связан со способностью отдавать предпочтение будущему вместо немедленного удовлетворения. На языке психоэнергетических терминов, произошла трансформация либидной энергии в либидную энергию вытесненной цели. Ференци в 1913 году выделил четыре стадии, предваряющие развитие чувства реальности 1. Бессознательное величие - состояние, предшествующее рождению, когда удовлетворяются все желания ребенка. 2. Магическое галлюцинаторное величие - период сразу после рождения, когда ребенок чувствует, что стоит ему чего-то пожелать, и все это появится. 3. Магическое величие жестов - несколько позднее ребенок обучается преодолевать разочарование криком и жестами. 4. Магия мыслей и слов - наконец, он придает магическое значение мыслям и словам.

Мелани Кляйн Ортодоксальная психоаналитическая теория характеризует первый год жизни в качестве периода начального формирования эго. Супер-эго в это время полностью отсутствует.

Мелани Кляйн, лидер Британской школы психоанализа, допускает функционирование хорошо развитых эго и супер-эго на первом году жизни. Система Кляйн основывается на интерпретации бессознательных фантазий при психоаналитической работе с детьми, страдающими неврозами.

Эти бессознательные фантазии, по ее мнению, являются первоначальным содержанием всех психических процессов, они лежат в основе бессоз -нательного и сознательного мышления. Кляйн усматривает доказательства широкого спектра высокодифференцированных отношений к объектам, отчасти либид-ных, отчасти агрессивных, в первые месяцы жизни. Ребенок шести месяцев уже любит, ненавидит, желает, атакует, хочет разрушать и готов разорвать мать на части. В страхе перед своими деструктивными влечениями он приписывает их внешним объектам и в фантазиях проглатывает объекты, чтобы их разрушить.

Противовесом деструктивным влечениям выступает строгое супер-эго, или сознание. В результате возникают многие осложнения, например, расщепление супер-эго или его неприятие но у нас нет необходимости останавливаться здесь на этом вопросе. Детали системы Кляйн мы обсудим в последующем при рассмотрении психосексуального развития, отношений с окружающими и анализе психологических механизмов.

Салливан описывает три модуса, которые вовлечены в формирование это прототаксический, паратаксический и синтаксический. На первом году жизни действует прототаксический модус. Вначале у младенца отсутствуют эго и самосознание. Он смутно различает предшествующее и последующее состояния, не способен устанавливать взаимосвязь событий. Отсутствует ориентация во времени и пространстве. Все, что младенец знает это сиюминутное состояние, он обладает космическим опытом в смысле неопределенности и неограниченности существования.

Через некоторое время младенец начинает вьщелять материнский образ. Это очень неясный образ, постепенно приобретающий отличие как нечто не являющееся собственной частью. Материнский образ, приносящий чувство благополучия, эйфорию, представляет Хорошую Мать. Когда образ причиняет младенцу беспокойство, возникает другой комплекс впечатлений, становящийся Плохой Матерью. Сосок груди - атрибут Хорошей Матери, в туманной пелене сосок является ее представителем.

Такой сиюминутный опыт прототаксического модуса формирует основу памяти. По словам Салливана Память - относительно долговременная запись сиюминутных состояний. На менее абстрактном языке, живые существа фиксируют все переживаемые события не в форме перцепций или возбуждений коры, а как существующие в определенный момент паттерны взаимосвязи организма со значимыми факторами окружения. 3.2.3 ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Ортодоксальный подход оральная стадия Неотъемлемой частью ортодоксального психоаналитического мышления является теория детской сексуальности. Считается, что маленький ребенок полиморфно перверсен, т.е. представляет собой инстинктивное создание, управляемое недифференцированной пространно организованной сексуальностью.

Детская сексуальность отличается от взрослой в трех отношениях 1 гениталии не обладают наибольшей чувствительностью, на первый план выдвинуты другие эрогенные зоны области, доставляющие удовольствие, например, рот 2 инфантильная сексуальность не приводит к сексуальному акту, ее цели связаны с активностью, которая у взрослых играет роль в удовольствиях, предшествующих сексуальному акту 3 инфантильная сексуальность имеет тенденцию быть аутоэротичной.

Прегенитальный период может быть охарактеризован несколькими стадиями развития. Эти фазы не ограничены четко они постепенно переходят одна в другую и перекрываются. Вначале следует оральная фаза, охватывающая первый год жизни и выходящая за его пределы.

Сексуальный инстинкт изначально выражен в акте сосания. Материнская грудь считается первым объектом сексуального желания ребенка. Кроме удовлетворения голода, собственно акт сосания доставляет удовольствие. Ребенок узнает это впервые во время кормления, но вскоре открывает, что возбуждение рта и губ приятно и без пищи. Иллюстрацией служит сосание большого пальца. Сосание пальца показывает, что удовольствие при сосании груди или кормлении из бутылочки основано не только на удовлетворении голода, но также на стимуляции слизистой рта. Иными словами, младенец перестает сосать палец лишь потому, что палец не обеспечивает его молоком.

Основная цель этого периода состоит, следовательно, в наслаждении аутоэротической стимуляцией рта. В последующем добавляется еще одна цель, заключающаяся в желании инкорпорировать объекты. Те, кто рассматривается как кормилец, в фантазиях младенца объединяются с пищей и заглатываются инкорпорируются, чтобы таким образом стать его частью.

Фенихель приводит в доказательство такого типа алогичной ассоциации религиозные ритуалы, согласно которым происходит магическое превращение человека в материальное подобие съеденной пищи, или верования, что человек приобретает качества съеденного объекта. В соответствии с инкорпоративными целями возникают специфические оральные страхи, такие, как страх быть съеденным. Общеизвестное выражение Ты настолько привлекателен, что мне прямо хочется съесть тебя является иллюстрацией значимости инкорпорации Вторая фаза начинается с прорезыванием зубов.

Реакцией на фрустрацию в этот период, обычно в сфере кормления, является попытка младенца кусаться. Желание повредить или разрушить объект указанным способом называется оральным садизмом, в противоположность раннему оральному эротизму. Осложнения в результате таких влечений мы обсудим при рассмотрении проблемы отношений на первом году жизни с другими людьми. Мелани Кляйн считает, что психосексуальное развитие разворачивается до первого года жизни, в отличие от ортодоксальных аналитиков, приписывающих его всему периоду раннего детства.

С середины первого года жизни оральная фрустрация вместе с нарастанием орального садизма служат причиной возникновения эдиповых влечений. Непосредственным следствием оральной фрустрации является желание инкорпорировать отцовский пенис. Но это желание сопровождается фантазией, что мать уже совершила инкорпорацию и обладает отцовским пенисом. Тогда возникает побуждение различными примитивными способами разрушить тело матери.

Позыв к разрушению тела матери вызывает у девочек страх перед разрушением их собственного тела, эквивалентный страху кастрации у мальчиков. Оральная фрустрация пробуждает бессознательное знание о совместном сексуальном наслаждении родителей первоначально мыслимом в оральных понятиях, и оральная зависть вызывает у ребенка желание протолкнуться в тело матери. Эти фантазируемые нападения в особенности направлены на оральную инкорпорацию пениса отца. Мальчик, например, боится материнского тела, потому что оно содержит пенис отца. Модификация этих ранних тревог осуществляется благодаря либидо и отношениям к реальным объектам.

Даже самый ранний поворот от материнской груди к отцовскому пенису является маленьким продвижением либидо от тревожной ситуации, хотя вначале и не очень успешным. Стадии в развитии либидо реально представляют позиции, завоеванные либидо в борьбе с деструктивными импульсами например, внимание девочки к пенису отца считается предтечей эдипова комплекса. Точка зрения Юнга на раннее психосексуальное оазвитие радикально отличается от фрейдовской.

Мы уже знаем, что Юнг отвергает понятие либидо как сексуальной силы. Кроме того, он определяет инфантильную сексуальность в гораздо более узком смысле. Юнг разделяет жизнь индивида на три фазы 1 пресексуальная фаза продолжается до пятилетнего возраста 2 препубертатная фаза длится от позднего детства до пубертатного возраста 3 фаза зрелости начинается со времени полового созревания.

Согласно Юнгу, до конца пресексуальной фазы не проявляется половых признаков. Самая ранняя фаза развития характеризуется почти исключительно питанием и ростом. Либидо постепенно и с трудом переходит от питания к сексуальной функции. Последовательность представляется следующей первоначально пища принимается посредством сосания, с определенным присущим ему ритмическим движением. Постепенно сосание, помимо функции питания, становится способом получения наслаждения и удовлетворения ритмической активностью самой по себе. Со временем зоны наслаждения изменяются, и ритмический аспект становится составляющим генитальной активности.

Либидо, продвигаясь от функции питания в сексуальную область, привносит в нее черты предшествующей функции, чем объясняется тесная связь обеих функций. Неофрейдисты в отличие от ортодоксальных теоретиков психоанализа отводят сексуальности незначительную роль в раннем развитии и отдают предпочтение культурным влияниям.

Они считают, что Фрейд был прав в описании общего хода развития, но его интерпретации должны подвергнуться переоценке. Относительно оральной стадии Томпсон пишет Оральная стадия детерминируется, главным образом, биологическим развитием. Новорожденный в основном Реоставлен ртом. Наиболее развитая при рождении область головного мозга управляет оральной зоной. Мы согласны, что первоначально младенец контактирует с миром и воспринимает его в оральных понятиях. Мы, однако ставим под вопрос решающую роль эротического наслаждения.

Кажется более вероятным, что новорожденный контактирует с миром посредством рта, так как это его наиболее адекватный орган. Таким образом, оральная стадия имеет органическую детерминацию, но не в силу первичности наслаждения. Более того, характер мира, с которым контактирует рот, не повсеместно единообразен, существующие различия оказывают на развитие личности большее влияние, чем собственно органический фактор. В разных культурах варьирует срок кормления ребенка грудью и частота кормления.

В некоторых культурах кормление продолжается несколько лет в противоположность нашим традициям, направленным на сокращение срока кормления до минимума. Среди многих народов распространено кормление, когда ребенок закричит, мы же до недавнего времени придерживались строгого расписания, считая такой режим полезным ребенку. Молоуни, проведя обследование жителей Окинавы, делает вывод, что отсутствие регламентации в кормлении грудью приводит в последующем к таким качествам, как гибкость, любвеобильность, малая тревожность.

Поэтому, хотя существует органическая основа оральной стадии, ее влияние на личность ребенка преломляется, главным образом, через культурные факторы. Эриксон оральная зона, инкорпорирующий модус. Эриксон разрабатывает ортодоксальную теорию психосексуального развития, он вводит понятия зон и модусов. Выделяются три зоны 1 орально-сенсорная, которая включает апертуры лица и верхний отдел пищеварительного тракта 2 анальная, включающая органы выделения экскрементов 3 генитальная.

Этим зонам соответствуют четыре модуса инкорпорирующий вбирающий, задерживающий, элиминирующий выделяющий, интрузивный вторгающийся. На первой стадии в орально-сенсорной зоне доминирует нкорпорирующий модус. Ребенок не только сосет и глотает соответствующие объекты, но всматривается глазами в что находится в поле зрения, сжимает и разжимает кулак, как будто держится за вещь, и даже, кажется, прикасается к предметам, чтобы вызвать приятные тактильные ошушения.

Другие модусы в это время функционируют в качестве вспомогательных сжатие челюстей и десен поздний инкорпорирующий модус плевание элиминирующий модус сжатие губ задерживающий модус у энергичных младенцев имеется тенденция набрасываться на материнский сосок интрузивный модус. Эти вспомогательные модусы носят подчиненный характер, если не нарушается совместная регуляция зоны при утрате младенцем внутреннего контроля или неадекватном поведении со стороны матери.

Примером первого случая является пи-лороспазм, когда ребенок отрыгивает пищу вскоре после ее принятия. Здесь орально-элиминирующий модус приобретает важность и может иметь последствием чрезмерно сдержанное отношение к миру. Оральное закрытие приобретает окраску генерализованного недоверия к чему бы то ни было все преходящее недостойно оставаться. Во втором случае примером служит отдергивание матерью соска из страха быть укушенной. Ее поведение может являться причиной преждевременного рефлекса кусания, который в последующих межличностных отношениях переходит в рефлекторную попытку удерживания и взятия из недозволенных источников.

Вторая оральная стадия характеризуется как модус инкорпорации посредством кусания. Развитие зубов сопровождается удовольствием от кусания твердых предметов, откусывания кусочков предметов. Другие виды активности тоже относятся к этой категории происходит обучение фокусировке глаз и схватыванию объектов, особенности изменения положения тела свидетельствуют о появлении способности к локализации звука, руки схватывают более Целенаправленно.

Межличностные отношения концентрируются в социальной модальности взятия и удержания вещей, как свободно предлагаемых, так и недозволенных. 3.2.4 ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ Ортодоксальная точка зрения мать как первый объект. Третья основная категория в описании развития личности - это отношения с другими людьми или, на специальном языке объект-отношения. Согласно ортодоксальной теории, первым объектом каждого индивида является мать. Слово мать используется в широком смысле, имеется в виду человек, опекающий младенца.

Как уже упоминалось, новорожденный не различает между собой и другими. У него отсутствует мысль о матери как индивидуальности. Процесс узнавания осуществляется постепенно. Предполагается, что первые идеи возникают о вещах, приносящих удовлетворение, и моментально исчезают. Сюда относятся материнская грудь или бутылочка, мать, области собственного тела ребенка.

Целостное восприятие человека еще отсутствует. В последующем младенец научается различать впечатления, прежде всего, вероятно, дифференцируя их на вызывающие доверие и чуждые. Чуждые воспринимаются как опасные питание, наоборот, ожидается от источников, заслуживающих доверия. Любимыми оказываются вызывающие доверие части тела матери, и мать постепенно начинает узнаваться как целое. Оральное единение с матерью становится целью. Ребенок научается различению между собой и матерью, у него развивается способность к пониманию исходящей от нее информации.

О деталях процесса формирования этой способности известно мало. Должно быть, играют роль реагирование ребенка на прикосновение, телесное давление. Постепенно нарастает способность ребенка к пониманию выражений материнского лица. Вся когнитивная сфера при-частна к либидной связи между матерью и младенцем. На втором этапе оральной стадии, когда проявляются садистские влечения, утверждается новый тип отношений с окружающими.

Он называется амбивалентным и выражается в двух противоположных направленностях дружеской и жестокой, действующими одновременно по отношению к людям. Таким образом, ребенок в период стадии кусания получает наслаждение от единения с матерью, и в то же вре- мя из-за фрустрации он готов уничтожить ее. Считается, то это орально-садистское отношение является крайней формой амбивалентности. Последующие любовь и ненависть представляются дериватами предшествующего процесса. Фрейд видит возможное объяснение происхождения амбивалентности в необходимости защиты младенца от собственных деструктивных импульсов.

Экстернализация этих импульсов посредством нападения на объект представляет поэтому предпосылку выживания. Теория Кляйн В соответствии со своей позицией по формированию эго и психосексуальному развитию Кляйн постулирует раннее становление взаимоотношений ребенка с окружением. Она утверждает Гипотеза о том, что начало кормления младенца и присутствие матери инициирует объект- отношение к ней основополагающая концепция этой книги.

Вначале орально-ли-бидные и орально-деструктивные влечения направлены на часть объекта, в особенности на материнскую грудь Есть основания предполагать, что, как только младенец переключает свои интересы от материнской груди к другим объектам, таким, как части ее тела, предметы вокруг него, части его собственного тела и т.д начинается фундаментальный процесс сублимации и объект-отношений. Любовь, желания агрессивные и либидные, тревоги переносятся от первого и уникального объекта - матери, к другим объектам Развиваются новые интересы, замещающие отношение к первинному объекту.

Этот первичный объект, однако, является не только внешним, но также представляет интернализован-ную хорошую грудь. Обращение эмоций и чувств к внешнему миру связано с проекцией. Во всех указанных процессах функция формирования символов и активность фантазии имеют огромное значение. Когда наступает тревожно-депрессивное состояние, у эго возникает побуждение к проекции, т.е. перенесению желаний, эмоций, вины на новые объекты и интересы.

Эти процессы, на мой взгляд, являются основой для сублимации на всю последующую жизнь. Существует, однако предпосылка для успешного развития сублимации как и для объект-отношений и либидной организации, которая заключается в сохранении любви к первичному объекту во время изменения направленности желаний и тревог. Если преобладают обида и ненависть к первым объектам, подвергаются опасности сублимация и отношение к замещающим объектам. Салливан Значимый другой - это понятие, которое Салливан использует для обозначения наиболее влиятельной личности в мире ребенка, обычно матери.

В разделе, посвященном формированию эго, мы уже описали процесс возникновения у младенца зачатков материнского образа и постепенную дифференциацию впечатлений на Хорошую Мать и Плохую Мать. Межличностные отношения младенца Салливан трактует с помощью понятия эмпатия. Под эмпатией подразумевается особая эмоциональная связь между младенцем и значимыми другими.

Эмоциональная общность существует задолго до того, как младенец способен понять происходящее. Примером эмпатии служит ситуация кормления, когда испуг матери имеет следствием беспокойство со стороны ребенка. Устанавливается порочный круг тревога матери уменьшает чувство эйфории у младенца, что в свою очередь заставляет мать еше больше тревожиться. Думается, этот не вполне ясный способ эмоциональной коммуникации имеет биологическую основу, так как и животных наблюдается подобный феномен.

Создается впечатление большой важности данного процесса в понимании аккультурации . 3.2.5 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ Вводные комментарии Психологические механизмы являются четвертой категорией в описании развития личности. Под психологическими механизмами подразумеваются специфические образования, которыми оперирует индивид Механизмы, функционирующие на первом году жизни, являются предшественниками последующих защитных механизмов.

В число первых механизмов входят интроекция, проекция, отрицание, фиксация и регрессия. Для большинства из них имеется определение только в ортодоксальной теории. Кляйн предлагает в отношении некоторых механизмов свою точку зрения, но неофрейдисты не вносят особого вклада. Салливан дает определение динамизма, которое мы можем здесь привести. Под динамизмом он понимает относительно устойчивые формы организации и канализации энергии, специфическим образом проявляющиеся в межличностных отношениях.

Интроекция, первичная идентификация, проекцияОртодоксальное определение. Первое суждение эго относится к съедобности или несъедобности объектов соответственно следует заглатывание или выплевывание. Интроекция - дериват первого образа действия, проекция - второго. На ранней стадии развития эго все, доставляющее наслаждение, воспринимается как принадлежащее эго что следует заглотать, в то же время все болезненное воспринимается как не принадлежащее эго что необходимо выплюнуть. Первоначально поэтому интроекция, или инкорпорация является оральным механизмом, предназначенным для инстинктивного удовлетворения.

В последующем, когда ребенок уже не чувствует величия, оральная интроекция могущественного взрослого служит средством возобновления этого чувства. Еще позднее, когда инкорпорация видится как разрушение независимого существования другого человека, механизм функционирует жестоким образом в качестве исполнителя деструктивных влечений. Здесь целесообразно попытаться разъяснить термины интроекция, инкорпорация и идентификация.

Интроекция и инкорпорация обычно используются как синонимы в таком же смысле некоторые используют и термин идентификация. Однако под идентификацией принято иметь в виду тип отношения к объектам, другими словами, скорее состояние, чем процесс. Таким образом, оральная интроекция считается осуществлением первичной идентификации. Интроекцией, или инкорпорацией, достигается состояние идентификации. Первичная идентификация связана с первичным отношением к объектам, в то время как вторичная идентификация является более поздним ее повторением.

Проекция зарождается в качестве способа избавления от боли посредством приписывания неприятных стимулов внешнему миру. Она противоположна интроекции вместо восприятия эго как имеющего характеристики объекта, окружение воспринимается как имеющее характеристики эго. На ранних фазах развития механизм может функционировать без труда. В последующем, если он играет большую роль, то серьезно нарушается чувство реальности.

Архаическую, по существу, природу проекции иллюстрирует ее выдающаяся значимость в анимистических мифологиях. Определение Кляйн. Роль интроекции и проекции на пером году жизни описывается Кляйн следующим образом В дополнение к опыту удовлетворения и фрустрации в езультате воздействия внешних факторов различные эн-допсихические процессы - прежде всего интроекция и проекция - играют роль в двойственном отношении к первичному объекту. Младенец проецирует свои любовные импульсы и приписывает их удовлетворяющей хорошей груди он проецирует свои деструктивные импульсы вовне и приписывает их фрустрирующей плохой груди.

Одновременно посредством интроекции хорошая грудь и плохая грудь упрочиваются во внутреннем мире. Таким образом, картина объекта, внешнего и внутреннего, искажается в разуме ребенка его фантазиями, которые связаны с проекцией побуждений на объект. Хорошая грудь - внешняя и внутренняя - становится прототипом всех помогающих и удовлетворяющих объектов плохая грудь делается прототипом всех внешних и внутренних преследующих объектов.

Различные факторы, способствующие удовлетворению младенца, такие, как устранение голода, удовольствие от сосания, свобода от дискомфорта и напряжения, т.е. от деприваций, и ощущение себя любимым все это атрибуты хорошей груди. Напротив, все фрустрации и дискомфорт приписываются плохой преследующей груди. ОтрицаниеОтрицание является очень примитивным механизмом, который считается столь же древним, как и чувство боли. Способность к отрицанию неприятных сторон реальности служит своего рода дополнением к галлюцинаторному исполнению желаний.

В известном смысле этот механизм равносилен закрытию глаз на реальное положение дел. Наподобие проекции, отрицание представляет собой нормальную фазу в развитии эго младенца, но яркая его выраженность в более позднем возрасте указывает на прогрессирование психического заболевания. Отрицание и реальность несовместимы, поэтому, когда улучшаются восприятие и память, отрицание затрудняется.

Фиксация и регрессияОртодоксальные концепции. Два других механизма, действующих на первом году жизни это фиксация и регрессия. Психосексуальное развитие никогда не совершается полностью. Нарушения в развитии могут вызвать задержку на любой стадии, что называется фиксацией. В результате таких нарушений сохраняется ряд характеристик ранних стадий, которые в последующем будут проявляться при возникновении трудностей. Возвращение к поведенческим проявлениям ранних стадий носит название регрессии.

Таким образом, фиксация и регрессия комплементарны. Чем сильнее фиксация, тем более легко при затруднениях происходит регрессия. Согласно Фенихелю, фиксации способствуют малоизученные конституциональные факторы и особенности переживаемого опыта. К фиксации приводят переживания следующего характера 1. Наиболее распространенная причина заключается в одновременном удовлетворении инстинктивного влечения и потребности в безопасности - другими словами, когда удовлетворение инстинкта начинает служить средством уменьшения тревоги.

Предоставление ребенку бутылочки с молоком когда бы он ни заплакал, даже посреди ночи, предрасполагает, например, к оральной фиксации. 2. Стадия преодолевается с неохотой из-за сверхпопустительства в удовлетворении потребностей. 3. Сильная фрустрация, или депривация, способствует тому, что потребность в удовлетворении принимает затяжную форму. 4 Чередование чрезмерного удовлетворения с интенсивной фрустрацией. 5 Неожиданный переход от чрезмерного удовлетворения к выраженной фрустрации. В результате фиксации происходит задержка в развитии.

Оральная фиксация, возникающая на первом году жизни, связывает большое количество либидо, в результате становится невозможным адекватное преодоление трудностей на других фазах. Регрессия на первом году жизни является только предтечей последующих форм регрессии, которые представляют собой вариант психологической защиты. В младенчестве регрессия имеет отношение к регулярной трансформации функционирования психики, сопутствующей ежедневному циклу пробуждения и бодрствования. Представления Кляйн. Мелани Кляйн связывает фиксацию и регрессию с инфантильной тревогой.

С ее точки зрения, деструктивные влечения ребенка на оральной и анальной фазах сопровождаются тревожной депрессией и страхом преследования, и это служит основной причиной фиксации либидо. Таким образом, фиксация понимается отчасти как защита против тревоги. Регрессия имеет место в результате неспособности либидо справиться с деструктивными влечениями, и фрустрация вызывает тревогу.

Интроецированные объекты и супер-эго играют существенную роль в процессе регрессии. Кляйн суммирует сложную функцию тревоги в следующем пассаже На либидное развитие, таким образом, на каждом шагу влияет тревога. Тревога приводит к фиксации на прегенитальных стадиях и способствует регрессии к ним. С другой стороны, тревога и вина усиливают либидные желания и стимулируют развитие либидо, так как удовлетворение либидо уменьшает тревогу и компенсирует стремление к возмещению.

Тревога и вина поэтому то тормозят, то содействуют развитию либидо. Варианты существуют не только между индивидами, но и у отдельного индивида, в соответствии со своеобразием соотношения внешних и внутренних факторов в данный момент. 3.3 ПЕРИОД ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ Между первым и третьим годом ребенок расстается с инфантильными способами приспособления и активно отстаивает свое особое место в мире. В этом периоде быстро развиваются его способности речь, мышление, умение контролировать сфинктер и т. п. Параллельно совершенствуются навыки восприятия и двигательная сфера, усложняются межличностные отношения.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭГО И СУПЕР-ЭГО Фенихель Развитие активного самоуправления. Ребенок постепенно прогрессирует от периода пассивно-рецептивного господства, при котором он обеспечивается могущественными взрослыми, к собственной активности. На этой стадии активные действия заменяют простое реагирование по типу разрядки, появляется способность откладывать удовлетворение и выдерживать напряжение.

Две предпосылки составляют основу активности 1 управление двигательным аппаратом тела 2 совершенствование оценочной функции. Главные характеристики моторного развития заключаются в овладении ходьбой, речью и правилами туалета. Способность самостоятельно ходить и контролировать сфинктер считается базисной в независимости ребенка. Речь создает возможность предвосхищать события благодаря словесному планированию.

Эти успехи подводят ко второй предпосылке активности - суждению, которое приписывается главной функции эго, известной как оценка реальности. Имеется в виду способность предвосхищать будущее в воображении при осуществлении лишь ориентировочных активных действий в реальном мире. Оценка реальности и терпимость к напряжению непосредственно сопряжены в качестве функций эго. Тревога. Другая проблема, с которой напрямую сталкивается эго- это тревога.

Мы уже знаем, что возникновение тревоги возможно до дифференциации эго в пренатальной жизни, затем в результате родовой травмы, а также непосредственно после рождения. Эта ранняя первичная тревога, наполняющая возбуждением, модифицируется с нарастанием способности эго оценивать реальность. Одновременно с развитием воображения и планированием действий возникает представление об опасности. Оценивающее эго теперь обладает способностью рассматривать ситуацию как потенциально травмирующую или угрожающую.

Такое суждение допускает только умеренный, контролируемый уровень тревоги, который меньше, чем мог бы переживаться в опасной ситуации. Тревожное предчувствие призвано предупредить ребенка о неких обстоятельствах, требующих преодоления. Содержание детской тревоги тоже претерпевает изменения. Основой тревоги считается неспособность самостоятельно удовлетворять физиологические влечения. Первый страх - это страх перед испытанием травматических состояний, на нем зиждется идея, что удовлетворение собственных потребностей может представлять опасность.

Примитивный принцип возмездия усугубляет раннюю тревогу. Руководствуясь анимистическим мышлением, ребенок приписывает другим свои желания. Его фантазии о поглощении окружения могут сопровождаться страхом быть съеденным родителями. Тревожные фантазии о собственном разрушении имеют то же происхождение. Другой источник тревоги заключается в сомнении, что ожидаемое удовлетворение произойдет. Это так называемый страх утраты любви - любовь в данном случае означает помощь и заботу. Тревога в указанной сфере особенно интенсивна, поскольку самоуважение регулируется снабжением извне.

Эго, любимое другими, считается сильным, тогда как эго, оставленное в опасности, представляется слабым. Отсроченное управление и функциональное удовольствие. Маленькие дети справляются с тревогой очень характерным разом. Они пытаются преодолеть напряжение активным вторением в играх и мечтах ситуации, вызвавшей напряжение. Это отсроченное управление отличается от прежнего пассивного переживания тревоги тем, что ребенок повторением ситуации сам определяет ее время и силу. Позднее он не только инсценирует в играх свое прошлое, но и предвосхищает будущее.

Согласно Фенихелю, функциональное удовольствие обычно имеет место в сочетании с эротическим наслаждением. Он приводит пример, когда взрослый подбрасывает ребенка в воздух и ловит его. С одной стороны, ребенок испытывает эротическое наслаждение посредством возбуждения чувств, связанных с сохранением равновесия, с другой стороны, он получает функциональное удовольствие за счет преодоления страха падения.

Мужество приходит постепенно ребенок обретает доверие к взрослому и убеждается, что не стоит бояться небольшой высоты. Развитие речи и мышления. Развитие речи представляет решающее продвижение в формировании эго. Научившись связывать слова и мысли, эго гораздо лучше приспосабливается к внешнему миру и собственным влечениям. Возникает магическая вера, что управление вещами обусловлено их называнием.

Общеизвестно постоянное требование детей этого возраста, чтобы им называли предметы. Таким образом, стремление к управлению инстинктивными влечениями способствует интеллектуальному развитию. Обретение речи переживается как огромная сила, и она обращает более раннее могущество мыслей в могущество слов. Ранняя речь ребенка - своего рода амулет, предназначенный для магического овладения миром с помощью слов. Магическая сила слов, согласно теории, сохраняется в клятвах, брани, поэзии.

Мышление описывается как дальнейшее совершенствование умозаключений сначала между съедобным и несъедобным, позднее между безвредным и опасным. Мышление связано с отсрочиванием действий, которые теперь, хотя и в незначительном масштабе, прогнозируются в психическом плане. Мышление служит аккультурации двух ранних автоматических реакций 1 влечение к разрядке затормаживается 2 склонность к галлюцинаторному исполнению желаний редуцируется до воображения будущих событий и впоследствии сводится к их представлению в абстрактных символах.

На этой стадии процессы мышления тем не менее не свободны от двух прежних тенденций. Прелогические эмоциональные элементы способствуют дезорганизации, противоречиям, недоразумениям. В этой примитивной фазе воображение слишком конкретно и образно, по мере своего развития мышление все больше опирается на слова. В последующей жизни прелогическое мышление имеет место у людей в состояниях усталости, сонливости, интоксикации, психоза.

