Виды измененных состояний сознания

Виды измененных состояний сознания. Арнольд Людвиг сформулировал определение измененного состояния сознания ИСС как любое психическое состояние, вызванное разнообразными физиологическими и психологическими маневрами или фармакологическими веществами, которое может субъективно распознаваться самим субъектом или объективным наблюдателем этого субъекта и весьма отклоняется от подвижного бодрствующего сознания.6 Если рассматривать сознание в виде многомерного пространства, где каждое измерение представляет какую-то грань восприятия или чувственного опыта, то различные ИСС можно охарактеризовать как континуум разных измерений.

Что касается харизматических групп, то в этот диапазон измерений входят ощущение времени, персональная идентичность, зрительное восприятие и инстинктивные потребности организма.

Каждое измерение добавляет полноты персональному состоянию сознания и позволяет находить подобия и различия между различными измененными состояниями. Можно выделить четыре шкалы ИСС 1. Изменение эмоциональных состояний. 2. Изменение восприятия мира. 3. Изменение волевого самоконтроля. 4. Изменения самосознания и самотождественности личности. Конкретные трансовые состояния или ИСС можно рассматривать как суперпозицию соответствующих четырех параметров.

Изменение эмоциональных состояний психики включает в себя как количественные изменения, связанные с изменением интенсивности обычных эмоций, так и качественные, связанные с достижением нестандартных эмоциональных состояний.

В различных древних источниках описываются четыре базовых эмоциональных состояния, причем можно провести параллели между этими описаниями в разных культурах.

Так, в индийской традиции выделяют следующие состояния - вира - героическое состояние, готовность к действию, защите других, принятию ответственности - бхога - удовлетворенность, расслабленно-милостивое состояние - йога - рефлексия и самоуглубленность - абхичарика - состояние всепоглощающего гнева, потребности в разрушении.

Данные состояния считались идеальными, их, по представлениям индусов, в чистом виде могли достигать только боги или великие мудрецы. Однако состояние религиозного экстаза могло приближаться к одному из этих состояний. Описанная система во многом перекликается с тибетской традицией ваджраяны, в которой подобные состояния соответствовали различным сторонам четырехугольной мандалы, выражавшей психическую жизнь человека. Индийские мистические учения, наравне с тибетскими, буддизмом и даосизмом, наиболее глубоко проработали и широко применяли ИСС прим. автора.

Похожие изменения эмоциональных состояний наблюдали С. Грофф и его последователи в ходе исследования данного феномена. На основании анализа описаний пациентов, которых вводили в ИСС с помощью ЛСД, а также интенсивных дыхательных методов ребефинга, холотропного дыхания и т.д С. Грофф установил, что все они испытывали сходные эмоциональные состояния. Ученый назвал эти состояния четырьмя пренатальными матрицами. 1.Изменения в восприятии окружающих объектов, абстрактные и эстетические переживания и фантазии, характеризующиеся специфической стимуляцией сенсорных модальностей - кинестетической, слуховой, зрительной. 2.Биографические, включающие комплексы эмоционально значимых воспоминаний и символические переживания, которые можно расшифровать в рамках теоретических схем Фрейда и Адлера. 3.Перинатальные - переживания, связанные с повторным проживанием биологического рождения и конфронтацией со смертью.

Этапы рождения и смерти связаны, по Гроффу, в системы конденсированного опыта - динамические сочетания воспоминаний с сопутствующими им фантазиями из различных периодов жизни человека, объединенные сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивными телесными ощущениями одного и того же типа и другими элементами. 4.Очень широкий спектр трансперсональных переживаний, включающий архетипические переживания, паранормальные явления, глубокие мистические прозрения. 4 Известны и другие классификации эмоциональных состояний.

Так, индийская традиция выделяет 18 базовых эмоциональных состояний раса, из которых 10 считаются земными, человеческими, а 8 - высшими, божественными.

К человеческим раса относились любовь, смех, сострадание, гнев, мужество, страх, отвращение, изумление, спокойствие, родственная близость. Божественные раса достигаются с помощью медитаций и не могут быть описаны человеческим языком. Изменение восприятия или способа видения мира могут носить как глобальный, так и локальный характер.

К первым относятся зрительные, слуховые галлюцинации и псевдогаллюцинации, полностью изменяющие характер окружающего мира. К локальным изменениям восприятия относятся эффекты зрительных, аудиальных и кинестических агнозий, проявляющихся, например, у экстрасенсов. Кинестетические сенсопатии, возникающие в связи с диагностическими и лечебными манипуляциями, представляли собой ощущения тепла, холода, покалывания, боли или вибрации в кончиках пальцев или ладонях, чувство потока энергии, проходящего по телу и рукам.

Сенсопатии зрительной модальности представляли собой видения ауры или внутренних органов пациентов и у большинства испытуемых сопровождались ощущением сужения сознания. Сенсопатии аудиалъной модальности выражались в обращении к тем или иным высшим силам Богу, Абсолюту, энергоинформационному полю и получении от них ответов. Изменение волевой составляющей психики человека проявляется в так называемых автоматизмах - психических состояниях, в которых человек совершает действия, неподконтрольные воле, разуму или неосознаваемые вообще. Наиболее мягкой формой автоматизма является совершение действий по приказу свыше.

В эзотерических учениях энергоинформационное поле делится на несколько видов Эгрегор поле, созданное разумами группы людей от мелкой группы до этносов. Ментал общее энергоинформационное поле всех ныне живущих людей Астрал энергоинформационное поле Земли, включающее в себе все существующие энергоинформационные поля. по К.Кастанеде В этом случае у человека остается возможность не выполнить приказ, если он не соответствует его моральным или какими-либо иными нормам.

При более сильных проявлениях автоматизмов человек может осознать, что действия, совершаемые его телом, регулируются не им. Предельным проявлением автоматизма является совершение человеком действий, память о которых полностью утрачивается. Фактически некоторый отрезок времени полностью выпадает из жизни человека. Природа автоматизмов может быть различной.

Зачастую автоматизм - это проявление болезненных психических состояний, принимающих религиозные формы, например религиозный бред. Автоматизмы могут быть также индуцированы методом внушения или появляться вследствие психологического заражения. Последнее особенно часто проявляется в харизматических системах. Некоторые религиозные системы придают автоматизмам очень большое значение и используют особые методы для их достижения.

Прежде всего это некоторые шаманские практики, направленные на вселение духа, известные как в первобытных культурах, так и в более современных религиозных системах, типа ваджраяны, суфизма, бон, вуду худу. Подобное вселение духа представляет собой трансовое состояние, в котором доминирующим психическим образованием, управляющим поведением человека, является одна из вторичных субличностей, в обычных условиях вытесненная на подсознательный уровень. Для достижения этого состояния использовались в основном психологические методы, такие как особые движения, вибрации, пение повторяющихся звуковых сочетаний, кружение на одном месте и другие методы, утомляющие и отключающие сознание.

В качестве примеров таких методов вспомним кришнаитскую джапа-медитацию и суфийские кружения. При глубоком гипнозе и т.н. зомбировании человек утрачивает память о совершенных ранее действиях прим. автора. Идеи слияния с божеством присущи различным культурам индийской, тибетской, техникам слияния с идамом особым духом, шаманизме, когда происходит временное слияние шамана с духом-помощником во время шаманского транса, и даже христианстве.

Сущность пути слияния состоит в том, что сознание адепта временно или навсегда сливается с одной из субличностей индивидуального или коллективного бессознательного чаще сверхсознательного, приобретая при этом знания, опыт и возможности этой субличности. Если индивидуальное я при этом уничтожается, адепт достигает и конечной цели освобождения, т.е. выхода из всех этических и духовных перипетий, связанных с борьбой подсознания и сверхсознания.

В зависимости от того, происходит ли объединение сознания с подсознательными или сверхсознательными архетипами, речь идет о слиянии с Богом либо о повышении Природности, возврате к Природе, слиянии с ней. В ходе исследований, проводимых в рамках трансперсональной психологии, появились различные классификации степени самотождественности личности. Одну из них приводит Д. Корнфильд. Согласно его представлениям, существует несколько уровней развития человека, которые в разных традициях описываются по-разному.

