рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Возникновение психологии как науки

Возникновение психологии как науки - раздел Психология, Учение о физиологии Возникновение Психологии Как Науки. Новому Классу- Буржуазии- Наука Была Нужн...

Возникновение психологии как науки. Новому классу- буржуазии- наука была нужна как для развития производительных сил, так и для идеологической борьбы с классом феодалов и поддерживающей их церковью.

В этот период в Европе стали раздаваться смелые голоса, критиковавшие церковные догматы и связанные с ними представления о независимости души и тела. Так, например, Пьетро Помпонацци1462-1525, развивая материалистические идеи считал, что мышление и материя неразрывно связаны, поэтому душа человека умирает вместе с телом, и что материальный мир, действуя на органы чувств, вызывает у человека определнные ощущения. Другой выдающийся представитель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи среди многосторонних интересов к искусству, науке и технике уделял большое внимание анатомии и физиодогии, в результате чего высказал материалистические мысли о чувственности человека, отражающей предметы объективного мира. Зарождение психологии как самостоятельной науки связывают, обычно, с именем французкого философа Рене Декарта 1596-1650 и с его борьбой против средневековой сховастики.

Центральное место в философии Декарта занимал вопрос о критерии достоверности знаний. Его не устраивали ссылки на авторитет Аристотеля или на авторитет отцов церкви.

Всякое познание, согласно Декарту, должно начинаться с сомнения. Есть только одна вещь, в которой нельзя сомневаться это реальность своего сознания. Cogito ergo sum- Я мыслю, следовательно, я существую так формулировл Декарт сво кредо. И хотя система, которую он издал и которая получила название- дуализм, была во многом наивна, интерес Декарта к проблемам сознания и мышления значительно способствовал систематизации знаний в этой области, приведшей к обособлению психологии как самостоятельной дисциплины.

Наидольшую роль в развитии материалистического отношения к функции мозга сыграло также представление Декарта о рефлекторном механизме взаимоотношения организма и среды. Однако его взгляды, в силу ограниченности научных знаний того времени, носили вульгарно-материалистический характер. Организм животного он уподоблял несложным машинам часам, кузнечному меху и т.д. и полагал, что в результате действия внешнего предмета на органы чувств, нити, идущие в нервных стволах к мозгу, натягиваются.

Это приводит к открыванию клапанов, расположенных на внутренней поверхности мозга. Животные духи, находящиеся в полсти мозга, таким образом получают возможность проникнуть в выходящие из мозга нервы и течь по ним к мышцам, раздувая их, вследствие чего и осуществляется движение. Декарт понимал, что этим механизмом трудно объяснить поведение человека, поэтому в соответствии со своей дуалистической философией он подчинил его высшему разуму, бесмертной душе. Очевидно, из-за ссылок на бога, о могуществе и благости которого свидетельствуют слаженные взаимоотношения духа и ощущения, католическая церковь сразу не разобралась в существе его научных взглядов.

Это произошло лишь через 13 лет после смерти Декарта, в результате чего список его сочинений был включн в Индекс запретных книг. Психология 18-19 иначала 20-го веков. Матеориалистические идеи Р. Декарта оказали существенное влияние на развитие взглядов французких материалистов 18 века. Так, философ и врач Ж. О. Де Ламерти 1709-1751 воспринял от Декарта его механистическую теорию человеческого тела. Характерны названия трудов, в которых он изложил свои взгляды Естественная история души1745, и Человек-машина 1747. Ламерти считал, что между умом чловека и животных существует лишь количественное различие и что поведение животного есть результат отражения внешних условий на мозговом экране. Поэтому он становился сторонником детерминистской философии, согласно которой мышление есть проявление деятельностии нервной системы.

Эти материалистические воззрения были причиной гонений, которым Ламетри подвергался со сторны духовенства.

Идеи Ламетри, в свою очередь, оказали влияние на другого философа и врача 18 века- П.Ж. Кабаниса1757-1808. В его учении, изложенном в книге Отношения между физической и нравственной природой чловека 1802, центраьное место занимает вопрос о роли ощущений. Кабанис был участником французкой революции и ему случалось присутствовать при гильотировании, поэтому философские размышления приводили его к постанове практического вопроса сознат ли человек что-либо сразу после обезглавливания Точка зрения Кабаниса была такова, что сознание зависит от мозга, а душа-от тела. Близкими к французким материалистам по мировоззрению были английске философы- материалисты 18 века, особенно Д. Гартли1733-1804. Гартли по праву считается основоположником ассоциативной психологии. Согласно его взглядам, психические явления рождаются из ощущений.

Все представления и понятия есть бесконечное число ассоциаций, связей, ощущений, которые в конечном счте и составляют психическую жизнь.

Психические явления Гартли считал следствием физиологических процессов, которые возникают в результате вибрации нервного вещества. Эта вибрационная теория была как бы предтечей материалистических представлений И.М. Сеченова об ассоциациях как физиологических механизмах рефлексов головного мозга. Вместе стем вибрацилнная теория способствовала в 19 веке развитию субъективно-идеалистического учения об ассоциациях идей. Материалистических взглядов на психику придерживался также американский психиатр Д. Раш 1786-1869. В основу лечения душевных заболевний он положил представлеия о том, что психическая деятельность есть работа органов чувств и мозга, который способен формировать образы объектов. Большое значение, по мнению Раша, имеют внешние и внутренние речевые процессы.

Д.Раш резко критиковал идеалистические взгляды на психику.

К пониманию истинных механизмов работы головного мозга близко подошл выдающийся чешский анатом и физиолог Й. Прохаска. Ответное действиее организма на внешнее воздействие он назвал рефлексом, сила которого соответствует силе раздраженния. Значительный прогресс в психологии был связанн с попытками ввести количественные оценки в изучение различных психических явлений. Заслуга здесь принадлежит лейпцингскому профессору анатомии и физиологии Э. Веберу 1804-1891, много работавшему в области изучения тактильной чувствительности.

Особо известны его эксперименты, относяшиеся к различительной чувствительности. Так, им было обнаружено, что наименьшее восринимаемое различие находится в постоянном отношении с весом, каков бы нибыл этот последний. Обобщение в этой области принадлежало другому лейпцингскому учному, врачу, а затем физику- Т. Фехнеру 1801-1887, который стремился найти зависимость между интенсивностью стимуляции и интенсивностью ощущения.

Свои исследования по этому вопросу он изложил в книге Элементы психофизики. Фехнером был сформулирован закон, известный теперь как закон Вебера-Фехнера. Согласно ему, прирост ощущения пропорционален приросту логарифма интенсивности, где С-коэффициент пропорциональности. Другой подход, также приведший к проникновению в психологию количественных методов, был связан с изучением явления, которе впоследствии получило название время реакции. Было обнаружено, что реакция на раздражитель не возникает сразу, а несколько запаздывает, причм это запаздывание не одинаково.

Это наблюдение было сделано в связи со сравнением моментов, в которые разные наблюдатели отмечали прохождение звезды через координатную сетку телескопа. Первоначально это привело даже к тому, что один из ассистентов Гринвичской обсерватории был уволен, т.к. по мнению директора обсерватории, он отмечал прохождение звезды через меридиан с опозданием на десятую долю секунды. Это произошло в конце 18 столетия, и лишь спустя четверть века в результате систематических нблюдений другого астронома было установлено, что каждый человек имеет сво индивидуальное время реакции.

Большая работа по изучению времени реакции, а также по внедрению в психологию других способов количественного изменения реакций была проведена профессором психологии Лейпцигского университета В. Вундтом1832-1920, ранее занимавшимся физиологией. Он считается основателем экспериментальной психологии, явившейся одной из предтеч учения о высшей нервной деятельности.

Как уже было сказано, в становлении высшей нервной деятельности наряду с экспериментальной психологией немалую роль сыграла также и зоопсихология, возникновение кторой связано с именем Ч. Дарвина1809-1882, а именно с его трудом Выражение эмоций у животного и человека. Действительно, установив непрерывность эволюционого процесса образования видов, Дарвин усмотрел элементы общности между психикой человека и животных, показав, в частности, что эмоциональное проявление человека, можно рассматривать как дальнейшее развитие функций животных, имеющих полезный характер.

Конец 19 и начало 20 века было периодом расцвета экспериментальной психологии и вместе с тем е кризиса. Найчный подход к исследованию психики открывал широкие перспективы изучения фунций мозга, но доминирование взгляда на психику, как на особое явление, не имеющее ничего общего с физиологическими процессами, препятствовало этому. Психике человека приписывали таинственные особенности, будто бы не познаваемые объективным путм, а животных наделяли чувствами и переживаниями, свойственными человеку.

Противоречия между аучными фактами и уморительными объяснениями их привели к распаду психологии нанесколько направлений, пытавшихся преодолеть кризис, возникший в недрах науки. Против антроморфизма и интроспекции зоопсихологов и психологов выступили Л.Морган, автор книги Привычки и инстинкт1899, а также Ж. Лб- автор теории тропизмов. Ж.Лб считал, что понятия, применяемые при описании поведения организма, должны быть объективными.