Предполагается, что и в нормальном состоянии каждая мысль проходит через прелогическую фазу. Второй характеристикой самого раннего мышления является символизм. Понимание мира первоначально происходит в результате отношения к объектам как источникам удовлетворения или угрозы, поэтому стимулы, провоцирующие одинаковые реакции, рассматриваются в качестве идентичных. Иллюстрацией служит общеизвестное символическое уравнивание ухода со смертью.

Менее ясна связь между деньгами и фекалиями. И то и другое представляет собственность, сходную у каждого неиндивидуализированную, и, таким образом, существует опасность утраты собственности. Считается, что символические предствления маленького ребенка отличаются от таковых у взрослого. Змея и пенис, например, понимаются ребенком как одно и то же. С другой стороны, у взрослых происходит процесс искажения, при котором нежелательная идея пенис вытесняется и представляется посредством сознаваемого символа змеи. Подведем итог развитие речи постепенно трансформирует прелогическое мышление в логическое, организованное и адекватное мышление, которое является решающим шагом к принципу реальности.

Защита против влечений. С развитием эго следование принципу реальности, помимо отсрочивания реакций, проявляется во второй дополнительной функции. Реализация определенных влечений не только отсрочивается, но в большей или меньшей степени постоянно укрощается. Эго научася защищаться от влечений, которые опасны или неадекватны.

Обучение происходит в результате ранних травмирующих ситуаций, в которых инстинктивные побуждения не были приняты во внимание матерью, а также вследствие угроз и запретов из внешнего мира, создающих страх перед инстинктивными действиями и их последствиями. Эти защитные функции эго будут разъяснены полнее, когда мы перейдем к рассмотрению защитных механизмов. Предвестники супер-эго. В раннем детстве начинается формирование супер-эго посредством интернализации родительских запретов.

Интроекция запретов происходит из страха наказания и боязни утраты родительской любви. Часть эго становится внутренней матерью, подающей сигнал о приближении ситуации, угрожающей утратой любви. Общеизвестна сцена, в которой ребенок на грани запретного смотрит на мать, грозящую пальцем и кричащую Нет, нет! Ференци называет моралью сфинктера структуру, предшествующую супер-эго синонимы - супер-эго, обучающее туалету, висцеральная этика и т.п потому что обучение туалету часто представляет арену баталий.

Интернализованные запреты сильны угрозой наказания и одновременно слабы в том, что могут легко нарушаться, когда никто не наблюдает. Они также легко проецируются на других людей, вроде полицейского, кто выступает в роли экстернализованного наставника. В общем, запреты не носят унифицированного и организованного характера. Неофрейдистские воззрения Салливан Паратаксический модус. На первом году жизни, как мы видели, имеет место прототаксический модус переработки опыта младенец первоначально схватывает материнский образ и лишь постепенно начинает различать хорошую и плохую мать. Отсутствует ориентация во времени и месте, воспринимаются только неопределенные моментальные состояния.

По мере созревания эта недифференцированная целостность опыта разбивается на части, все еще не связанные логическим путем. События просто происходят - вместе или нет - в зависимости от обстоятельств. Процесс аналогичен грамматическому термину паратаксис, который относится к месту расположения предложений друг после друга без любой связи и, или, так как и т.п показывающей логическое отношение между ними. То, что ребенок испытывает, он имплицитно, без рефлексии, воспринимает как должное. Пошаговый процесс символической активности не существует и выводов не делается.

Переживания носят характер моментальных, бессвязных, организмических состояний. Сновидения являются иллюстрацией паратакси-ческого мышления, каналами которого в основном служат зрительная и слуховая системы.

Паратаксическое искажение случается в межличностных отношениях, когда ребенок неадекватно реагирует на окружающих. Это искажение описывается как отношение к человеку на основе его идентификации с другими людьми. Реакция переноса у больного, при которой он воспроизводит в отношениях с психотерапевтом поведение с родителями, является примером паратаксического искажения. Аутистический язык. Согласно Салливану, овладение языком играет существенную роль в развитии личности в процессе аккультурации.

Язык в коммуникации постепенно занимает место эмпатии. Раннее использование слов аутично, т.е. слова имеют сугубо личное, частное значение для ребенка. Аутизм в вербальной сфере представляет собой проявление паратаксического модуса. Коммуникация на этом уровне, естественно, трудна, поскольку символическое выражение не подлежит проверке. Воображение мало приспособлено к реальности. Маллахи говорит, однако, что аутентические символы в некоторой мере полезны в процессе вспоминания и предвидения. Трудности, с которыми ребенок сталкивается в овладении языком, иллюстрируются смешением предметов, картинок и слов. Слово кошка, например, относится к животному, бегающему вокруг дома, картинке в книжке, буквосочетанию к-о-ш-к-а под картинкой.

Комментарии Салливана следующие Я уверен, что любой ребенок замечает особенности неподвижной репродукции в книге, возможно, схожей с одним из мгновенных состояний живого котенка, и усматривает нечто очень странное в этой напечатанной репродукции, так тесно связываемой с тем же словом, которым называют беспокойное, забавное, очень активное животное.

Однако из-за бесчисленных, иногда утонченных, иногда грубоватых, взаимоотношений с носителем культуры, родителем, ребенок начинает наконец принимать в качестве соответствующего и полезного обращение к картинке как к котенку и живому существу как к котенку. Ребенок, таким образом, обучается некоторому более сложному применению символа, противоречащему действительности, к которой символ относится другими словами, он обучается различению символа и символизируемого.

Это становится возможным еще до определения понятий. Тревога и возникновение динамизма самости. Тревога наступает вслед за утратой эйфории, переживаемой младенцем в процессе эмпатии. Эйфория и тревога обратно пропорциональны. Тревога варьирует в зависимости от наград и наказаний, связанных с социализацией. Когда родители одобряют поведение ребенка в соблюдении правил туалета, он чувствует себя в безопасности и удовлетворен нежным обращением - эйфория нарастает.

Когда родители порицают неприспособленность ребенка, он чувствует опасность и испытывает тревогу - эйфория уменьшается. Даже уловки, которые прежде служили средством получения удовлетворения, такие, как крик о кормлении, могут теперь вызывать неудовольствие родителей. Подобные паттерны поведения должны быть заторможены. В результате повышается мышечное напряжение, предполагающее прежде активность.

Торможение крика, например, вызывает напряжение гортанных мышц. Мышечное напряжение этого рода представляет существенное условие возникновения тревоги. Неодобрение родителей, вызывающее тревогу, заставляет ребенка модифицировать поведение. Он обучается запоминать инциденты, провоцирующие тревогу. При улучшении способности к наблюдению усвоение ребенком паттернов одобрения и неодобрения становится более утонченным. Он усваивает необходимые действия для уменьшения тревоги, устранения болезненного дискомфорта и обретения нежности.

Тревога является негативной, ограничивающей силой в том смысле, что она препятствует наблюдательности, уменьшает способность к различению, противодействует эффективному вспоминанию и предвидению. Однако тревога побуждает ребенка выделять свои качества, которые нравятся значимым для него взрослым. Он сосредоточивается на осознании одобряемой и неодобряемой деятельности. Эта концентрация содействует развитию его самости. Постепенно появляются три персонификации я - хорошее я, плохое я и не я. Хорошее я вбирает опыт одобрения плохое я относится к состояниям тревоги не я связано с паратаксическим опытом наподобие ужаса, страха, отвращения.

Я, или самость, состоит из хорошего я и плохого я - периодическая актуализация первого или второго зависит от раннего жизненного опыта. Рекомендации Для гармоничного развития ребенка, формирования здоровой психики родителям следует обратить внимание на создание благоприятных условий еще до рождения ребенка.

Будущая мать должна культивировать в себе положительные эмоции, стараться избегать стрессов, не давать воли отрицательным эмоциям должна не забывать о том, что музыка, пение, поэзия, искусство, общение с природой успокаивают, даруют радость и чувство внутренней свободы, которые благотворно сказываются на ребенке. Отцу нужно относиться с нежностью и вниманием к своей жене, потому что ее тревоги, переживания и обиды обязательно отразятся на физическом и психическом здоровье их ребенка.

После рождения ребенка мать все время должна быть рядом с ним, должна все время любить его, улыбаться, нежно и весело разговаривать с ним она всегда должна быть готова накормить, напоить, обогреть малыша, приласкать его. Мать при этом должна быть уверена в том, что делает очень важное дело. Поскольку основной тип деятельности ребенка в младенческом возрасте - эмоциональное общение, первая потребность, которая формируется у ребенка - это потребность в другом человеке.

На развитие этой потребности надо обратить особое внимание - с ребенком надо говорить, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что ребенок еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый. Это сформирует у ребенка чувство доверия к миру, будет способствовать поощрению его исследовательской деятельности, что послужит основой для его гармоничного развития.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Этапы психического развития младенца. Развитие моторики, перцепции, памяти, мышления. Предречевое развитие

От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. В период младенчества ребенка также очень важно своевременно создавать условия… Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития.В…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ИД

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА. Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок обладает психикой. Конечно, это психика в ее первичных, зачаточных формах, мало похожая на

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА. Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы. У новорожденного нере

ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ У МЛАДЕНЦЕВ
ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ У МЛАДЕНЦЕВ. Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже у месячного ребенка м

РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ МЛАДЕНЦА
РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ МЛАДЕНЦА. Хотя развитие речи и мышления начинается в младенческом возрасте, тем не менее в течение первого года жизни формирование этих двух функций идет относительно независимыми п

ИНСТИНКТЫ И КОНЦЕПЦИЯ ЛИБИДО
ИНСТИНКТЫ И КОНЦЕПЦИЯ ЛИБИДО. Фенихель и Стерба Ортодоксальная психоаналитическая теория объясняет психические феномены как результат динамического взаимодействия сил. Конкретно взаимодействие осущ

ВОЗЗРЕНИЯ НА ИНСТИНКТ СМЕРТИ
ВОЗЗРЕНИЯ НА ИНСТИНКТ СМЕРТИ. Фрейд первоначально разделил инстинкты на две категории 1 инстинкты самосохранения или эго-инстинкты 2 сексуальные инстинкты. Конечным итогом стало разделение н

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги