Некоторые психологические аспекты специфики общения в Интернете

Некоторые психологические аспекты специфики общения в Интернете.

Более конкретно, можно выделить следующие проблемы. Во-первых, соотношения виртуального Я т. е. Я , которое человек использует в телекоммуникации с реальным и идеальным Я этого же человека. По данным, полученным при помощи личностного семантического дифференциала данные исследования предоставлены поисковой системой APORT виртуальная личность подростка она же - самопрезентация в Интернете более раскованна, является более эпатирующей и менее социально желательной по сравнению с реальным, и тем более, по сравнению с идеальным Я . Эту же особенность отмечают и преподаватели компьютерных клубов - по словам одного из них, дети там т. е. в Интернете отрываются. Характерно, что отрываются далеко не все дети - наряду с теми подростками, которые большую часть времени проводит в чатах, есть и те, которые чатами не увлекаются, а все больше скачивают из Интернета небольшие программы или же ищут информацию, роясь в мусоре с помощью крючьев - альтавист и палок- рэмблеров. Лейбов Р. Язык рисует Интернет 1997 Более того, есть подростки, которые, несмотря на возможность свободного доступа к Интернет, в Интернет принципиально не выходят, мотивируя это тем, что там нет ничего интересного. Отсюда возникают следующие вопросы 1.Какие характеристики личности реальной ведут к тому, что человек в сетевой коммуникации начинает конструировать непохожие на него виртуальные личности часто не одну, а несколько 2.Почему виртуальная личность наделяется определенными свойствами.

Гипотетическим объяснением того, почему одни люди конструируют виртуальные личности, а другие - нет, может быть степень социальной ригидности личности.

Выделяется два основных типа социальной ригидности.

Первый - это ролевая ригидность или ригидность Я - концепции, которая проявляется в том, что человек воспринимает себя как исполнителя строго определенного набора ролей и, соответственно, упорствует в определенных видах ролевого поведения. Второй - это диспозициональная ригидность наличие жестких установок, определяющих восприятие мира в черно-белых тонах. В исследовании А.С. Волович 1990 говорится о том, что для неригидного усвоения групповых норм необходимо, чтобы социальное Мы человека было достаточно широким, а не ограничивалось идентификацией с отдельной группой.

Это обеспечивается за счет наличия большого числа референтных групп и свободы выхода из них. Волович А. С. Особенности социализации выпускников средней школы. Здесь необходимо упомянуть, что в социальной психологии выделяются такие аспекты идентичности личности, как личная идентичность и социальная идентичность.

Причем поддержание позитивной идентичности в целом может осуществляться как за счет поддержания позитивной личной идентичности, так и за счет поддержания позитивной социальной идентичности, в зависимости от того, какой аспект идентичности в целом является преобладающим. Исходя из этого, можно предположить, что люди, которые конструируют виртуальные личности, обладают низкой социальной ригидностью, а люди, которые никогда не конструируют виртуальные личности - высокой социальной ригидностью.

Относительно идентичности этих двух групп людей можно сделать следующие предположения Люди, конструирующие виртуальные личности, либо имеют большое количество референтных групп, из которых они могут свободно выйти то есть, обладают широкой социальной идентичностью, либо же в их идентичности социальная идентичности вообще не является преобладающим аспектом, и позитивная идентичность в целом поддерживается за счет позитивной личной идентичности.

Для людей, которые не склонны конструировать виртуальные личности, может быть характерна высокая степень социальной ригидности и преобладание в идентичности в целом социальной идентичности. Конструирование виртуальных личностей может носить возрастной характер и быть связана с самоопределением. Многие авторы отмечают существование кризиса идентичности в подростковом возрасте, когда собственное Я представляется подростку размытым.

При этом виртуальные личности могут выполнять функцию самоверификации. Существует также точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных личностей в Интернете - отражение изменений структуры идентичности человека тенденция к множественности идентичности в реальной жизни, которое является отражением социальных изменений. Kelly P. Human Identity Part 1 Who are you? Келли говорит, что безусловно, мы осознаем то, что мы ведем себя по-разному в разных ситуациях.

Идея об обладании множеством Я относительно нова, но уже достаточно популярна. Например, в своей книге Life on the screen Identity in the age of Internet Жизнь на экране идентичность в век Интернета Sherry Turkle пишет Не так давно стабильность была социально ценной и культурно поощряемой. Ригидные половые роли, повторяющийся труд, надежда на то, что на одной работе или в одном городе можно оставаться всю жизнь все это делало последовательность согласованность центральным в определении здоровья.

Но эти стабильные социальные сиры были разрушены. В настоящее время здоровье описывается скорее в терминах текучести, чем стабильности. Основное значение имеет способность меняться и приспосабливаться к новой работе, новому направлению карьеры, новым половым ролям, новым технологиям. Turkle Sh. Constructions and Reconstructions of the Self in Virtual Reality Эта констатация хорошо соотносится с текучестью и возможностью выбора способов действия и самовыражения в Интернете.

Kelly P. Human Identity Part 1 Who are you? Очевидно, что для того, что бы конструировать виртуальные личности, нужно не только быть в принципе способным видеть себя как потенциального исполнителя различных ролей, но и хотеть исполнять эти роли. Можно предположить, что желание конструировать виртуальные личности может быть связано с тем, что реальность не предоставляет возможностей для реализации различных аспектов Я , или же, что действительность может быть слишком ролевой, слишком нормативной. Это порождает у человека желание преодолеть нормативность, что ведет к конструированию ненормативных виртуальных личностей.

В частности, это может проявляться в конструировании виртуальных личностей другого пола, нежели их обладатель, или вообще бесполых. В реальном обществе существуют определенные нормы, которые предписывают человеку определенного пола соответствующее этому полу поведение. В виртуальном обществе человек может быть избавлен от того, чтобы демонстрировать социально желательное для своего пола поведение, презентировавшись в сети как лицо противоположного пола. То есть, если реальное общество ограничивает возможности самореализации человека, у него появляется мотивация выхода в сеть и конструирования виртуальных личностей.

Если же человек полностью реализует все аспекты своего Я в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует. В описанном случае общение в Интернет носит характер дополнения к основному общению.

Но оно может иметь и компенсаторный, замещающий характер. Это происходит в случае формирования Интернет-зависимости Internet-addiction . 4.