Мышление и интеллект

МПС РФ Московский Государственный Университет Путей Сообщения МИИТ Институт транспортной техники и организации производства Кафедра Психологии РЕФЕРАТ По дисциплине Психология На тему Мышление и интеллект Выполнил студент группы ТВГ-312 Кашаев А.М. Проверил преподаватель Озмитин В.Д. МОСКВА 2004 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА 2. АНАЛИЗ ИНТЕЛЛЕКТА 2. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МЫШЛЕНИИ 1. СУЖДЕНИЕ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ 2. ПОНИМАНИЕ И РЕШЕНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ 12 2.3. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15 ВВЕДЕНИЕ Человеческий интеллект, или способность абстрактного мышления - одно из важнейших сущностных свойств человека.

Человек это микрокосм, в сокращенном и обобщенном виде несущий в себе бесконечное многообразие материального мира. Сущность человека как микрокосма определяет смысл человеческого существования, смысл его труда и интеллектуального творчества.

Смысл человеческого существования - не вне человека, а в самом человеческом бытии, в производстве, творении своего бытия и своей сущности. Развитие человеческой сущности происходит в процессе преобразования природной среды, создания второй природы К. Маркс. Оно имеет, следовательно, и свои внешние ориентиры - освоение мира вширь экспансия в космос и вглубь. Рассуждая более конкретно, смысл человеческого существования следует представить как бесконечное усложнение и обогащение творческого характера труда и творческих способностей человеческого интеллекта.

Величие и достоинство человека заключается в бесконечных возможностях его труда и интеллекта. Современная наука, включая философию, уже многое знает о сущности человеческого интеллекта. Наиболее общая природа интеллекта как способности отображения мира в понятиях, законы мышления, связь интеллекта с языком и т. д. раскрыты и объяснены весьма основательно.

Непосредственным предшественником человеческого интеллекта выступает так называемое конкретное мышление, или мышление конкретами, чувственными образами И. М. Сеченов, И. П. Павлов. Природа, структура и логика конкретного мышления еще весьма плохо изучены. Принято считать, что психика высших животных базируется на двух основных видах реакций - инстинктах и временных связях ассоциациях. Инстинкты - врожденные, передаваемые по наследству видовые формы поведения и отражения среды, сложившиеся в результате многих тысячелетий биологической эволюции. Ассоциации имеют прижизненный характер, формируются в результате индивидуального приспособления к среде, составляют индивидуальный прижизненный опыт животного.

Ассоциации - отражение внешних связей между различными воспринимаемыми животными явлениями среды - звуками, запахами и т. д. Инстинкты и ассоциации, в их сложной форме, входят также в состав психики человека, образуя очеловеченный биологический фундамент его сознания, интеллектуальной деятельности. К инстинктам человека можно отнести основной, обобщающий инстинкт жизни или самосохранения, двигательный, половой, родственный, познавательный инстинкты.

Согласно представлениям современной психофизиологии психическая деятельность животных и человека имеет свою физиологическую основу или фундамент, которая составлена, прежде всего, безусловными врожденными, видовыми и условными прижизненно образующимися рефлексами. Теория условных и безусловных рефлексов, созданная И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, которые понимали рефлекс как чисто физиологическое явление, лежащее в основе психической деятельности, и их многочисленными последователями, раскрывая физиологический фундамент психической деятельности, способствовала поискам путей экспериментального исследования психики.

Существовали различные варианты концепции рефлекторной природы психики - от почти полного сведения психического, к рефлексам и физиологическому до попыток отстоять относительную самостоятельность и специфичность психического в рамках рефлекса, однако все они фактически признавали рефлекс первой и исходной единицей психической деятельности и, следовательно, интеллекта.

Разрабатывая концепцию рефлекторных основ психики животных и человека, И. П. Павлов категорически возражал против объяснения психических явлений у человека условными рефлексами. Более того, И. П. Павлов считал, что и психическая деятельность животных не является совокупностью условных рефлексов.

У человекообразных обезьян и, шире, высших животных существует способность образования своего рода знания. Уловления нормальной связи вещей. Чем такого рода реакции или связи в психике ассоциации животных отличаются от условных рефлексов Условный классический рефлекс - это нервная связь двух пунктов коры больших полушарий, фиксирующая отображающая связь какого-либо внешнего явления звук, запах и др выступающего в качестве индифферентного для организма внешнего раздражителя, с другим, непосредственно биологически значимым для организма пищей, врагом и т. д Само по себе безразличное для организма, не имеющее непосредственной биологической значимости явление например, звонок, связанное с появлением пищи, становится сигналом пищи, безусловного раздражителя и приобретает, поэтому биологическую значимость для организма.

Связь звонка с пищей имеет характер временного совпадения, т. е. внешней связи. Однако сигнальная связь обладает объективным смыслом для животного, ибо свидетельствует о появлении пищи, врага и т. п. Поэтому условный рефлекс не является некой простой механической связью совершенно разнородных событий и может служить генетической предпосылкой образования более сложных, психологических связей, означающих образование знания, уловление нормальной связи вещей.

В связях типа, названного И. П. Павловым образованием знания, отображаются внешние, а не причинные, сущностные связи вещей, однако в этих внешних связях выражаются, просвечивают необходимые, сущностные связи, ибо биологическая значимость внешних явлений имеет не случайный, существенный характер.

Животное мыслит чувственными образами, а не понятиями, которые единственно способны схватывать сущностные стороны действительности. Однако имплицитно, в скрытой и неосознанной форме, это знание отображает сущностные стороны действительности. Приспособительный способ существования животного обусловливает непосредственное знание явлений, в то время как сущностная сторона реальных явлений остается скрытой.

Сущность жизни заключается в неустранимой тенденции живого к самосохранению, осуществляемой Путем адаптации, приспособления к среде. Для приспособительного способа существования необходимо и достаточно отображение внешних сторон действительности. Человек возникает в результате закономерного развития внутреннего противоречия жизни абсолютная по своей природе тенденция живого к самосохранению выносит живое за пределы относительно слабого и ограниченного способа деятельности - приспособления к среде и порождает более эффективный и мощный способ деятельности -преобразование среды, производство своего собственного существования, свойственный человеку как высшей форме материи. 1.

ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА

. Последний рассматривал интеллект как целостную способность к абстрактн... Кэрролл, автор книги Познавательные способности человека, подчеркивает... Соответственно индивидуальные различия в развитии интеллекта определяю... Данное понимание соотносимо с теоретической моделью развития интеллект...

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

Субтесты Числовые ряды и Арифметика использовались им для характеристи... При анализе данной теоретической модели очевидно ее известное соответс... В соответствии с данными теоретическими основаниями и практическими ре... Наибольшее распространение получили классификации когнитивных стилей Г... Надо отметить, что вряд ли возможно жестко разделить детей по преоблад...

АНАЛИЗ ИНТЕЛЛЕКТА

Р. 2. Потребность в ярком неярком свете. 5. 6.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МЫШЛЕНИИ

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувстве... Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде ... Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учт условий действия... Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития ...

СУЖДЕНИЕ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для... Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкре... ПОНЯТИЕ И УСВОЕНИЕ . 2.2. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека.

ПОНИМАНИЕ И РЕШЕНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений... Понимание может быть включено в процесс восприятия объекта и выражатьс... ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ В зависимости от того, какое место в мыслительном процес... Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются яр... Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мыс...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К концу юношеского возраста формирование основных психических процессов завершается, прежде всего, мышления. В эти годы мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных процессов. Интеллект становится речевым, а речь интеллектуализированной.

Идет процесс формирования научных понятий, содержащих в себе основы научного мировоззрения человека. Также приобретают окончательные формы умственные действия и операции, понятиями опирающиеся на логику рассуждений и отличающие словесно-логическое, абстрактное мышление от наглядно-действенного и наглядно-образного. Интеллектуальное развитие это понятийный строй мышления речевой интеллект и внутренний план действия. Три представленных основных направления интеллекта не существуют независимо друг от друга.

Они не могут формироваться вне связи друг с другом. Интеллект это решение практических и теоретических задач. Практические задачи интеллекта это предприимчивость экономность расчетливость и умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. Развитым можно считать такое практическое мышление, которое обладает всеми указанными свойствами. Сформировать эти свойства достаточно сложно. ЛИТЕРАТУРА 1. Зарудина А.А Психология под редакцией, М 1989. 2. Дьяченко О.М. Проблемы индивидуальных различий в интелликтуальном развитии, М. Проблемы психологии 4-97. 3. Немов Р.С Психология.

М. Владос, 1997.