На первом уровне люди просто осознают, что они спят. Это одно из самых важных прозрений. Стараясь фиксировать внимание на себе и пребывать в настоящем настолько, насколько это возможно, на протяжении всего дня они изумляются тому, как долго пребывают в состоянии автопилота. Это прозрение означает начало изменений, поскольку люди начинают видеть преимущества реального пробуждения и стремиться к более интенсивной практике, к более реалистичному видению себя в своем мире. Второй уровень прозрений условно можно назвать уровнем психодинамических или персональных откровений.

Люди начинают более отчетливо видеть паттерны своих мотиваций и своего поведения. Человек может, например, заметить Надо же, когда я обратил на это внимание, то понял, что всегда рассказываю людям что-то определенным образом, потому что постоянно жду одобрения, или Я всегда стараюсь выглядеть хорошо, или Я всегда боюсь этого и т.д. В ходе осознавания посредством слушания и концентрации внимания возникает озарение, которое очень похоже на психотерапевтический инсайт.

Прозрение и согласие, которые приходят когда безоценочно сознаются наши структуры, способствуют психическому равновесию, усвоению способов уменьшения неврозов и страданий. Глубже психологических прозрений лежат уровни практики, о которых часто упоминает восточная классическая литература. Это уровни различных состояний транса, или дхъяны - очень высокой поглощенности или концентрации.

Подобные состояния концентрации имеют тот недостаток, что ведут прежде всего к измененным состояниям сознания, а не к фундаментальным и устойчивым изменениям личности. И наконец, область опыта, лежащего за психодинамическим и личностным уровнем это надличностные переживания. На этом уровне осознавания возможен целый спектр различных переживаний. Так, человек может разотождествиться со своим телом или разумом, начиная видеть, как возникают желания и мотивации, независимо от содержания конкретного желания.

Можно ясно увидеть, как от мгновения к мгновению растворяется самость, и это часто ведет в область страха, ужаса, своеобразной внутренней смерти. Позже из этого сознавания спонтанно возникает отпускание личной мотивации, а вместе с этим растет сознавание любви, или в терминологии буддизма сознание Бодхисаттвы. Когда твердыня самости разрушена, возникает видение метафизической связи между всем окружающим, которое приводит к различным альтруистическим состояниям и, возможно, к высшей степени просветленности, когда мы способны видеть свое существование как игру в энергетическом поле, которым является весь мир. На этом же уроне возможно отождествление себя с одним из архетипических образов или переживание базовых натальных матриц.

Наиболее глубокие исследования этих состояний провел С. Грофф, используя сеансы ЛСД-терапии и других искусственно индуцируемых трансовых состояний, например дыхательных техник.

Он выделил следующие типы подобных переживаний 1. Переживания эмбриона и плода. 2. Архетипические переживания и сложные мифологические эпизоды. Среди наиболее универсальных архетипов, с которыми может отождествляться человек образ Матери, Отца, Ребенка, Женщины, Мужчины или Любящего. Многие обобщенные роли воспринимаются как сакральные, как воплощенные архетипы Великой Матери, Ужасной Матери, Матери-Земли, Матери-Природы, Великого Гермафродита или Космического человека.

Часто встречаются архетипы, олицетворяющие определенные аспекты личности Тень, Анимуса или Аниму и Персону. Нередко неискушенные люди рассказывают истории, очень напоминающие древние мифологические сюжеты Месопотамии, Индии, Египта, Греции, Центральной Америки и других стран. Эти истории можно сравнить с юнговским описанием неизвестных, но явно архетипических тем детских снов и снов наивных пациентов, а также с симптоматикой некоторых людей, страдающих шизофренией. Отмечалось, что в результате ЛСД-сессий некоторые люди проникают в различные системы эзотерического знания.

Так, люди, не имеющие понятия о Каббале, переживают состояния, описанные в книге Зогар и Сефер Ие-цира, и демонстрируют неожиданную осведомленность в каббалистической символике. Подобный феномен внезапно сформированного понимания наблюдался также в таких древних формах предсказания, как по книге И-цзин Книге перемен или картам Таро. 3. Соматические эффекты, подобные активации чакр в индийской традиции ощущение мгновенного и мощного высвобождения энергии, движения ее по телу, сопровождающееся глубокими и драматическими переживаниями. 4. Сознание Универсального Разума, в котором человек переживает всеобъемлющее единство существования. 5. Сверхкосмическая и метакосмическая пустота, которая, возможно, соотносится с переживанием махашунь-яты в буддизме. 4 1.3.