рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в

Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в - раздел Психология, История психологии Психологическая Мысль И Развитие Взглядов На Систему Психики Человека В Xviii...

Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в. В этом веке, как и в предшествующем, в Западной Европе происходило дальнейшее укрепление капиталистических отношений. Индустриальная революция превратила Англию в могущественную державу. Глубокие политико-экономические изменения привели к революции во Франции. Расшатывались феодальные устои в Германии. Расширялось и крепло движение, названное Просвещением. Мыслители, представлявшие это течение, считали главной причиной всех человеческих бед невежество, религиозный фанатизм, требовали вернуться к естественной неиспорченной природе человека, покончить с суевериями, со слепой религиозной верой, утвердить в умах людей взамен ложного знание научное, проверенное опытом и разумом.

Предполагалось, что, следуя этим путем, удастся избавиться от социальных бедствий и пороков с тем, чтобы повсеместно воцарились добро и справедливость. Эти идеи приобретали в различных странах различную тональность соответственно своеобразию их общественно-исторического развития.

Наиболее ярко идеи Просвещения исповедовались на французской почве в преддверии революции, покончившей с феодально-абсолютистским строем. В Англии, где буржуазные отношения утвердились раньше, чем во Франции, главным идеологом Просвещения стал Дж. Локк. Его соотечественник физик и математик И. Ньютон 1643 1727 создал новую механику, повсеместно воспринятую как образец и идеал точного знания, как великое торжество разума.

В новом свете представления о психике человека были освещены в трудах Юма. Мнение Юма о том, что понятие о субъекте может быть сведено к пучку ассоциаций, было направлено своим критическим острием против представления о душе как особой, дарованной Всевышним сущности, которая порождает и связывает между собой отдельные психические феномены. Предположение о такой спиритуальной субстанции защищал, в частности, Беркли, отвергавший субстанцию материальную.

Согласно же Юму, душа есть нечто вроде театральных подмостков, где проходят чередой сцепленные между собой сиены. Учения об ассоциациях английских мыслителей XVIII века, как в материалистическом, так и идеалистическом вариантах, направляли научные поиски многих западных психологов двух последующих веков. Самыми радикальными критиками любых учений, допускающих влияние на природу и человека сил, ускользающих от опыта и разума, выступили французские мыслители.

Они объединились вокруг 35-томной Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел 1751 1780, освещавшей новейшие достижения человеческого знания поэтому их принято называть энциклопедистами. В энциклопедии с материалистических позиций излагались и вопросы психологии. Крайним сенсуалистом зарекомендовал себя философ Этьен Бонно де Кондильяк 1715 1780. Для наглядности он предложил образ статуи, которая поначалу не обладает ничем, кроме способности ощущать. Стоит ей, однако, получить извне первое ощущение, хотя бы самое примитивное например, обонятельное, как начинает действовать вся психическая механика. Как только один запах сменяется другим, сознание готово получить все то, что Декарт относил на счет врожденных идей, а Локк - рефлексии.

Силь-яое ощущение порождает внимание сравнение одного ощущения с другим становится функциональным актом, который определяет дальнейшую умственную работу и т. д. В отличие от статуи Кондильяка, Жюльен-Ламет-ри 1709 - 1751, предложил образ человека - машины.

Именно так он озаглавил свой выпущенный под чужим именем трактат. Из него явствовало, что наделять организм человека душой столь же бессмысленно, как искать ее в дейсвиях машины. Ламетри считал, что выделение Декартом двух субстанций - не более, чем стилистическая хитрость, придуманная для обмана теологов. Декарт устранил душу из организма животных Ламетри доказывал, что не нуждается в ней и человеческий организм, с которым сопряжены психические способности они продукт его машиноподобных действий.

Другими лидерами движения за новое мировоззрение выступили К. Гельвеций 1715 - 1771, П Гольбах 1723 - 1789 и Д. Дидро 1713 - 1784. Отстаивая принцип возникновения мира духовного из мира физического, они трактовали наделенного психикой человека - машину как продукт внешних воздействий и естественной истории. Завершающий период в развитии французского материализма представлен врачом-философом Пьером Кабанисом 1757 1808. Ему принадлежит формула, согласно которой мышление - это функция мозга.

Свой вывод Кабанис подкреплял наблюдениями, подсказанными кровавым опытом революции. Ему было поручено выяснить, осознает ли казнимый на гильотине человек свои страдания о чем могут свидетельствовать, например, конвульсии. Кабанис ответил на этот вопрос отрицательно движения же обезглавленного тела имеют, по его мнению, рефлекторный характер и не осознаются, ибо сознание - функция мозга. Понятие о функции, выработанное физиологией применительно к различным органам, распространялось, таким образом, и на работу головного мозга Впрочем, формула Кабаниса была использована для вульгаризации философии материализма ее противниками.

Кабанису приписали мнение о том, что мозг выделяет мысль, подобно тому как печень - желчь, а почки - мочу. На деле же, говоря о сознании как функции головного мозга, Кабанис имел в виду совершенно иное. К внешним продуктам мозговой деятельности он относил выражение мысли словами и жестами за самой же мыслью, подчеркивал он, скрыт неизвестный нервный процесс.

Французские материалисты эпохи Просвещения сыграли позитивную роль в интеллектуальной жизни Европы. Они отстаивали идею целостности человека, нераздельной связи его телесно-духовного бытия с окружающей средой природной и социальной, культивировали веру и способность чувственного опыта служить единственным гарантом рационального знания о неисчерпаемом внешнем мире, в нераздельность психических явлений и нервного субстрата, который их производит.

Доказывая необходимость перехода от умозрительного изучения этой нераздельности к ее эмпирическому исследованию, призывая искать корни явлений, считавшихся порождением бестелесной, соединяющей человека с Богом души, в доступной для скальпеля и микроскопа нервной ткани, энциклопедисты подготовили почву для движения научной мысли следующего столетия в новом направлении. Завершающий этап развития представлений о природе психики XIX - XX вв. В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике.

Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом физиологии было анатомическое начало. Функции в том числе психические исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Умозрительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.

Так, фантастическая по своей эмпирической фактуре рефлекторная схема Декарта оказалась правдоподобной благодаря обнаружению различий между чувствительными сенсорными и двигательными моторными нервными путями, ведущими в спинной мозг. Открытие принадлежало врачам и натуралистам чеху И. Прахазке, французу Ф. Мажанди и англичанину Ч. Беллу, 0по позволило объяснить механизм связи нервов через так называемую рефлекторную дугу, возбуждение одного плеча которой закономерно и неотвратимо приводит в действие другое плечо, порождая мышечную реакцию.

Наряду с научным для физиологии и практическим для медицины это открытие имело важное методологическое значение. Оно опытным путем доказывало зависимость функций организма, касающихся его поведения во внешней среде, от телесного субстрата, а не сознания или души как особой бестелесной сущности. Второе открытие, которое подрывало версию о существовании этой сущности, было сделано при изучении органов чувств, их нервных окончании.

Оказалось, что какими бы стимулами на эти нервы ни воздействовать, результатом будет один и тот же специфический для каждого из них эффект, например, любое раздражение зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек света. На этом основании немецкий физиолог Иоганнес Мюллер 1801 1858 сформулировал закон специфической энергии органов чувств никакой иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань, не обладает.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История психологии

Затем, после перехода на более высокую стадию развития общества, пришло понимание себя, как части окружающего мира, части мира, созданного богами,… Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере,… Развития представлений о системе психики человека в период античности и античной культуры.Античность ознаменовала…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Развития представлений о системе психики человека в период античности и античной культуры
Развития представлений о системе психики человека в период античности и античной культуры. Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества, культурный расцвет, возникновение многочи

Психологическая мысль в XVII в
Психологическая мысль в XVII в. XVII век стал эпохой коренных изменений в социальной жизни Западной Европы, веком научной революции и торжества нового мировоззрения. Его предвестником был ит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги