Творческое мышление

МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК Факультет социального менеджмента и социальной работы Отделение практической психологии Эссе по курсу Общая психология Тема Творческое мышление Код SW013 Слушатель Комарова Наталья Валерьевна Преподаватель к.психол.н. Моргунов Е.Б. Дата регистрации . .2001 Оценка Москва 20012002 учебный год Оглавление Введение 1. Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества 1.1 Зарубежные исследования 1.2 Отечественные исследования 2. Отличительные особенности творческой личности 3. Методы стимулирования проявления творческих способностей 13 Заключение 15 Список использованных источников 16 выражение творческой мощи, свободной творческой энергии высшая функция человека.

Мэтью Арнолд Введение Творческое мышление один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания.

Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике.

Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются. В настоящей работе приводится обзор различных концепций и подходов к изучению творческого мышления, рассматриваются отличительные особенности креативной личности, а также анализируются факторы, влияющие на проявление творческих способностей. 1.

Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества

Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества 1.1

Зарубежные исследования

Рациональное сводилось к чувственному, отсутствовал анализ субъекта, е... О. Свершившееся в середине ХХ в. изобретение ЭВМ, способных решать задачи, которые ранее были доступны ... по 14, с.

Отечественные исследования

Отечественные исследования. В своих работах Пономарев подчеркивает принципиальное отличие человече... Другой признанный исследователь, Д.Б. Богоявленская, подходит к исследованию творческого мышления с позиций ... 2.

Отличительные особенности творческой личности

Карлсон, однако позднейшие исследования например, Т. А впервые применили психометрический метод для исследования креативнос... способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его нов... Фрейдом 10. Дружининым 1, с.

Методы стимулирования проявления творческих способностей

Вероятно, степень проявления творческих способностей зависит не только... Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня вн... Снятию влияния установок, сформировавшихся в процессе деятельности нап... 2 Поскольку для проявления креативности очень важно иметь высокую само... 16.

Заключение

Заключение В заключении считаю необходимым отметить 1 В рамках данной работы, наверное, невозможно охватить все концепции и подходы к исследованию творческого мышления остались неосвещенными работы Л.С. Выготского, Ч. Спирмена, оригинальный подход В.М. Вильчека, и других.

Однако, на основании анализа имеющихся в распоряжении материалов по проблеме, можно сделать следующие выводы Большинство авторов согласны, что в процессе творческого мышления большая роль отводится бессознательному.

Предложены различные схемы решения творческих задач, однако большинство авторов согласны, что в процессе такого решения задействуется как сознание, так и бессознательное, т.е. на разных этапах решения проблемы ведущая роль переходит от одной структуры к другой несмотря на многочисленные исследования, многие вопросы до сих пор остаются дискуссионными.

Например, большинство исследований строятся с использованием творческих задач, в то же время до сих пор не существует единого мнения о том, какие же задачи считать творческими.

Отечественным представителем информационного подхода Г.А. Голицыным 3 предложен следующий критерий если решение или множество решений задачи лежит за пределами множества исходных представлений т.е. сферы сознания субъекта, то именно такую задачу мы можем считать творческой.

Существует и другой подход к определению творческих задач, предложенный современным исследователем творческого мышления Я.А. Пономаревым класс задач, решения которых доступны машинному моделированию, не входит в класс творческих, к последнему могут быть отнесены лишь те, решения которых принципиально не поддаются машинному моделированию.

Более того, невозможность моделирования решения таких задач может выступить одним из достаточно отчетливых практических критериев подлинного творчества 11, с. 13. Исследователи также до сих пор так и не пришли к единому мнению, какие же личностные особенности считать основными для креативной личности.

Наиболее часто современными исследователями упоминаются такие индивидуальные особенности творческой личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, специфическое восприятие действительности, высокая внутренняя мотивация и эмоциональная лабильность. 2 В последнем разделе автор приводит свою возможную классификацию факторов, влияющих на возможности проявления креативности, а также некоторые способы воздействия на них.

Список использованных источников

Институт психологии РАН, 1997 5. Психология общих способностей СПб. заведений Мн. с англ. Татлыбаевой А.М.