Согласно его теории, поведение животных, подобно движению планеты, определяется внешними силами, организмы бездушны и, как всякая материя, подчиняются физико-химическим законам. Лб считал, что трофизмы, возникающие под влиянием внешнего воздействия у растений и низших животных, служат главным механизмом поведения животных. Однако Лб был вынужден признать наличие у высших животных ассоциативной памяти, представляющей нервные следы предыдущих поведенческих реакций.

Сходной точки зрения придерживался психолог Г.Дженнингс, но, в отличие от Лба, он пользовался введнным Сенсером понятием проб и ошибок. Он считал, что в результате проб и ошибок животное выучивается находить правильное решение задачи. В общем это было научное стремление к познанию первопричины поведения животных, его физико-химически основ, но оно доводилось до абсурда стиранием качественных особенностей живого и неживого. Особенно значительным событием в экспериментальной психологииконца 19 века было появление нового направления- бихевиоризма.

Один из основоположников бихевиоризма-американский психолог Э.Торндайк1874-1949- изучал поведение цыплят, кошек, собак и обезьян объективным путм. Животное помещалось в ящик и могло выйти из него к пище или на свободу, выучившись открывать дверцу. В результате наблюдений Торндайк сформулировал три главных закона обуения-пользы, эффекта и упражнения. Суть этих законов в том, что полезные действия животного, в силу их связи с приятным чувством в результате выхода, освобождения из клетки, закрепляются, а вредные, вызывающие неприятные чувства, исчезают.

Полезные действия становятся тем прочнее, чем больше организм в них упражняется. Трондайк и его последователи накопили большой и интересный материал относительно скорости обучения различных животных, длительности удержания навыков и т.д. В отличие от своих предшественников-психологов, оперировавших понятием ассоциации идей, Торндайк обратил внимание на ассоциацию между стимулом и реакцией организма, как основу поведения животного.

Хотя Торндайк в своих объяснениях экспериментальных фактов пытался ссылаться на нейрофизиологические представления о нервной системе как субстрате обучения, решения же проблемы обучения сводилось, по существу, только к констатации того, что животные могут приобретать полезные навыки, закрепляющиеся в результате упражнения. Бихевиористы, проводя эксперименты, не обращали внимание на самое главное- на мозговые процессы, возникающие в результате действия стимула, вследствие которых развивается ответнаая деятельность организма.

При этом бихевиористы не отрицали накличия сознания и мышления как функции мозга, возможных мозговых механизмов. Однако они не стремились их изучать, полагая, что это неосуществимо. Возникновение бихевиоризма было прогрессивным явлением в истории психологии, нанесшим удар идеалистическим представлениям о психической деятельности. Это направление показало, что ассоциация- связь не между идеями, а между стимулом и ответом организма.

Это был своего рода научный протест против адетерминизма и антропоморфизма в психологии. Однако отказ от изучения нервных механизмов поведения слишком сильно сужал значение этого научного направления. Противоречие между результатами эксперимента и попытками их объяснить привели в 20-30х годах к распаду бихевиоризма на несколько ветвей. Так, одни исследователи считали, что вся психическая деятельность сводится к операциям, действиям Б. Скинер, а другие придавали исключительное значение мотивам, побуждениям, стремлениям организма к цели Э. Толмен.

В дальнейшем необихевиористы стали широко пользоваться достижениями нейо физиологии, биологии, физики, химии и математики и их методиками при объяснении результатов своих экспериментов. Несмотря на значительный сдвиг в методическом подходе к поведению животных, необихевиористы в метологических трактовках экспериментов недалеко ушли от родоначальников своего направления. Их убеждения остались позитивистскими связь стимула и реакции они понимают не как результат причинно-следственной зависимости, а как корреляционное отношение.

Иной подход к изучению психических явлений связан с направлением, получившим название гемтальпсихологии. Представителями этого направления были, главным образом, немецкие психологи Коффка1886-1941, В. Кллер1887-1967, К. Левин1890-1947 и др. Основная идея этих психологов состояла в том, что восприятие всегда целостно и обучение должно рассматриваться не как образование ассоциации между стимулом и реакцией, а как некоторая реорганизация перцептивной деятельности перцепция-восприятие.

С точки зрения гемтальтистов, бихевиористы незаслуженно упрощают взаимоотношения между восприятием организмом внешней среды и ответной реакцией организма. Целостное восприятие, по мнению сторонников этого направления, не может быть выведено из отдельных его частей, в нм всегда присутствует ещ нечто, что характеризует своеобразие данного образа, или, пользуясь терминологией Левина, данного перцептивного поля. Однако гемтальтисты, как и бихевиористы, не пытались связывать свои представления с конкретным механизмом мозговой деятельности.

Идеи гемтальтпсихологии нашли в дальнейшем некоторое развитие в различных кибернетических теориях и в попытках машинного моделирования деятельности мозга, но они почти ничего не дали для изучения его реальной работы. Предпосылки возникновения учения о высшей нервной деятельности.

Благодаря трудам И.П. Павлова возникла и развилась физиология ВНД, основная задача которой- изучение закономерностей и механизмов работы головного мозга. Мы уже рассмотрели те общие истоки изучения деятельности мозга, которые были связаны с развитием различных областей психологии, и в первую очередь с экспериментальной психологией и зоопсихологией. Однако помимо этих общих предпосылок значительно большее влияние на возникновение учения о ВНД оказали успехи в физиологии, и в первую очередь в физиологии ЦНС. Поэтому, говоря о непосредственных истоках павловской теории работы мозга, следует указать на главные предпосылки.

Первой предпосылкой следует считать работы И.М. Сеченова о центральном торможении, последствиях сохранении следов возбуждения в нервной системе, суммации подпороговых раздражений, ритмической, электрической активности в продолговатом мозге и его знаменитую гипотезу о рефлекторных механизмах мозга. Второй педпосылкой послужили достижения отечественной и зарубежной физиологии, сосредоточившей внимание на роли нервной в деятельности организма, при этом существенную рорль нервной системы в деятельности организма, при этом единственную роль сыграли клинические наблюдения и идеи С.П. Боткина1832-1889. В результате этого формировался нервизм, т.е. направление, придающее доминирующее значение нервной системе в регуляции функций организма, поддержании его целостности и адаптации к среде.

Третьей предпосылкой явился материалистический взгляд на психику, получившей дальнейшее развитие в трудах русских революционных демокритов В.Г. Белинского 1811-1848, А.И. Герцена1812-1870, Д.И. Писарева1840-1868, Н.Г. Чернышевского1828-1889 и др. В борьбе с крепостничеством и самодержавием они формировали новое мировоззрение, для обоснования которого находили доказательства не только в общественных, но и в естественных науках.

Для них было очевидно, что представления психологов и философов-идеалистов о душе, отделнной от тела человека, не подтверждены опытом, они вытекают не из экспериментов и наблюдений, а из чистого умозрения.

Сами выдумали говорил Герцен духовные силы, да удивляются, что их ни найти нельзя, ни понять нельзя. Весьма резко и с большим убеждением против идеалистических взглядов на психику выступали все революционеры-демократы. Из сказанного следует, что павловское учение зиждтся, главным образом, на успехах отечественной научной мысли, которая, в свою очередь, уходит корнями в развитие революционно-демократических идей в России.

Достаточно напомнить, что филосовской предпосылкой развития русской физиологии, основоположником которой стал И.М. Сеченов, послужили воззрения революционных демократов. Они оказали влияние и на научное мировоззрения И.П. Павлова. Даже если бы не знали того факта, что И.П. Павлов, будучи семирамистом, вместе с товарищами тайком от начальства читал сочинения Писарева и другие запрещнные книги, что И.М. Сеченов поддерживал личное знакомство и дружбу со многими передовыми людьми своего века, то, судя по преемственности основополагающих научно-методологических, филосовских представлений, можно было бы сказать, что такое влияние действительно имелось.

Д.И. Писарев в статье Пчлы отмечал, что вздорные теории публицистов и историков будут разлетаться подобно мыльным пузырям до тех пор, пока их авторы не станут на тврдую основу фактов. Словыа и иллюзии говорил он гибнут факты остаются. И.П. Павлов незадолго до смерти писал в знаменитом завещании молоджи Факты-это воздух учного.

Без них ваши теории-пустые потуги. Великий физиолог с предельной ясностью, так же как и его предшественики-революционые демократы, понимал соотношение фактов и теории. Он часто изменял свои предположения, теоретические

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учение о физиологии

Рассмотрим историю двух последних, поскольку в них с наибольшей полнотой проявилась борьба извечно непримиримых философских течений- материализма и… При жизни же на организм постоянно падают атомы, отрывающиеся от предметов.… Эта сложная душа находится в различных отношениях с телом. Бессмертная душа независима от тела, она может переходить…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Возникновение психологии как науки

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги