Ошибочность фаталистического взгляда на способности

Ошибочность фаталистического взгляда на способности. Правильное понимание сущности способностей человека предполагает выяс- нение вопроса об их отношении к мозгу - субстрату всех психических процес- сов, состояний, качеств и особенностей. Как и все индивидуально-психичес- кие особенности личности, способности не приобретаются человеком в гото- вом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируются в жизни и деятельности.

На свет человек появляется без психических свойств, а лишь с общей возможностью их приобретения. Только в результате взаимо- действия с действительностью и активной деятельности человеческий мозг на- чинает отражать окружающий мир, обнаруживая свои индивидуально-психологи- ческие качества и особенности в том числе и способности. В таком смысле и следует понимать принятое в научной психологии положение, что способнос- ти не являются врожденными.

Защита этой точки зрения - необходимое усло- вие борьбы за научное понимание личности человека и его способностей про- тив проявлений идеализма. Еще Платон утверждал, что способности являются врожденными и что все знания, которыми пользуется человек это его вос- поминания о пребывании в идеальном мире абсолютных знаний. Учение о врожденности способностей проникает в богословскую догматику. В XVII веке в трудах французского философа Декарта подобный подход фигурирует в ка- честве учения о врожденных идеях.

С помощью этого освященного авторите- том церкви взгляда на способности утверждалось социальное, правовое, поли- тическое неравенство людей, укреплялись фаталистические воззрения на не- возможность обучения представителей низших сословий. Это реакционный и научно необоснованный взгляд на врожденность способностей, тесно связан- ный с идеалистическими представлениями о бесплотной и бессмертной душе, которую со всеми присущими ей готовыми качествами и свойствами человек якобы получает при рождении, категорически отвергается научной епсихоло- гией. Необходимо заметить, что ошибочное мнение, согласно которому способности даны человеку от рождения готовыми, распространено у нас среди некоторой части родителей и даже педагогов.

Это мнение является не столько порожде- нием реакционных психологических и педагогических теорий, сколько ре- зультатом психологической и педагогической малограмотности.

Иногда оно превращается в своего рода ширму педагогической пассивности и беспомощнос- ти некоторых воспитателей. По существу, эта удобная психологическая гипо- теза способности - готовый дар природы освобождает от необходимости за- думываться над причинами неуспеваемости того или иного ученика и прини- мать действенные меры к их устранению. Таким образом, отвергая концепцию врожденности способностей, научная пси- хология выступает прежде всего против фатализма - представления о роковой предопределенности способностей человека неким неизменным природным факто- ром. 4.2